Полуприцепы-скотовозы ОдАЗ
Еще в царской России в большинстве хозяйств применялся метод, при котором животные перегонялись с фермы своим ходом. С появлением автомобилей для этих целей нередко использовали бортовые грузовики, у которых наращивали борта. Такой способ не требовал значительных затрат на переоборудование автомобиля, а специальные мостики для завода животных в кузов могли быть сколочены из любых подручных досок. Этот подход удовлетворял руководителей совхозов и колхозов, пока не была просчитана эффективность работы таких транспортных средств. Ведь в одном бортовом кузове умещается лишь 4–6 голов крупного рогатого скота или около дюжины свиней. За решение этой проблемы взялся Одесский автосборочный завод.
Чтобы хоть как-то загрузить свои мощности, молодое предриятие принимало к рассмотрению различные предложения. Невзирая на то, что на предприятии был налажен выпуск самосвалов, перспективным направлением считали разработку и выпуск автомобильных полуприцепов, которых не хватало в нашей стране.
В 1957 г. НАМИ предложил ОдАЗу разработать конструкцию полуприцепов-скотовозов. В то же время винницкий отдел сельского хозяйства передал одесскому автосборочному заводу предложение водителя-рационализатора об устройстве кузова полуприцепа-скотовоза.
К моменту выхода постановления о прекращении производства самосвалов в Одессе конструкторский отдел успел разработать конструкцию полуприцепов для перевозки скота ОдАЗ-822, подготовил документацию к освоению производства, чем обеспечил безостановочную работу цехов на 1959-й и все последующие годы. Успеху производства способствовало и то, что к этому времени на заводе уже сложился технически грамотный коллектив управленцев, технологов, мастеров и рабочих. Тем же постановлением № 422 кроме снятия с производства самосвалов предусматривалось создание при заводе специального конструкторского бюро СКБ ОдАЗ, имеющего отраслевое значение.
В 1959 году на предприятие пришел новый директор, и СКБ было разделено на отдельные группы, каждая их которых вела свое направление. Группа Г.И. Денисенко разработала полуприцеп-скотовоз ОдАЗ-822 для тягачей ЗИЛ-164АН и КАЗ-606. Первая промышленная партия из 70 полуприцепов для перевозки скота была выпущена в 1959-м. В следующем году руководство завода по предложению главного технолога А.Н. Костина решило дополнительно приобрести у Мытищинского машиностроительного завода 200 полуприцепов ММЗ-584Е с бортовой платформой, у которых нарастили борта. В результате такой нехитрой модернизации получился так называемый скотовоз ОдАЗ-822А. Но после изготовления всей партии изделий на предприятии убедились в негодности конструкции. Поэтому после 1960 года в номенклатуре выпускаемой на ОдАЗе продукции остались только скотовозы модели ОдАЗ-822. Пока основные цеха увеличивали производство, КБ работало над модернизацией производимой продукции.
Наименования и модели изделий | Всего изготовлено штук | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
1960 | 1961 | 1962 | 1963 | 1964 | 1965 | |
Полуприцепы-скотовозы ОдАЗ-822 (грузоподъемность 7 т) | 859 | 605 | 1050 | 785 | – | – |
ОдАЗ-857Б (грузоподъемность 6 т) | – | – | – | 40 | 1568 | 1600 |
Коренному изменению скотовозы были подвергнуты в 1963 году. Новый ОдАЗ-857Б имел деревометаллический кузов – фургон прямоугольной формы с несущим основанием. Но освоение отечественной промышленностью двух новых седельных тягачей КАЗ-608В и ЗиЛ-130В1 внесло изменения и в конструкцию полуприцепов. С 1964 года в Одессе стали серийно выпускать скотовозы ОдАЗ-857Б, предназначенные для работы с новыми тягачами. В кузов полуприцепа вмещалось до 16 голов крупного рогатого скота или до 55 свиней. При этом площадь пола составляла 20 м2. Погрузочная высота 1330 мм хоть и была немного ниже первых разработок, но по-прежнему осложняла погрузочно-загрузочные работы.
Стоит отметить, что полуприцепы-скотовозы были далеко не единственной продукцией предприятия. Избавиться же от выпуска излишнего количества техники, попавшей ранее в план производства, в то время можно было только путем передачи ее другому предприятию. Желающих принять на себя производство таких изделий не оказалось. Поэтому пришлось продолжать выпуск полуприцепов-скотовозов вплоть до 1969 года, несмотря на то, что с 1966-го сборку ОдАЗ-857Б начало Херсонское исправительно-трудовое предприятие ЮЗ-17-90.
