Не пропадать же добру!
Сотрудничество отечественных автозаводов с зарубежными партнерами развивается по разным сценариям. Некоторые предприятия осваивают сборку чужих моделей, другие создают СП и выпускают модель собственной разработки под чужим брендом.
Есть и третий вариант. Можно купить у иностранного партнера комплект бывшего в употреблении заводского оборудования. Обычно зарубежные автомобилестроительные компании продают конвейерную линию, когда собираются снимать с производства модель, которую выпускали на этом оборудовании. Демонтированную линию можно ввезти в Россию и установить на одном из наших заводов. В результате малой кровью будет освоено производство новой модели, которая станет «перепечаткой» снятой с производства иностранной машины. А лицензионное соглашение можно оформить так, что эта модель получит российскую марку и отраслевой индекс. Именно по этому пути пошла «Группа ГАЗ», которой в настоящее время принадлежит ЯМЗ.
Прошлым летом руководство «Группы ГАЗ» объявило, что на Ярославском заводе будет смонтирована линия по производству рядного 6-цилиндрового дизеля Dci11 для грузовых автомобилей, купленная у фирмы Renault Trucks. И в августе прошлого года наш журнал писал об этом. Пилотную партию новых моторов, получивших российскую марку ЯМЗ-650.10, «Группа ГАЗ» планирует собрать в августе этого года, а серийный выпуск по плану должен начаться в 2008-м.
Как же впишется французский мотор в существующее на Ярославском заводе производство? Новинку невозможно выпускать на одном конвейере с традиционными V-образными моторами ЯМЗ, а свободного цеха на заводе нет. Не означает ли это, что старая линия, на которой выпускали ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и их модификации, пойдет под разборку, а появление французского двигателя обернется прекращением производства старых моделей? Ответ на эти вопросы я получил, посетив Яро-
славский моторный завод.
Заместитель директора ремонтного завода В.Н. Кондря рассказывает о будущем производстве |
Освоение выпуска иностранной «шестерки» не означает конца конвейерной жизни любимых эксплуатационниками двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и других моторов собственной ярославской разработки. Спрос на автомобили, тракторы, строительные и военные машины с такими агрегатами в странах бывшего СССР не уменьшается. Да, выпуск базовых моделей V-образных двигателей завод освоил более 40 лет назад. Но эти моторы отлично зарекомендовали себя, конструкция хорошо изучена, обслуживание давно налажено, ресурс устраивает многих потребителей. Организации, эксплуатирующие технику в отдаленных районах страны, не находят этим моторам реальной альтернативы. Ежегодно завод производит примерно 65 тыс. двигателей. Конвейер, на котором собирают десятки модификаций привычных 6-, 8- и 12-цилиндровых дизелей, работает исправно, и никто не собирается его ломать. Кроме того, существует целый ряд обновленных моделей, созданных на основе «236-й» и «238-й». Эти V-образные ярославские моторы, как и семейство ЯМЗ-7511, уже удалось довести до экологических стандартов Euro 2, а модели новых серий ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 – до норм Euro 3.
В то же время новый собственник предприятия ищет способы расширения модельного ряда. Среди перспективных разработок есть 4-цилиндровые дизели для машин класса «Бычка», прорабатывается даже возможность совместного с иностранными партнерами создания дизеля для малотоннажных и легковых машин. Но ближайшая перспектива – выпуск французского дизеля, рассчитанного на традиционный сегмент рынка, – тяжелые грузовики. Генеральный директор ЯМЗ Николай Александрычев признался, что МАЗ едва ли не с советских времен просил у ЯМЗ рядный дизель.
Действующий конвейер ЯМЗ исправно поставляет V-образные моторы |
Теперь эта мечта становится реальностью. Двигатель Dci11 рабочим объемом 11,1 л и мощностью базовой модели 420 л.с. предназначен прежде всего для минских грузовиков. Его можно устанавливать на автомобили «Урал», КрАЗ и различную специальную технику. По плану выпуск двигателей семейства ЯМЗ-650 должен составить примерно 20 тыс. в год.
Линия по изготовлению двигателя Renault будет установлена не на территории ЯМЗ. Производством дизелей семейства Dci11 займется филиал ЯМЗ – Экспериментально-ремонтный завод (ТЭРЗ), расположенный в Тутаеве – примерно в 50 км от Ярославля.
