«Кубань» культурная автолавка
Переделка автобуса
Приметный голубой автобус с номерами Тверской области часто гостит в столице. Года два назад я встречал его на товарно-продовольственной ярмарке, по выходным перекрывавшей неширокую улицу Коперника напротив метро «Университет». С автолавки продавали бутылочки и баночки с медом и какими-то снадобьями. Вскоре ярмарку закрыли, и этот автобус объявился у Экспоцентра на Красной Пресне, затем на ВВЦ и у Крокус-Сити. Прошлым летом он приезжал на автофестиваль «Экзотика», где я и познакомился с его владельцем.
Как автомобилист, выросший в годы развитого социализма, я определю марку того, что лежит в основе автолавки за долю секунды, даже увидев краем глаза на скорости во встречном потоке. На загородных дорогах автобусы «Кубань» встречались ненамного реже, чем ПАЗы и КАвЗы. В столице с «Кубаней» торговали книгами на вокзалах. Но в автомобильных справочниках о них не было ни слова. О том, что их выпускает какой-то завод в Краснодаре, я узнал... из случайного разговора с таксистом. Это было после того, как в журнале «За рулём» вышел снимок почти невероятного ДТП на какойто южной трассе: «Кубань» брюхом сидела на крыше «Жигулей», у которых даже стекла остались целыми. Наш журнал стал первым автомобильным изданием, подробно и внятно рассказавшим историю этих автобусов.
Голубая «Кубань» – самоделка. На заводе не выпускали грузовую или грузопассажирскую модификации без боковых стекол. В столичном регионе автобусы «Кубань» уже редкость, и моя память начинает меня подводить. С первого взгляда показалось, что автолавка построена на платформе старой «Кубани» с коротким шасси ГАЗ-5204. Но нет! Присмотревшись внимательнее, видишь, что у машины колесная база 3,7 м, а значит, шасси у нее длинное – от ГАЗ-53.
Длину базы и модель шасси «Кубани» можно определить по расположению боковых окон. У автолавки, разумеется, этого ориентира больше нет. К тому же по сравнению с базовым автобусом изменена задняя часть кузова, что нарушает привычные зрительные пропорции машины. Такая переделка не повлекла за собой серьезной переработки агрегатов шасси и изменения ходовых качеств прототипа.
По словам хозяина автолавки Сергея Петрова, в ее основе – автобус 1990 года выпуска («Кубань» строили до 1993-го). Но уверенности в этом нет. В 1980-х изменилась форма панели крыши «Кубани». Натренированный глаз Максима Шелепенкова безошибочно определил, что у автобуса крыша старого образца.
Трудно сказать, в каком виде автолавка вышла с завода, была она клубом, библиотекой, книжным магазином или просто пассажирским автобусом. Не знаю, где ее изготовили, в Краснодаре или Буденновске: там «Кубани» делали по краснодарской технической документации. Житель города Кимры Тверской области Сергей Анатольевич Петров купил нестарый, но разукомплектованный и неисправный автобус в начале 1990-х. Тогда многие жители российской провинции приобретали «убитые» автомобили: главное – купим дешево, а поставить на ход помогут знания и умелые руки.
Петров восстанавливал «Кубань» как торговую точку, востребованную в условиях встающего на ноги рынка. Сзади у серийной «Кубани» никогда не было торцевой двери. В прежние времена продавцы книг в погожие дни выносили складной прилавок и товар через пассажирскую дверь в правом борту. В непогоду книжной витриной становились окна автобуса, и продавец поднимался в салон за изданием, на какое укажет покупатель.
С сегодняшних фургонов-автолавок товар продают через заднюю дверь. Ее проем – большая витрина. Весь кузов становится удобным складом за спиной продавца. Закончил торговлю, закрыл створки двери – и можно уезжать. Поэтому Петров врезал в хвост «Кубани» двустворчатую торцевую дверь. У серийного автобуса форма кузова такая, что верхняя и нижняя половины заднего борта расположены под углом друг к другу. Изготавливать створки двери с горизонтальным изломом сложно и незачем, особенно в кустарных условиях. А чтобы они получились прямыми, понадобилось полностью изменить форму задней панели. Петрову удалось сделать это, не уродуя внешний вид машины. Задняя стенка наклонена вперед и силуэт стал динамичным. Задним углам кузова создатель автолавки придал скругленную форму. Поэтому кажется, что хвост автобуса изготовлен на заводе, а не кустарно. Сзади «Кубань» стала похожа на другой советский автобус, не числившийся в справочниках, – на обслуживавший киностудии «Чернигов». Грубоватым получился только задний бампер.
Скорее всего, хозяин ничего не потерял от того, что пропала часть полезного объема кузова: товар у него специфический и перевозить его приходится небольшими партиями. Здесь самое время сказать, что «мед и снадобья» – напитки и продукты, изготовленные на основе женьшеня, выращенного на плантации по агротехнике дикого корня. Дело в том, что сейчас Сергей Петров возглавляет Научно-производственный центр «Женьшень» в Кимрах, и на «Кубани»-автолавке он привозит бутылки и банки с целебным снадобьем на московские рынки, демонстрирует эту незнакомую многим продукцию. Добавим, что на выставках вроде «Экзотики», где много профессиональных автомобилистов, яркий автобус исчезающей модели привлекает внимание к себе, а значит, и к женьшеню.
Салон автолавки представляет собой грузопассажирский комби, разделенный двумя перегородками на жилую кабину, занимающий основной объем грузовой отсексклад и небольшую лавочку возле торцевой двери.
Рабочее место водителя осталось без переделок. По нему можно изучать, что представляла собой «Кубань» с точки зрения шофера. Например, в крышку капота врезана грубо изготовленная кулиса с рычагом переключения передач, от которой к коробке тянется стальная «оглобля» тяги управления. Когда капот открыт, «газовская» «восьмерка» кажется расположенной гдето внизу и с сиденья шофера хорошо видны коробка передач и даже карданный вал. В автобусной посадке за рулем, грузовых приборах и педалях нет никаких откровений.
В жилой комнате стол и лавка на несколько мест. Достаточно просторно. Отопление и плитка работают от бытового газового баллона. На тыльной стороне двери – садовый умывальник. Ничего не мешает приемлемо по меркам дальнего автомобильного путешествия переночевать и пообедать. Дощатая перегородка грузового отсека похожа на стенку, отделяющую террасу щитового садовоогородного домика. Проход из кабины в фургон – через дверь с каркасом из стального уголка. Вторая перегородка из досок отделяет «торговый зал» в хвосте кузова и одновременно служит витриной. Продавец сидит на пластиковом стуле, как в уличном кафе. В грузовом и торговом отсеке виден голый каркас кузова, который демонстрирует, из каких труб прямоугольного сечения был сварен на заводе остов серийной «Кубани».
Что в итоге? Легко просматривается поставленная и полностью достигнутая создателем машины цель. Нормальная рабочая лошадка, дешевая, надежная и практичная. А вот насчет того, что неэстетичная, готов поспорить. Без сомнения, «Кубань» далека от шедевров автомобильного дизайна. Но, переделывая кузов методами гаражного ремонта, создатель машины не изуродовал его, а достиг пусть примитивной и грубой, но все же органичной композиции, в которой серийные и самодельные элементы вполне стыкуются друг с другом. К тому же автолавка, как я уже сказал, своим видом привлекает к себе внимание публики, может стать шоустоппером, и это очень полезно для продвижения на рынке такого необычного товара, как женьшень.