Надёжная опора оборонного ведомства
С тех пор как появились самодвижущиеся экипажи с двигателями внутреннего сгорания, закономерный интерес к ним проявляли военные ведомства многих стран. Пройдя в своей эволюции длинный путь, автомобили сегодня по праву стали неотъемлемым звеном сухопутных войск армий всех государств мира. Не является исключением и Россия.
В нашей стране вопросами развития военной автомобильной техники занимается Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) Министерства обороны Российской Федерации. Думается, читателям журнала «ГП» в канун Дня защитника Отечества будет интересно узнать о нынешнем уровне армейских автомобилей и о том, какими они будут в ближайшей перспективе.
Направления главного удара
Особенности современных прогнозируемых боевых действий, развитие форм и способов вооруженной борьбы, опыт войн и вооруженных конфликтов последнего периода показывают, что подвижность и маневренность становятся важнейшими факторами боевой мощи войск. В этом смысле военная автомобильная техника (ВАТ) как неотъемлемая часть вооруженных сил, становится основным средством, обеспечивающим тактическую и оперативную подвижность войск и мобильных наземных объектов вооружения и военной техники (ВВТ). Не случайно автомобильные базовые шасси (АБШ) являются транспортной базой для большинства наземного подвижного вооружения и военной техники российской армии. А это ни много ни мало свыше полутора тысяч образцов.
Отрадно отметить, что главным итогом совместной работы ГАБТУ и отечественного автопрома за последнее десятилетие стало создание научно-технического, технологического и производственного задела, который позволяет удовлетворить требования заказчиков ВВТ и обеспечить подвижность войск.
Сегодня разработаны и созданы семейства специальных колесных шасси Брянским и Минским заводами колесных тягачей, многоцелевых автомобилей семейства ГАЗ, их более тяжелых собратьев серий «Мустанг», выпускаемых на КАМАЗе, и «Мотовоз», изготавливаемых на АЗ «Урал», модернизированы двухзвенные гусеничные машины ДТ-10П и ДТ-30П («Вездесущий»), гусеничный тягач МТ-ЛБ (изд. 6МА 6МБ). При разработке требований к современным образцам армейской автомобильной техники ключевыми стали пять принципов.
• Обеспечение опережающего развития автомобильных базовых шасси по отношению к вновь создаваемым важнейшим наземным образцам оружия.
• Разработка перспективных образцов ВАТ преимущественно в составе унифицированных семейств, охватывающих сразу несколько классов грузоподъемности.
«Тигр» |
• Использование модульного принципа построения конструкции как основы унификации, последующей модернизации и конструктивной преемственности по монтажным характеристикам с серийно выпускаемыми образцами.
• Одновременно с разработкой новых образцов ВАТ развитие технической и технологической основы системы сервисного обеспечения войск для поддержания технической готовности и восстановления колесной техники.
• Создание заводами автопрома армейских автомобилей и их компонентов на основе двойной технологии с опорой исключительно на отечественную индустрию.
На ближайшую перспективу оборонное ведомство страны сконцентрирует свои усилия на решении трех важнейших задач. Во-первых, вдвое уменьшить количество базовых машин в новом типаже ВАТ. Во-вторых, перейти от подетальной унификации внутри семейств к более значимой поагрегатной взаимозаменяемости. В-третьих, существенно (в 1,5...2 раза) повысить технический уровень машин и снизить затраты на поддержание их в технически исправном состоянии.
Новому типажу – новые конструктивные решения
Для решения указанных задач потребуются новые конструкторско-технологические разработки, проведение организационных мероприятий и подготовленные специалисты.
По многоцелевым автомобилям предполагается создать два семейства машин. Первое из них формируют три базовые модели автомобилей грузоподъемностью соответственно 1; 1,5 и 2,5 т. Эти образцы будут иметь модульную конструкцию с возможностью усиления защиты экипажа. Основу второго семейства составят конструкции трех базовых моделей грузоподъемностью 4; 6 и 10 т соответственно в двух-, трех- и четырехосном исполнении. Степень поагрегатной унификации – не менее 85%, выпускаться машины могут на двух предприятиях по единой конструкторской документации. Сделать это сложно, но другого пути нет.
Упомянутые семейства автомобилей многоцелевого назначения будут создаваться на базе унифицированных типоразмерных рядов агрегатов и узлов с применением модульного принципа конструирования и компоновки. При их создании должна быть обеспечена конструктивная преемственность по монтажным характеристикам с серийно выпускаемыми образцами.
