«Вахта» уральских автостроителей
Вахтовые автобусы производства АЗ «Урал»
Вахтовые автобусы (или «вахтовки») АЗ «Урал» выпускает с 2000 г. Для тех, кто не знает, что такое вахтовые автобусы, скажем: это отделенный от кабины пассажирский кузов, установленный на шасси грузового автомобиля. Правда, это сильно упрощенное объяснение. На самом деле «вахтовки» – отдельное направление в автомобилестроении. Такие машины должны перевозить людей на буровые установки, газодобывающие промыслы, лесоразработки. В общем, туда, где и дорог-то нормальных нет, а люди работают вахтовым методом.
Естественно, кузова вахтовых автобусов чаще всего устанавливаются на шасси автомобилей повышенной проходимости, поскольку условия работы таких машин – бездорожье. И как можно более надежных. В этом Уральский автозавод оказался наи-более приспособленным для комплексного подхода к созданию универсальной конструкции вахтовых автобусов. Посудите сами: автозавод (сегодня АЗ «Урал») с 60-х годов строил только автомобили повышенной проходимости для армейских нужд, главным образом, полноприводные шасси под различное оборудование.
Сначала шасси отправлялись на другие заводы для установки на них пассажирских и других закрытых кузовов (например, передвижных авторемонтных мастерских или комплексов радиосвязи). Такими предприятиями были КАвЗ, Шумерлинский комбинат автомобильного оборудования, НЕФАЗ и др. В то время на «Уралы» устанавливали армейские КУНГи с деревянным каркасом, имевшие в лучшем случае лавочки для пассажиров.
Впрочем, представления гражданских заказчиков о комфорте сильно отличаются от армейских, а потому пассажирские кузова стали получать интерьер автобуса. Спрос на такие транспортные средства постоянно возрастал, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, где бездорожье обычное явление. И на самом «УралАЗе» задумались о создании собственного подразделения по изготовлению вахтовых кузовов. И это логично. Автомобильное производство рядом, за шасси далеко ходить не надо, адаптировать и модернизировать «вахтовки» удобно. Сегодня сборка вахтовых кузовов выделена на заводе в отдельное конвейерное производство.
Конечно, современные вахтовые автобусы уже не похожи на своих «древних» предшественников. Пассажирские салоны имеют утепление, обогреваются отопителями Webasto, связаны переговорными устройствами с кабиной водителя. Поскольку «вахтовки» используются в суровых климатических условиях, то последним достижением стала установка стеклопакетов. А вообще-то вахтовые кузова могут собираться любой комплектации по желанию клиентов. Естественно, за соответствующую плату.
Сегодня на АЗ «Урал» собираются семь версий «вахтовок», а к концу этого года к ним прибавятся еще семь новых моделей.
В основном под вахтовые автобусы используются шасси «Урал»-4320 (6х6) и «Урал»-43206 (4х4). После установки кузова автомобили получают название «специальный автобус» с соответствующими индексами «Урал»-3255 (6х6) с числом посадочных мест 30 (включая места в кабине водителя), «Урал»-325551 (6х6 и 22 посадочных места) и «Урал»-32552 (4х4 и 22 посадочных места).
«Урал»-3255, как видно из числа посадочных мест, имеет кузов повышенной вместимости с высокой крышей. Долгое время «вахтовки» с высокой крышей выпускались с разной, если так можно выра-зиться, начинкой. Но, начиная с 2004 г., на шасси стали устанавливать «вахтовки» новой модели с низкой крышей.
Естественно, внутренняя конструкция этих автобусов подверглась некоторым изменениям. Например, чтобы пассажиры могли передвигаться между сиденьями в полный рост, пришлось опустить пол в проходе. Кстати, это же позволило сделать удобнее вход в салон автобуса. Плюс к этому – большой дверной проем и складывающиеся ступеньки.
Правда, откидывающаяся ступенька имеет и свой минус. Если при входе в салон «вахтовки», открыв дверь, ступеньку можно разложить руками, то, как убрать ее, войдя в салон? Все гениальное просто: необходимо потянуть руками за ремень, закрепленный на передней стенке салона одним концом, другим – к складывающейся ступеньке. Дернешь за веревочку, дверь и закроется.
Вторая же дверь, установленная в задке «вахтовки», – аварийный выход. Войти в салон через эту дверь проблематично, зато выходить – одно удовольствие: открыл и спрыгнул.
Теперь, что касается комплектации уральской «вахтовки». Как уже говорилось, все «вахтовки» имеют автономное отопление. Сиденья в салоне можно устанавливать любые – от простых лавочек до авиационных кресел. Это как заказчик пожелает. Впрочем, возможны и другие варианты планировки. Например, в салоне можно оборудовать лабораторию, даже с жилым помещением, или просто жилое помещение (со всеми удобствами), например, для охотников, геодезистов, вахтовых ремонтников и т.д. И уж совсем просто сделать из «вахтовки» штабную машину для военных.
Сегодня на ОАО «АЗ «Урал» разработана новая модификация «вахтовки» – ремонтная. Это половина стандартной «вахтовки» с низкой крышей, а остальное – бортовой кузов, на который можно устанавливать манипуляторы, небольшие крановые установки, компрессоры и т.д.
И самая последняя разработка специалистов АЗ «Урал» – автомобиль-мастерская для аварийно-восстановительных работ, созданная специально по заказу ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Мастерская изготовлена на базе грузопассажирского автобуса «Урал» с комфортабельным салоном, рассчитанным на 10 пассажиров.
По просьбе заказчиков, конструкция фургона претерпела некоторые изменения. Например, на месте брызговиков задних колес под кузовом расположили ящики для транспортирования накатных башмаков, на раме автомобиля изготовили ограничители для транспортирования балок для перемещения домкратов, на задней стенке фургона сделали распашные двери и т.д.
По словам представителей заказчика, изготовление такой многофункциональной автомастерской на полноприводном шасси «Урал» позволит работать ей в любых климатических, погодных и дорожных условиях, что значительно расширяет ее эксплуатационные возможности.
В месяц, с учетом спроса, изготавливается 45–50 «вахтовок» всех модификаций. Ну, а в год – около полутора тысяч.
Был бы спрос, а предложений по «вахтовкам» на АЗ «Урал» много.