Санитар города
Заявки на участие в конкурсе самодельных грузовиков присылают не только индивидуальные владельцы машин. Мы ждем отзывов и от тех, кто работает на необычных грузовиках, реконструированных на автобазах и ремонтных предприятиях. Одно из писем пришло от водителя автодормехбазы Юго-Восточного административного округа Москвы Александра Дудкина.
Машина, на которой работает Александр, – переделанный мусоровоз на шасси ГАЗ-3307. У прошедшего не один ремонт автомобиля внешность далеко не "выставочная", но это не страшно. Главное – в машине просматривается концепция, заметна поставленная и успешно решенная задача. Взявшись за постройку, работники коммунального хозяйства отлично представляли себе, какой автомобиль и для каких целей им необходим.
Эта машина используется для сбора мусора из урн, расположенных на остановках общественного транспорта, у входов в метро и возле магазинов. В отличие от сбора мусора из дворовых контейнеров, такая работа не механизирована. Помимо водителя, в машине едет мусорщик. Его задача – опрокидывать урны в кузов. Данный автомобиль изготовлен с учетом особенностей работы мусорщиков.
На некоторых автодормехбазах (АДМБ) для сбора мусора из уличных урн используют обычные самосвалы. Для мусорщика это самый неудобный вариант: приходится поднимать тяжелую переполненную урну на большую высоту и опрокидывать через борт. Представьте себе, какой это труд! На других базах используют серийные мусоровозы. У них есть свои достоинства и недостатки, но, главное, вместе с шофером на серийной машине может ехать только один мусорщик.
Опрокидывание кузова |
Чтобы тратить меньше времени на собирание мусора, надо грузить быстрее. Поэтому есть резон посадить в машину не одного, а нескольких мусорщиков. В наше время дефицита рабочих рук нет: неленивые и небрезгливые приезжие из стран бывшего СССР готовы загружать мусоровоз отходами, которые выбрасывают москвичи. Значит, мусоровоз должен вмещать нескольких пассажиров.
В обычную кабину ГАЗ-3307 физически можно посадить помимо водителя двоих. Но правила это запрещают. Даже если нарушать правила, двух рабочих для быстрой погрузки, по мнению коммунальщиков, тоже мало. Нужна многоместная двойная кабина.
Некоторые фирмы в наше время выпускают двойные кабины для горьковских грузовиков. Но такая кабина в заводском исполнении недешева. Да и серийных мусоровозов с двойной кабиной производители не предлагают: придется покупать кабину отдельно, мусорный контейнер отдельно. Большой по размерам стандартный кузов мусоровоза не встанет вместе с двойной кабиной на шасси обычной длины.
Работники базы решили, что сделать двойную кабину им по силам самостоятельно – проще и дешевле. Можно приварить к обычной кабине вторую, взятую со списанного грузовика. На любой автобазе есть кузовной цех, профессиональные сварщики, старые кабины и лишний металл для заделки промежутков, остающихся между панелями основной и дополнительной кабин.
Задняя стенка кабины в роли перегородки |
Все это удалось создателям данного мусоровоза. А об аккуратности сварных швов или дизайнерской эстетике можно не задумываться, для "рабочей лошади" это не имеет значения. Важно, что кабина обладает достаточной жесткостью, и крыша не течет. Заднюю стенку основной кабины не удаляли. Получилась перегородка, отделяющая водителя от пассажиров. Войти в дополнительную кабину можно только через правую дверь, левая дверь не открывается. Но в случае аварийной ситуации пассажиры задней кабины смогут выбраться через боковые окна, которые у ГАЗ-3307 большие.
Длинная двойная кабина занимает много места на раме. Производители серийной техники пытаются сохранить полезную площадь, удлиняя базу или задний свес. Это ведет к усложнению и удорожанию машины. У самодельного мусоровоза осталась стандартная длина базы, а пропорции автомобиля такие же, как у обычного "газика".
