<<< Назад

«Дозор» и другие
Техника Харь­ков­ского кон­струк­тор­ского бюро по ма­ши­но­стро­е­нию имени А.А. Мо­ро­зова (ХКБМ)

А. Говоруха

Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова (ХКБМ) – одно из ведущих КБ не только на Украине, но, пожалуй, и на всем постсоветском пространстве. Здесь занимаются созданием и совершенствованием танков, а в последнее время – разработкой колесной военной и гражданской техники.

За 75 лет коллектив конструкторов, исследователей, технологов и рабочих опытной базы разработал и освоил в производстве многие образцы боевой техники. ХКБМ представляет сейчас многопрофильную организацию, выполняющую работы по проектированию, изготовлению опытных образцов и испытанию изделий. КБ располагает штатом квалифицированных инженеров-конструкторов и производственной базой (где есть все основное оборудование, необходимое для изготовления танков), участком полевых испытаний с полигоном (где могут быть подтверждены огневые и ходовые характеристики изделий), а наличие опытно-исследовательской базы с большим количеством специализированных стендов позволяет испытывать и доводить отдельно все основные узлы и системы танков и других военно-гусеничных машин, что существенно сокращает сроки испытаний и доводки изделий в целом.

Совсем недавно кроме гусеничной военной и специальной техники в стенах ХКБМ большое внимание стали уделять и колесной технике. Вооруженным силам Украины, да и ряда других стран СНГ давно требуется замена морально устаревшей техники. Учитывая большой опыт работы в военной сфере, конструкторы ХКБМ разработали технику с колесными формулами 8х8 и 4х4.

Восьмиколесный БТР-4 был разработан в 2006 году. Он предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. БТР-4 используется для оснащения подразделений, способных вести боевые действия в различных условиях, в том числе при применении противником оружия массового поражения. БТР может быть базовой машиной для оснащения специальных сил быстрого реагирования и морской пехоты. Его можно использовать для выполнения поставленных задач днем и ночью, в различных климатических условиях, на дорогах с различным покрытием и в условиях полного бездорожья, при рабочей температуре окружающего воздуха от –40 до +55 °С. БТР-4 имеет три отделения: переднее – отделение управления, среднее – моторно-трансмиссионное отделение, заднее – боевое и десантное. Подобная компоновка позволяет быстро трансформировать боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии для создания широкого семейства машин. Грузоподъемность шасси бронетранспортера позволяет устанавливать дополнительную броневую защиту против автоматических малокалиберных пушек.

Сегодня ХКБМ предлагает на базе БТР-4 следующие варианты техники: командирская машина БТР-4К; боевая разведывательная машина БРМ-4К; боевая ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ; машина огневой поддержки МОП-4К; командно-штабная машина БТР-4КШ; бронированная санитарно-эвакуационная машина БСЭМ-4К.

Наибольший интерес среди техники ХКБМ вызывают двухосные вездеходы. Первым в 2004 г. появилось на свет многоцелевое колесное транспортное средство «Дозор-А» в исполнении «многоцелевой автомобиль».

Дозор Б

«Дозор-А» с приводом на все колеса является базовой машиной в семействе автомобилей двойного применения грузоподъемностью от 2 до 6 т, предназначен для перевозки грузов, людей и буксировки прицепов. У автомобиля четырехдверная кабина и тентованный кузов. Большое внимание при проектировании было уделено внешнему виду. Машина должна не только выполнять все возложенные на нее задачи, но и вписываться в поток с другими транспортными средствами.

«Дозор-А» можно использовать для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и сил быстрого реагирования в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования; применять при выполнении войсковых и миротворческих операций; эксплуатировать в гражданских организациях как при наличии автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.

Возможные варианты его исполнения – милицейский автомобиль, инкассаторская машина, машина «скорой помощи», машина технической помощи, микроавтобус, джип; пикап, грузовик грузоподъемностью до 6 т.

В начале 2006 г. был показан «Дозор-Б», который представляет собой дальнейшее развитие машин с колесной флормулой 4х4. В отличие от своего «старшего брата» «Дозор-Б» создан в исполнении «бронетранспортер», в первую очередь предназначен для перевозки грузов и людей и обеспечивает защиту от воздействия стрелкового оружия.

Внешний вид этой машине навязывает ее военное предназначение. Да и салон транспортного средства аскетический: складные страпонтены, просторный центральный проход, вход для пассажиров через распашную дверку в корме кузова. Это больше сближает «Дозор-Б» с бронетранспортером, нежели с обычным полноприводным автомобилем. «Дозор-Б» можно использовать для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и сил быстрого реагирования полиции, в качестве транспортного средства или носителя различного вооружения и военного оборудования и применять при выполнении войсковых и миротворческих операций, как при наличии сети автомобильных дорог, так и в условиях бездорожья.

Несмотря на специфику «Дозор-Б» может иметь варианты исполнения: бронетранспортер; бронеавтомобиль; машина радиационной и химической разведки; командирская машина; санитарный автомобиль; разведывательный автомобиль.

 

 

Комментировать ... >>
Русий l_tiger@meta.ua
(18.11.07)
Якщо хтось знае- підкажіть
На Укравтобуспромі свого часу зпроєктували "Український хамер"
Яка доля цього проекту, і де знайти про нього інформацію?
Loading...