Компетентные читатели сразу вспомнят про Тутаевский моторный завод. Данное предприятие тоже успешно производит двигатели, причем разработанные на ЯМЗ. Но Тутаевский моторный завод – самостоятельное производство, не входящее в «Группу ГАЗ». А Тутаевский экспериментально-ремонтный завод расположен по соседству, через дорогу от Тутаевского моторного завода. Этот завод, как и любое ремонтное предприятие, жил в основном за счет того, что принимал в ремонт дизели заказчиков. С 1988 года на ТЭРЗе изготовляли комплектующие, поставляемые на конвейер ЯМЗ. На заводе производили один из видов продукции, предлагаемой ЯМЗ на рынке, – дизель-генераторы. А еще здесь отрабатывались технологии ремонта дизелей ЯМЗ, поэтому он зовется экспериментальным.
Площадка, где идет подготовка к монтажу французского оборудования, раньше была ремонтным цехом. Не понадобилось с нуля строить новый заводской корпус. Дизели Renault будут выпускать в привычных глазу цехах из серого бетона, построенных в советское время. Площадь этих сооружений оказалась достаточной, чтобы смонтировать иностранный конвейер. Из помещения цеха вывезли старые станки, и на их месте готовят фундамент для французского оборудования.
Идет подготовка к монтажу французского конвейера |
Можно предвидеть замечания скептиков. Если выпуск данного двигателя прекратили во Франции, значит, он устарел или у него были какие-то конструктивные недостатки. В России сложилась сомнительная традиция обвинять отечественные заводы в покупке за рубежом заведомо устаревших технологий.
Заместитель директора тутаевского филиала Валерий Кондря заметил, что оборудование, которое поступает на бывший ремонтный завод, не старое и не устаревшее. Эту линию на заводе в Лионе ввели в эксплуатацию в 1999 году, а спустя два года модернизировали. По меркам моторостроения производство почти новое. Оснастка, скорее всего, не выработала ресурс. Почему же во Франции эта линия пошла под нож?
На заводе это объясняют так. После заключения альянса между компаниями Renault Trucks и Volvo было принято решение все модели грузовиков комплектовать двигателями Volvo, так как у этой фирмы более перспективный с точки зрения западного рынка модельный ряд. Сам Renault Trucks, как говорят ярославцы, отказывается от производства дизелей собственной разработки. По этой причине еще нестарая оснастка лионского завода вместо утилизации была продана «Группе ГАЗ» – не пропадать же добру зря. Однако нам известно, что Renault Trucks оснащает свои новые грузовики «шестеркой» следующего поколения DXi11. Если в Тутаеве освоят французский двигатель предыдущего поколения, он все равно будет значительно моложе отечественных моторов, в любом случае Dci11 может уложиться в нормы Euro 3 и Euro 4.
Правда, пока нет возможности выпускать в России весь Dci11 целиком. При его производстве неизбежно будут применяться импортные комплектующие. Например, топливную аппаратуру предстоит закупать у всемирно известной фирмы Bosh. У российских заводов нет ни опыта, ни необходимого оборудования для производства системы Common Rail. При этом руководство Ярославского завода планирует широкое внедрение данной системы на перспективных моделях. Разумеется, здесь не обойтись без помощи зарубежных партнеров.
Французский мотор будут выпускать в этом старом советском цехе |
Еще один вопрос: с какой коробкой передач можно агрегатировать новый дизель? В базовой комплектации ЯМЗ-650 будут предлагать с КП ZF. В последние годы выпущено немало отечественных грузовиков и автобусов с фирменными агрегатами. Многие эксплуатационники уже не боятся импортной коробки и заказывают оснащенные ею машины. Но на ЯМЗ прекрасно понимают, что многочисленные потребители выберут отечественную КП, так как она дешевле. Поэтому конструкторы предусмотрели возможность адаптации к французскому дизелю привычной коробки ЯМЗ-239. Для этого приходится разрабатывать ее модификацию с измененной формой картера сцепления.
Следует добавить, что группа инженеров и рабочих Ярославского завода прошла стажировку в Лионе на заводе Renault Trucks, а другая группа проходит ее на предприятии фирмы Bosh.
Во время короткой экскурсии на ЯМЗ заводчане не сумели показать ни одного живого экземпляра французского дизеля: образцы этих агрегатов в тот день еще не доставили в Ярославль. Но в августе обещают пригласить нас на сборку первого двигателя.