В 1971 г. конструкторский коллектив ОдАЗа передал в Херсон документацию и опытный экземпляр скотовоза ОдАЗ-857Д, где предусматривалась перевозка овец и маловесных свиней в два яруса. Внешне в конструкции этого полуприцепа можно было проследить металлический каркас пола второго яруса, верхняя часть обоих этажей не была закрыта, так в отделения поступали свет и воздух. Разборная конструкция позволяла перевозить крупный скот, при этом пол верхнего яруса демонтировался. При использовании полуприцепа в обычном режиме его характеристики не отличались от модели ОдАЗ-857Б.
Для перевозки телят в возрасте от 7 до 15 дней или поросят до 3 месяцев из репродуктивных ферм к промышленным откормочным комплексам на расстояние до 250 км в 1973 году был спроектирован полуприцеп-фургон ОдАЗ-9925. Кузов полуприцепа был сделан изотермическим и оборудован отопительно-вентиляционной системой, которая поддерживала внутри кузова температурный режим 12…18 °С при температуре окружающего воздуха до –30 °С. При этом в летнее время была предусмотрена принудительная вентиляция. Кузов рассчитан на 50 телят или 100 поросят. Документацию на его производство передали на Бакинский ремонтно-механический завод, который выпускал их серийно с 1977 г.
Более 15 лет в Херсоне продолжалось производство полуприцепов для перевозки скота. И только в 1987-м были разработаны полуприцепы-скотовозы ОдАЗ-9958 и ОдАЗ-9959 с цельнометаллическими кузовами. С этого момента использование деревянных элементов конструкций полуприцепов навсегда ушло в прошлое.
ОдАЗ-9958 предназначен для перевозки крупного рогатого скота и свиней в составе автопоезда с седельным тягачом ЗИЛ-130В1. Чтобы ввести и вывести животных, в задней и боковой стенке выполнены распашные двери.
Вторая разработка – ОдАЗ-9959 – с ломаной рамой в центре базы предназначалась для перевозки овец и свиней в два яруса. Площадь пола нижнего яруса составляла 19,9 м2, а верхнего – 14,9 м2. Такая компоновка полуприцепа позволяла перевозить до 200 овец весом от 35 до 50 кг или до 115 свиней весом до 130 кг.
Более простой в постройке оказалась модель «9958», поэтому в Херсоне объемы выпуска этого полуприцепа были на порядок выше, чем остальной продукции. Стоит отметить, что позднее специалисты СКБ внесли изменения в его конструкцию. В результате ОдАЗ-9958 можно использовать с тягачами МАЗ и КамАЗ.
И, наконец, последняя разработка одесситов – это ОдАЗ-9976 и ОдАЗ-9979 – самые большие скотовозы, когда-либо выпускавшиеся. Длина ОдАЗ-9979 более 13 м. Чтобы перевести 125 хрюшек, конструкторам пришлось установить цельнометаллический кузов на двухосной задней тележке. ОдАЗ-9979 – дальнейшее продолжение серии двухъярусных транспортных средств.
Сегодня на предприятии возобновили производство скотовозов. Одесский автосборочный завод предлагает две модели ОдАЗ-9958-0000010 и ОдАЗ-9976-0000010-10. При этом их выпускали в виде полностью закрытых цельнометаллических фургонов (модификации 0000012), а у 9976-0000011 вместо задней левой створчатой двери была дверь-трап.
ОдАЗ-822 | ОдАЗ-857 | ОдАЗ-857Б | ОдАЗ-857Д | ОдАЗ-9925 | ОдАЗ-9958-0000010-10 | ОдАЗ-9976-0000010 | ОдАЗ-9976-0000011 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Масса перевозимого груза, кг | 7000 | 6000 | 6000 | 5850 | 4000 | 9100 | 12 300 | 12 300 |
Масса снаряженного полуприцепа, кг | 3500 | 3700 | 3850 | 4650 | 5000 | 5300 | 6800 | 6800 |
Габаритные размеры, мм | 8980x x2520x3350 |
8654x x2500x3200 |
8900x x2500x3200 |
8900x x2500x3200 |
8100x x2480xx3550 |
11 200x x2500x3400 |
13 350x x2500x3400 |
13 350x x2500x3330 |
Внутренние размеры, мм | 8960x x2380x1860 |
8614x x2350x1830 |
8615x x2350x1830 |
8615x x2350x2350 |
7000x x2245x1950 |
10 580x x2330x1900 |
12 720x x2330x1900 |
12 680x x2330x1900 |
Кол-во голов свиней/ скота, шт | 55/ 16 | 55/ 16 | 55/ 16 | 55/ 16 | 100/ 50 | 100/ 30 | 125/ 35 | 125/ 35 |
Кол-во осей/ кол-во шин, шт | 1/ 4 | 1/ 4 | 1/ 4 | 1/ 4 | 1/ 4 | 1/ 4 | 2/ 8 | 2/ 8 |