Автомобильная революция!
Сборка автомобилей Fiat Ducato на новом автозаводе компании Sollers
|
О сборке коммерческих автомобилей Fiat Ducato в Особой экономической зоне «Алабуга» компания Sollers («Северсталь-Авто») объявила чуть более года назад. Завод начали строить 22 марта 2007 года, а в июне 2008-го я наблюдал, как новенькие Fiat Ducato российского производства покидают сборочный конвейер. Приглашение посетить новый автозавод не застигло меня врасплох. Но что я увидел по прибытии на место, превзошло все мои ожидания. С производственной зоной в Елабуге связано множество неудачных проектов. Завод строили как тракторный, позже в приказном порядке под выпуск «народной микролитражки» перепрофилировали в автомобильный, следом шло СП с итальянцами по выпуску Fiat Panda и первый частный «отверточный» проект с Chevrolet Blaizer, потом некоторое время выпускали автобусы «Скантат» на шасси Scania (от которых шведы открещивались как только могли). И складывалось такое впечатление, что этот список будет продолжаться до бесконечности. И вот теперь Fiat Ducato. Очередное отверточное производство в наспех переоборудованных старых корпусах? Нет, суперсовременное лицензионное производство!Еще издалека знакомые очертания елабужских производственных корпусов предстали передо мной в новом цвете. Я не оговорился, именно цвете. От серых мрачных построек 1980-х годов не осталось и следа, все цеха переливаются жизнерадостными красками. При организации нового завода промышленному дизайну уделили особое внимание. Рабочее пространство должно создавать только положительные эмоции, тогда и люди будут работать с полной отдачей. Может и правда причина наших неудач в автомобилестроении скрывалась именно в этом? Будет повод проверить.А если серьезно, то для выпуска не самых современных фургончиков Fiat Ducato (в Италии машины этого поколения сняты с производства в прошлом году), на российской земле построили самый современный сборочный завод. Чего стоит одна автоматическая сварочная линия из 16 японских роботов последнего поколения Fanuc или автоматический окрасочный комплекс Eisenmann, а для сборки машин использована система Fast Plant – вертикальный конвейер автоматической подачи сборочных едениц.Пока большинство комплектующих для Fiat Ducato поступает из-за рубежа, но уже работает программа замещения и скоро многие детали будут производить в России, что повлечет за собой привлечение новых технологий. А на самом заводе в Елабуге в 2009 году должен заработать свой штамповочный (!) цех, что еще редко встречается при организации подобных проектов. Правда, металл до 2010-го включительно обещают использовать только импортный с двухсторонней оцинковкой, чтобы гарантировать 12-летний срок службы кузова без появления сквозной коррозии, а позже планируют организовать прокат стального листа надлежащего качества на одном из собственных заводов. Кстати, к антикоррозионной обработке кузовов здесь подходят с особой тщательностью: катафорезные ванны и нанесение противошумных и герметизирующих мастик – обязательные технологические операции.На площадях производственного комплекса Sollers в ОЭЗ «Алабуга» создается парк поставщиков автокомпонентов, где будут производиться пластиковые детали интерьера и экстерьера, сиденья, выхлопные системы, подвески. Дизельные двигатели для автомобилей Fiat Ducato будут собираться и в России. В конце 2008 года на площадке принадлежащего Sollers Заволжского моторного завода начнется производство итальянских дизельных двигателей F1А, их будут собирать на основе СП с компанией FIAT Powertrain Technologies (двигателестроительного подразделение FIAT). Таким образом, благодаря активному развитию автокомпонентных производств уровень локализации по автомобилям Fiat Ducato превысит 70%.Во сколько же обошелся новый завод? По официальным данным в него уже вложено $200 млн., и предполагается вложить еще порядка $100 млн., на развитие парка поставщиков. Завод Sollers-Елабуга рассчитан на выпуск 75 тыс. автомобилей Fiat Ducato в год, и в этом году планируется изготовить не менее 10 тыс. Мощности наращиваются постепенно, сегодня завод работает в одну смену, осенью запустят вторую, а с 2009-го – третью. Из моделей пока собирают только топовую – со средней базой и средней крышей, но планируется выпускать весь модельный ряд фургонов и микроавтобусов, включая специальные модификации – медицинские, маршрутные или школьные автобусы. Цены на машины обещают вполне демократичные – от 489 тыс. руб. за короткий фургон с низкой крышей, до 700 тыс. руб. – за большой микроавтобус. |