Тур: от большого к малому
Одно из старейших предприятий на Украине ОАО «Укравтобуспром» – прямой наследник ВКЭИ «Автобусо-троллейбусостроения» – занимается не только проектированием и сертификацией автобусов. Унаследовав богатый конструкторский коллектив и небольшую производственную базу для создания опытных машин, на предприятии решили выпускать свою продукцию.
Большой городской автобус «Тур» А-181 |
В 1998 г. была представлена первая разработка предприятия «Тур» А-181 – базовая машина городского транспорта на ближайшие десятилетия. В первую очередь нужно отметить, что у нее несущая крыша, а не стены или пол. Имеется пространственный каркас, но главную нагрузку несет она.
Эта машина впервые в СНГ по геометрическим показателям соответствует требованиям нашей эксплуатации и нашим дорожно-строительным нормам. Например, передний и задний углы съезда в пределах 8° позволяют преодолевать отечественные железнодорожные переезды. Практически ни один автобус, изготовленный в Западной Европе, этого сделать не может, поскольку там другие требования.
Каркас и подвеска автобуса А-181 спроектированы с учетом восточноевропейских дорог и местных условий перевозки. В машине 28 мест для сидения, а общая пассажировместимость 124 человека, в часы пик автобус способен перевозить до 160–180 пассажиров (6 чел. на 1 м2). Дизель MAN D 0826 LUN мощностью 269 л.с. агрегатирован с КП ZF. Расход топлива при 60 км/ч «на сотню» составил 23,3 л. Имеется ABS и противобуксовочная ASR, антирефлексное ветровое стекло, регулируемая по углу наклона и высоте рулевая колонка. Машина имеет встроенную систему диагностики.
Микроавтобус «Тур» А-049 |
Новинку планировали выпускать на Южмаше, но появление новых предприятий, специализирующихся на выпуске автобусов, не позволило внедрить ее в производство. К тому же «Черкасский автобус», являющийся одним из заказчиков Укравтобуспрома, заказал для своего производства аналогичный автобус «Богдан». Проектирование трехосного городского автобуса повышенной вместимости было впоследствии перепрофилировано под марку «Богдан». но кузов с небольшими изменениями нашел применение на Южмаше: низкопольный троллейбус ЮМЗ Е-186 – прямой наследник этой разработки.
В 2001 г. был собран новый автобус «Тур» А-174. При его создании конструкторы исходили из следующих требований: он должен быть комфортабельным, недорогим, но крепким. туристический 12-метровый автобус обеспечивает высокий уровень комфорта и для пассажиров, и для водителя. В салоне 46 мест, кондиционеры, аудио-видеосистема с двумя мониторами, предусмотрены отдельные отсеки для кухни с бойлером и для туалета с умывальником. Вместимость багажных отделений – 8 м2. Шасси нового автобуса взято от известного грузовика Scania K941B 4x2 с 6-цилиндровым девятилитровым дизельным двигателем мощностью 310 л.с. с 8-ступенчатой механической КП, дисковыми тормозами всех колес и ABS. В конструкции кузова используются стойкие к коррозии материалы и каркас из труб прямоугольного сечения. Здесь впервые нашли применение такие новые для Украины технологии, как клееные стекла пассажирского салона, пластиковые материалы наружной обшивки кузова. До конца 2006 г. продано восемь этих машин.
Междугородный автобус «Тур» А-174 |
Согласно постановлению правительства Укравтобуспром как головной НИИ отрасли должен был разработать государственный стандарт и технические требования для школьных автобусов трех классов, которых до 2010 г. должно быть выпущено более 3500 штук.
Работы над «школяриками» начались еще в 2001 г. и производились с учетом действующих норм, принятых в США, странах Европы и России. Год назад был спроектирован и изготовлен первый образец cпециализированного школьного автобуса «Тур» А-078. В его основе использовано шасси ЗИЛ-5301ЕО с дизелем ММЗ Д-245. В салоне размещено 28 сидений. При этом допускается перевозка еще 22 школьников стоя.
Последняя новинка предприятия – микроавтобус «Тур» А-049, выполненный на шасси «ГАЗели», внешне похож на черниговский «Дельфин», но в отличие от него на львовском упрощена конструкция входной двери – обычная распашная. Первые микроавтобусы уже появились в городах восточной и южной части Украины.