<<< Назад

Скотовоз ОдАЗ для Пятачков

А. Говоруха, фото ОдАЗ
Еще в царской России в большинстве хозяйств применялся метод, при котором животные перегонялись с фермы своим ходом. С появлением автомобилей для этих целей нередко использовали бортовые грузовики, у которых наращивали борта. Такой способ не требовал значительных затрат на переоборудование автомобиля, а специальные мостики для завода животных в кузов могли быть сколочены из любых подручных досок. Этот подход удовлетворял руководителей совхозов и колхозов, пока не была просчитана эффективность работы таких транспортных средств. Ведь в одном бортовом кузове умещается лишь 4–6 голов крупного рогатого скота или около дюжины свиней. За решение проблемы скотовозов взялся Одесский автосборочный завод.
ОдАЗ-822
ОдАЗ-822
ОдАЗ-857Д
ОдАЗ-857Д
ОдАЗ-9958
ОдАЗ-9958
ОдАЗ-9959
ОдАЗ-9959
ОдАЗ-9976
ОдАЗ-9976
ОдАЗ-9976-0000010-10
ОдАЗ-9976-0000010-10
ОдАЗ-9979
ОдАЗ-9979
ОдАЗ-9385
ОдАЗ-9385

Чтобы хоть как-то загрузить свои мощности, молодое предриятие принимало к рассмотрению различные предложения. Невзирая на то, что на предприятии был налажен выпуск самосвалов, перспективным направлением считали разработку и выпуск автомобильных полуприцепов, которых не хватало в нашей стране.

В 1957 г. НАМИ предложил ОдАЗу разработать конструкцию полуприцепов-скотовозов. В то же время винницкий отдел сельского хозяйства передал одесскому автосборочному заводу предложение водителя-рационализатора об устройстве кузова полуприцепа-скотовоза.

К моменту выхода постановления о прекращении производства самосвалов в Одессе конструкторский отдел успел разработать конструкцию полуприцепов для перевозки скота ОдАЗ-822, подготовил документацию к освоению производства, чем обеспечил безостановочную работу цехов на 1959-й и все последующие годы. Успеху производства способствовало и то, что к этому времени на заводе уже сложился технически грамотный коллектив управленцев, технологов, мастеров и рабочих. Тем же постановлением № 422 кроме снятия с производства самосвалов предусматривалось создание при заводе специального конструкторского бюро СКБ ОдАЗ, имеющего отраслевое значение.

В 1959 году на предприятие пришел новый директор, и СКБ было разделено на отдельные группы, каждая их которых вела свое направление. Группа Г.И. Денисенко разработала полуприцеп-скотовоз ОдАЗ-822 для тягачей ЗИЛ-164АН и КАЗ-606. Первая промышленная партия из 70 полуприцепов для перевозки скота была выпущена в 1959-м. В следующем году руководство завода по предложению главного технолога А.Н. Костина решило дополнительно приобрести у Мытищинского машиностроительного завода 200 полуприцепов ММЗ-584Е с бортовой платформой, у которых нарастили борта.

В результате такой нехитрой модернизации получился так называемый скотовоз ОдАЗ-822А. Но после изготовления всей партии изделий на предприятии убедились в негодности конструкции. Поэтому после 1960 года в номенклатуре выпускаемой на ОдАЗе продукции остались только скотовозы модели ОдАЗ-822. Пока основные цеха увеличивали производство, КБ работало над модернизацией производимой продукции.

Коренному изменению скотовозы были подвергнуты в 1963 году. Новый ОдАЗ-857Б имел деревометаллический кузов – фургон прямоугольной формы с несущим основанием. Но освоение отечественной промышленностью двух новых седельных тягачей КАЗ-608В и ЗиЛ-130В1 внесло изменения и в конструкцию полуприцепов. С 1964 года в Одессе стали серийно выпускать скотовозы ОдАЗ-857Б, предназначенные для работы с новыми тягачами.

В кузов полуприцепа вмещалось до 16 голов крупного рогатого скота или до 55 свиней. При этом площадь пола составляла 20 м2. Погрузочная высота 1330 мм хоть и была немного ниже первых разработок, но по-прежнему осложняла погрузочно-загрузочные работы.

Стоит отметить, что полуприцепы-скотовозы были далеко не единственной продукцией предприятия. Избавиться же от выпуска излишнего количества техники, попавшей ранее в план производства, в то время можно было только путем передачи ее другому предприятию. Желающих принять на себя производство таких изделий не оказалось. Поэтому пришлось продолжать выпуск полуприцепов-скотовозов вплоть до 1969 года, несмотря на то, что с 1966-го сборку ОдАЗ-857Б начало Херсонское исправительно-трудовое предприятие ЮЗ-17-90.

