Процесс пошёл
На подмосковные маршруты ежедневно выходят около 6 тысяч больших городских автобусов с надписью «Мострансавто» на борту. Среди них больше 700 ЛиАЗ-677, которые давным-давно надо бы заменить современными моделями, но, как известно, скоро только сказка сказывается. Серьезное же дело требует времени. И денег.
Даже автобусы ЛиАЗ-5256, большая партия которых в прошлом году поступила в пассажирские автотранспортные предприятия столичной области, по оценке генерального директора ГУП «Мострансавто» Александра Жижаева, дороговаты. Импортные агрегаты (двигатель, коробка передач, мосты), конечно, приближают его к европейскому уровню, но работникам завода предстоит еще немало сделать, чтобы окончательно убедить эксплуатационников в европейской надежности своей продукции.
Если сравнивать наработку на отказ 5256-го с предшественником (ЛиАЗ-677), то цифры почти на порядок выше. У современного автобуса она составляет 5–7 тыс. км (при суммарном пробеге 100 тыс. км), у ЛиАЗ-677 пробег между очередными поломками 700 км. От одного ремонта до другого этот автобус успевает отработать на линии всего 2 дня!
Около 10 лет назад на предприятиях «Мострансавто» появились импортные подержанные автобусы. Часть MANов из первой партии работают до сих пор. «Недавно я видел один из тех, первых автобусов недалеко от Ногинска, – рассказал Александр Жижаев. – Водитель, 52-летний ветеран «Мострансавто», высказался весьма одобрительно о самом автобусе и об условиях работы на нем».
Численность «иностранцев» в объединении перевалила за тысячу. Вместе с ЛиАЗ-5256 они составляют около одной трети парка больших городских автобусов, работающих на подмосковных маршрутах. Обращаться с ними, по выражению генерального директора объединения, надо «на Вы». Учились этому все вместе. Сначала на стареньких импортных автобусах, теперь на предприятиях не редкость и новые машины Mercedes-Benz, Setra, а также других европейских производителей.
Технический центр в Коломне – первый. В ближайших планах открытие подобного предприятия на севере Московской области, потом на юге и западе. Четыре центра возьмут на себя обслуживание импортных автобусов «Мострансавто» и сторонних клиентов.
Почему именно Коломна стала первой в этом деле?
В местной автоколонне 1417 насчитывается уже 125 импортных автобусов. Естественно, получилось так не само собой, а благодаря целенаправленной работе коллектива. В общем, существенную роль, как в любом другом деле, сыграл так называемый человеческий фактор. Такие тут собрались руководители и исполнители, что не хотели мириться с обстоятельствами, а решили в меру сил бороться за лучшее будущее.
Одна из проблем, с которой столкнулись эксплуатационники с первых шагов, – трудности с обеспечением запасными частями. По словам директора предприятия Н.Н. Сиделева, нередко возникали длительные простои дорогостоящего автобуса в ожидании необходимой детали, стоимость которой несколько сотен рублей. Рынок запасных частей для импортных автобусов только-только возникал, все везли из-за границы. Волей-неволей задумаешься, где и как их обслуживать и ремонтировать.
С появлением собственного Технического центра (Восточного, как его назвал г-н Жижаев), эта и подобные проблемы остались в прошлом. Обеспечить сервисную станцию необходимым инструментом, оборудованием, технической литературой, обучить специалистов помогли сотрудники ООО «ЕвоБус Русслэнд». Консигнационные склады запчастей организовали фирмы-партнеры. В результате получился великолепный Технический центр, готовый оказать необходимую техпомощь владельцам автобусов.
Директор отдела послепродажного обслуживания ООО «ЕвоБус Русслэнд» Павел Куркин высоко отозвался о деловых качест-вах сотрудников и руководителей нового Технического центра: «Концерн «Даймлер-Крайслер» весьма консервативен и разборчив в выборе партнеров. Мы удовлетворены тем, как относятся к делу в Коломне, и уверены в успехе».