Создатели машины решились сильно уменьшить вместимость бункера по сравнению с серийным мусоровозом. Они подсчитали, что объем мусора, собираемого из урн в пределах одного района, не так уж и велик. Эта машина не вывозит мусор за десятки километров на загородный полигон. Собранные за смену отходы можно выгрузить на перевалочном пункте, расположенном на территории самой базы. Потом то, что собрали в пределах района несколько небольших машин, грузят в большегрузный транспортный мусоровоз, способный за один рейс вывезти на утилизацию большое количество отходов. Значит, чтобы освободить урны, на машине достаточно бункера, вмещающего в 2–2,5 раза меньше, чем у серийного мусоровоза на "газовском" шасси.
Через этот штуцер разбрызгивают жидкий реагент |
Именно такой компактный кузов занял место на раме грузовика позади двойной кабины. Погрузка осуществляется со стороны тротуара, через правый борт. Если надо высыпать в кузов содержимое большого бака, можно открыть всю панель правого борта, а небольшую урну можно опрокинуть в маленький загрузочный лючок, расположенный посередине откидной панели. Крышка большого откидного борта самодельная. Она навешена на верхние петли, как задний борт самосвала. Так удобнее разгружать. При погрузке в открытом положении крышку удерживает упор. Несмотря на усилители, жесткости крышке не хватает, и в открытом положении она изгибается, как лист бумаги. Если крышку усиливать дополнительно, она станет тяжелой. Возможно, не помешал бы второй упор, удерживающий крышку открытой. Чтобы закрытая крышка плотно прилегала к проему, на ней и на кузове сделаны петли, в которые вставляется стальной шкворень.
Между откидным кузовом-контейнером и рамой машины проложены два поперечных швеллера. Для разгрузки кузов опрокидывается только в одну сторону, на правый бок, туда, где люк. Вся система подъема бункера взята от серийных машин. У массовой модели самосвала саранского завода ГАЗ-САЗ-3507 заимствованы два важнейших узла – коробка отбора мощности и телескопический цилиндр, поднимающий бункер.
Загрузочный люк бункера для гравия и песка |
Гидравлическую систему опрокидывания кузова приводит в действие серийный насос-распределитель, установленный на раме машины справа, позади кабины. Система включается рычагом, расположенным прямо на насосе. Бачок для масла, питающего гидравлику, находится между подножками передней и задней секции кабины, примерно там, где у обычного самосвала.
Внешне трудно определить, от какой машины взят мусорный бункер. Похоже, это разрезанный кузов старого мусоровоза. По словам главного инженера базы, кузов заимствован у нечасто встречающейся в Москве уборочной машины, которую в 1990-х выпускали на Украине.
Позади основного бункера, в кормовой части машины, находится еще один. Он не откидывается. Это отсек для противогололедных составов. Обычно в нем возят песок или крошку. Такой груз высыпают на обледеневшую дорогу, открыв сдвижной лючок в задней стенке. Загружают песок и крошку через верхний люк. С левой стороны примерно треть заднего короба занимает резервуар для жидкого реагента. Чтобы разбрызгивать его, внизу есть небольшой штуцер, но жидкие химикаты на этой машине не возили давно.
Насос, приводящий в действие систему опрокидывания кузова |
Этот мусоровоз работники АДМБ начинали строить еще без участия нынешнего водителя. Завершать изготовление машины и приводить ее в рабочее состояние пришлось уже А. Дудкину. В августе 2004 года самодельный мусоровоз вышел на линию, и с тех пор ежедневно в любую погоду исправно несет службу.
Дудкин признается, что многие водители относятся к сборщикам мусора по-хамски. Установленный сзади знак "Дорожные работы" им ничего не говорит. Какой-то лихач на импортном автопоезде однажды задел стоящий у тротуара мусоровоз бортом полуприцепа, помял угол бункера, снес зеркало. Наверное, подобным "наездникам" не хватает интеллекта, чтобы понять очевидное. Без таких неказистых грузовиков и без людей, взваливших на себя эту грязную работу, город за короткий срок превратится в сплошную помойку.