Урал-6361 |
Чтобы достичь требуемого технического уровня, по мнению специалистов ГАБТУ, необходимо внедрять электронику и новые системы управления движением, снижающие утомляемость водителя; повышать проходимость автомобилей за счет автоматического регулирования силы тяги и скорости движения; повышать защищенность и скрытность (убирать шумы, подбирать окраску и др.); улучшать качество изготовления и ремонтопригодность машин и расширять функциональные возможности АБШ.
В конструкции машин должны применяться гибкие трансмиссии с использованием автоматических преобразователей энергии и оптимальным подводом мощности к колесным движителям; независимая подвеска с регулируемыми параметрами; новые типы бескамерных шин радиальной конструкции с автоматической системой регулирования в них давления воздуха; бортовые информационно-управляющие системы с функциями контроля и диагностики, саморазгружающиеся платформы типа «мультилифт».
Развитие специальных колесных шасси и колесных тягачей пойдет по пути создания многофункциональных платформ, которые будут способны обеспечить подвижность новых видов оружия и военной техники. При их разработке предполагается использование моторно-трансмиссионной установки (МТУ) в составе дизельного двигатель-генератора или электрохимических генераторов, электротрансмиссий с индивидуальным подводом мощности к каждому мотор-колесу с тяговыми электродвигателями, систем автоматизированного управления МТУ с электротрансмиссией, всеколесного рулевого управления, длинноходовой управляемой подвески колес.
Для военных гусеничных машин транспортно-тягового класса необходимо создание нового класса сочлененных (двухзвенных) гусеничных машин легкой категории грузоподъемностью до 4 т. Модернизация существующих машин будет проходить в направлении расширения диапазонов бесступенчатого регулирования силы тяги и скорости, по характеристикам систем подрессоривания, применения электрических и гидростатических преобразователей кинематических и силовых потоков.
Унификацию моторно-трансмиссионных установок и трансмиссий гусеничных машин с колесными предполагается осуществлять на основе создания четырех типоразмеров гидромеханической трансмиссии (ГМТ) модульной конструкции, перекрывающих все классы грузоподъемности существующих и перспективных колесных и гусеничных машин.
«Мустанги» штурмуют бездорожье |
Достоинствами ГМТ является широкий диапазон тяговых и скоростных характеристик. Они эффективнее своих механических аналогов, поскольку при использовании последних водитель армейской машины переключает скорости по 150...200 раз в час. Естественно, что такой режим работы отвлекает внимание от дороги и утомляет водителя (что имеет особое значение в боевых условиях).
Еще одно преимущество такой трансмиссии – увеличение срока службы двигателя на 20...30%. Применение гидромеханических трансмиссий, у которых переход с одной передачи на другую происходит без разрыва потока мощности, дает возможность колесной машине двигаться с наи-меньшими энергетическими затратами и высокими скоростями. Большие возможности открывают автоматические трансмиссии с электронно-программируемыми устройствами. Главный аргумент в их пользу – обеспечение плавного и точного переключения передач в соответствии с частотой вращения коленчатого вала двигателя во всем его силовом диапазоне.
Гидрообъемные трансмиссии привлекают внимание военных специалистов удобством компоновки, относительно небольшими массогабаритными показателями, бесступенчатым регулированием скорости и тяговых усилий, возможностью подведения крутящего момента к каждому колесу такой величины, какую оно способно реализовать при сцеплении с грунтом.
Чтобы повысить защищенность экипажей армейских автомобилей, будут использоваться специальные унифицированные кабины каркасно-панельной конструкции со встроенными узлами крепления элементов локального или объемного бронирования либо специальные модули для водителя.
Министерство обороны совместно с промышленностью в основном завершило разработку и освоение серийного производства типоразмерного ряда кузовов-контейнеров. Применение последних позволяет повысить мобильность ВВТ благодаря возможности их перевозки различными видами транспорта; обеспечивает саморазгрузку и независимость использования кузова-контейнера и транспортного средства; дает возможность создавать модули различной конфигурации и объемов, а также хранить образцы вооружения на базах и в арсеналах без шасси; сократить затраты на обслуживание и хранение. Благодаря этим свойствам кузова-контейнеры находят очень широкое применение в войсках.
МЗКТ-7917 с ракетой «Тополь М» |
Ставка на автокомпоненты
Безусловно, организация выпуска армейских колесных машин нового поколения немыслима без производства современных автомобильных компонентов. Поэтому, чтобы обеспечить технологическое перевооружение и повысить эффективность работы головных предприятий отрасли, необходимо привлечь смежные отрасли промышленности для производства высококачественных материалов, комплектующих изделий, технологического и испытательного оборудования, и, кроме того, привлечь инвестиции для перевооружения предприятий автопрома.