Наименования и модели изделий Всего изготовлено штук
1960
1961
1962
1963
1964
1965
Полуприцепы-скотовозы
ОдАЗ-822 (грузоподъемность 7 т)
859
605
1050
785
-
-
ОдАЗ-857Б (грузоподъемность 6 т)
-
-
-
40
1568
1600

В 1971 г. конструкторский коллектив ОдАЗа передал в Херсон документацию и опытный экземпляр скотовоза ОдАЗ-857Д, где предусматривалась перевозка овец и маловесных свиней в два яруса. Внешне в конструкции этого полуприцепа можно было проследить металлический каркас пола второго яруса, верхняя часть обоих этажей не была закрыта, так в отделения поступали свет и воздух. Разборная конструкция позволяла перевозить крупный скот, при этом пол верхнего яруса демонтировался. При использовании полуприцепа в обычном режиме его характеристики не отличались от модели ОдАЗ-857Б.

Для перевозки телят в возрасте от 7 до 15 дней или поросят до 3 месяцев из репродуктивных ферм к промышленным откормочным комплексам на расстояние до 250 км в 1973 году был спроектирован полуприцеп-фургон ОдАЗ-9925. Кузов полуприцепа был сделан изотермическим и оборудован отопительно-вентиляционной системой, которая поддерживала внутри кузова температурный режим 12...18 °С при температуре окружающего воздуха до –30 °С. При этом в летнее время была предусмотрена принудительная вентиляция. Кузов рассчитан на 50 телят или 100 поросят. Документацию на его производство передали на Бакинский ремонтно-механический завод, который выпускал их серийно с 1977 г.

Более 15 лет в Херсоне продолжалось производство полуприцепов для перевозки скота. И только в 1987-м были разработаны полуприцепы-скотовозы ОдАЗ-9958 и ОдАЗ-9959 с цельнометаллическими кузовами. С этого момента использование деревянных элементов конструкций полуприцепов навсегда ушло в прошлое.

ОдАЗ-9958 предназначен для перевозки крупного рогатого скота и свиней в составе автопоезда с седельным тягачом ЗиЛ-130В1. Чтобы ввести и вывести животных, в задней и боковой стенке выполнены распашные двери.

Вторая разработка – ОдАЗ-9959 – с ломаной рамой в центре базы предназначалась для перевозки овец и свиней в два яруса. Площадь пола нижнего яруса составляла 19,9 м2, а верхнего – 14,9 м2. Такая компоновка полуприцепа позволяла перевозить до 200 овец весом от 35 до 50 кг или до 115 свиней весом до 130 кг.

Более простой в постройке оказалась модель «9958», поэтому в Херсоне объемы выпуска этого полуприцепа были на порядок выше, чем остальной продукции. Стоит отметить, что позднее специалисты СКБ внесли изменения в его конструкцию. В результате ОдАЗ-9958 можно использовать с тягачами МАЗ и КамАЗ.

И, наконец, последняя разработка одесситов – это ОдАЗ-9976 и ОдАЗ-9979 – самые большие скотовозы, когда-либо выпускавшиеся. Длина ОдАЗ-9979 более 13 м. Чтобы перевести 125 хрюшек, конструкторам пришлось установить цельнометаллический кузов на двухосной задней тележке. ОдАЗ-9979 – дальнейшее продолжение серии двухъярусных транспортных средств.

Сегодня на предприятии возобновили производство скотовозов. Одесский автосборочный завод предлагает две модели ОдАЗ-9958-0000010 и ОдАЗ-9976-0000010-10. При этом их выпускали в виде полностью закрытых цельнометаллических фургонов (модификации -0000012), а у 9976-0000011 вместо задней левой створчатой двери была дверь-трап.

Технические характеристики полуприцепов-скотовозов ОдАЗ
ОдАЗ-822 ОдАЗ-857 ОдАЗ-857Б ОдАЗ-857Д ОдАЗ-9925 ОдАЗ-9958
-0000010-10
ОдАЗ-9976
-0000010
ОдАЗ-9976
-0000011
Масса перевозимого груза, кг
7000
6000
6000
5850
4000
9100
12 300
12 300
Масса снаряженного полуприцепа, кг
3500
3700
3850
4650
5000
5300
6800
6800
Габаритные размеры, мм
8980x
x2520x3350
8654x
x2500x3200
8900x
x2500x3200
8900x
x2500x3200
8100x
x2480xx3550
11 200x
x2500x3400
13 350x
x2500x3400
13 350x
x2500x3330
Внутренние размеры, мм
8960x
x2380x1860
8614x
x2350x1830
8615x
x2350x1830
8615x
x2350x2350
7000x
x2245x1950
10 580x
x2330x1900
12 720x
x2330x1900
12 680x
x2330x1900
Кол-во голов свиней/ скота, шт
55/16
55/16
55/16
55/16
100/50
100/30
125/35
125/35
Кол-во осей/ кол-во шин, шт
1/4
1/4
1/4
1/4
1/4
1/4
2/8
2/8
Комментировать ... >>
Сергей, sbmsar06@mail.ru
(13.12.14)
Где купить одаз-9958
Егор
(18.05.12)
Да-а , перевозить скот-дело нелегкое ! Особенно в 30-градусную жару : мотор работает , кипит , а ты везешь этих животных !
оао т-агроснаб
(27.03.12)
где купить одаз 9976
Loading...