Огромное значение в этой связи приобретает производство высокотехнологичных автомобильных компонентов. Речь идет о форсированных экономичных дизельных двигателях мощностью 75...150 кВт и 1100...1500 кВт; гидромеханических коробках передач, унифицированном ряде агрегатов трансмиссии; элементах независимой подвески; электронных системах управления, приборах автомобильной электроники.
Смежным отраслям промышленности предстоит освоить выпуск типоразмерного ряда (типажа) автомобильных шин повышенной проходимости радиальной конструкции, которые могут работать с переменным внутренними давлением воздуха; резинотехнических изделий с гарантийным сроком службы не менее 15 лет; изделий из керамики; микропроцессорных систем управления движением, новых электрохимических источников энергии с длительным сроком службы и улучшенными техническими характеристиками.
Для создания перспективных колесных шасси потребуется разработка и освоение производства топливных элементов и комбинированных энергетических установок, электродвигателей, колесных редукторов, новых элементов подвески – управляемых стоек колес.
Например, в качестве перспективных источников энергии рассматриваются твердотопливные элементы с КПД не менее 50%. Большие надежды возлагаются и на мембранные технологии. Пропуская компоненты (определенные виды газов или воздух) через специальную мембрану, разлагают их ионы кислорода и водорода, т. е. обеспечивают прямое получение энергии. Эффективность подобного метода очевидна.
БАЗ-6910 |
Применение электротрансмиссий стало возможным после создания работоспособного мотор-колеса, в которое вмонтированы тяговый электродвигатель, бортовой редуктор, рабочий и стояночный тормозные механизмы. Такая схема обеспечивает простоту замены перечисленных агрегатов в сборе в случае их неисправности. Электропривод оснащается тиристорной противобуксовочной системой и электронными устройствами, управляющими работой тяговых электродвигателей.
Составляющие успеха
Важным моментом является развитие инфраструктуры в рамках оборонного ведомства, обеспечивающей деятельность мобильных ремонтных служб. В Советской Армии существовала система планово-предупредительного ремонта военной техники. Она доказала свою эффективность. Не случайно многие ее элементы в конце 1960 годов переняли соответствующие службы сухопутных войск НАТО. Достаточно рациональным представляется введение в действие системы контрольного диагностирования. Например, если машина находится в эксплуатации, то использование диагностической аппаратуры позволит определить состояние узлов и агрегатов, после чего принимается решение о необходимости проведения профилактических или ремонтных мероприятий. Этот же способ позволяет определить оставшийся ресурс автомобиля, находящегося на хранении. Таким образом, предполагается заметно снизить затраты на сервисное обслуживание и ремонт.
Нет никаких сомнений в том, что назрела необходимость довести периодичность технического обслуживания до 30 тыс. км. Конечно, это повышает требования к агрегатам и механизмам, применяемым моторным и трансмиссионным маслам, используемым пластичным смазкам, топливу, охлаждающей жидкости. Тем более что сейчас на военных машинах все шире используются высокофорсированные силовые установки.
Надо признать, что государство по заказу Министерства обороны вкладывает средства в разработку новой техники. Создаются опытные образцы ВАТ и конструкторская документация для их производства. Появляющийся при этом научно-технический задел используется для выпуска техники двойного назначения. Так, конструктивные наработки по диагностике, автоматизации управления движением, обеспечению высокой проходимости и защищенности ВАТ широко применяют на заводах при изготовлении продукции, делают ее конкурентоспособной как на внешнем, так и внутреннем рынке. Этим обеспечивается, с одной стороны, снижение стоимости производства ВАТ, с другой – заметно уменьшаются расходы на содержание мощностей на особый период.
Урал-4320 |
В ГАБТУ считают, что с созданием в автомобильной промышленности интеграционных холдинговых управляющих компаний возникли более благоприятные условия для совместной работы и улучшения общей ситуации на заводах отрасли. В последние годы наблюдается финансовое оздоровление и технологическое перевооружение предприятий. Подтверждением сказанному является успешная работа финансово-промышленной группы «БелРусАвто» по созданию дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro 2 и Euro 3.
Весьма важно разрешение проблем конкуренции между отечественными автозаводами. Очевидно, что настало время перейти от соперничества к партнерству. В противном случае, как показывает опыт, проигрывают все, а на освободившееся место приходят силы извне. Пример тому – разработка и организация производства малого дизеля с рабочим объемом цилиндра один литр. Несколько лет противоборства, а в итоге появляются проекты зарубежных фирм.
Несмотря на все трудности становления рыночной экономики, имеются все основания утверждать, что российские Вооруженные силы будут оснащены самыми совершенными армейскими автомобилями.