От бампера до бампера – 33 метра Даже днем автопоезд выглядит внушительно... Сзади емкости напоминают ракеты Последние метры после часа маневрирования Все оси полуприцепа поворотные
| Когда я слышу слово «негабарит», в голове сразу всплывает картинка из юности: МАЗ-537, который, заняв две полосы, с ревом тащит на полуприцепе гусеничный кран. Времена изменились, «537-е» почти не встречаются на трассах, но кто-то же возит негабаритные грузы?.. Транспортировка вообще... Информация, что на пивзавод «Аливария» должны доставить две больших емкости, пришлась как раз вовремя. Ведь в августе прошлого года на пивзавод «Крыница» тоже привозили восемь емкостей, но я был так занят, что не смог приехать, а потом сожалел об упущенной возможности. Теперь я твердо решил посмотреть на чудо, а по возможности и пообщаться с участниками транспортировки.Все началось несколько раньше, чем я предполагал. По дороге в Поставы из-за поворота выехала «семерка» ДПС с включенными красным и синим проблесковыми маячками. Причем двигалась она практически по встречной (моей) полосе, как оказалось, не зря. Едва я встал на обочине, следом за автомобилем ДПС выехали два тягача Scania, свидания с которыми я искал. Конечно, встреча представлялась мне несколько иначе, но я не пожалел. Вряд ли удалось бы увидеть в городе, как эти тяжеловозы едут «под семьдесят» несмотря на длинные полуприцепы. Зрелище, внушающее уважение. Во второй раз я обнаружил тягачи на стоянке около Минска, они ждали возможности въехать в город. Дело в том, что из-за размеров груза необходимо было частично перекрыть движение и обесточить контактные сети электротранспорта. Организаторы разумно решили дождаться ночи.Сделав пару снимков, решаю не терять время даром и поговорить с перевозчиками. Оказалось, в транспортировке участвуют две независимые фирмы. Общую организацию осуществляет ООО «Крафттранс» из Минска (Беларусь). Компания работает на рынке грузоперевозок с 1995 года, занимается разработкой оптимальных схем перевозок и непосредственно перевозками по всему миру, так что подобный заказ ей не в новинку. Кстати, вышеупомянутую доставку емкостей на «Крыницу» организовывала она же.Непосредственно за перевозку от порта до завода отвечала компания Latsped из Лиепаи (Латвия). Она тоже на рынке более 10 лет. Специализируется на автоперевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Работает компания как в Европе, так и в СНГ, в активе Latsped даже поездки за Урал. Одновременно с поездкой в Минск шестерка тягачей тоже с емкостями поехала во Львов.Теперь о технике. Тех, кто ждал рассказа о многоосных тягачах, ждет разочарование - все намного прозаичнее. В транспортировке участвовали два тягача Scania R480 с колесной формулой 6х4. Как оказалось, этого вполне достаточно, а ведь компания использует и машины 4х2. Так что главное - профессионализм, а не мощность под кабиной, хотя и это, конечно, важно.Но гораздо больше меня заинтересовали полуприцепы Faymonville Multimax STBZ-3VA, все оси которых управляемые с пневмоподвеской. При этом каждая ось рассчитана на нагрузку 10 т, а полная масса полуприцепа достигает 53 т. Длина площадки благодаря дополнительным вставкам может варьироваться от 9,3 м до 16,3 м, а общая длина автопоезда достигает 45 м. Погрузочная высота составляет всего 500 мм. «Наши» сцепки имеют общую длину 33 м и высоту 5,5 м, что, согласитесь, тоже не мало. ...и в частности Итак, исходные данные: два водителя Слава и Витя, два сопровождающих компании Эдик и Саша, два автопоезда Scania. Задача: доставить емкости на территорию пивзавода.Пока тягачи стоят на стоянке, их водители на легковой машине проезжают весь маршрут по городу и определяют все потенциально опасные места. Недаром говорят: предупрежден, значит вооружен. Старт был назначен на 01.00. К этому времени подъехал автомобиль сопровождения ДПС и машины тронулись. Мне же было разрешено изображать штурмана в головной машине. Впечатлений осталось много.Во-первых, надо помнить – разметка не для нас, вернее для нас, но тягач должен проходить по центру, по разделительной полосе. Казалось бы, чего проще, но меня всю дорогу сопровождало чувство дискомфорта.Во-вторых, обзор в зеркала заднего вида никакой, причем в прямом смысле этого слова. Груз перекрывает его полностью, и остается возможность только контролировать наличие емкостей на прицепе.Из-за таких нюансов складывается и особый стиль работы водителей, перевозящих крупногабаритную технику – командный. Тягачи всегда на радиосвязи, вторая машина постоянно контролирует ситуацию вокруг первой, а ее в свою очередь страхует автомобиль сопровождения компании. Кстати, в кабинах кроме стационарных есть и переносные рации.Не успели тронуться, как рация ожила. Оказалось, после резкого разворота при выезде со стоянки колеса полуприцепа отклонились от нулевого положения, и он стал двигаться со смещением вправо. Через метров сто все стабилизировалось, и к первому препятствию – мосту – машина подошла ровно. Здесь я понял, зачем нужна переносная рация: с ее помощью подаются указания на сложных участках, когда кто-то из членов команды идет непосредственно возле тягача.Мост пройден, и нас «принимают» работники электросетей. Они достаточно четко проводят автопоезда под низко висящим проводом и, обгоняя нас, устремляются к следующему. Я уже начал привыкать к цепочке: провод–проход–голос из рации: «Машины справа», и опять уезжающие вперед автовышки. Но нам со Славой вдруг показалось, что очередной провод висит слишком низко, хотя электрики под ним даже не притормозили. Выхожу из машины, а Слава потихоньку движется вперед. Так и есть – емкость чуть-чуть выше провода, делаю отмашку и тягач замирает. М-да, на сопровождение надейся, а сам не плошай.Дальше, до самого завода доехали без проблем. Кстати, темп колонне задает первый тягач, именно под него подстраивается лидер – сопровождение ДПС. Впрочем, скорость небольшая, за все время она не превысила 35 км/ч.Именно у ворот «Аливарии» и проявилось все мастерство ребят. Слава за рулем, Эдик тоже. У него свой руль в виде пульта, установленного на корме полуприцепа, ведь колеса всех трех осей могут поворачиваться одновременно в любую сторону независимо от положения колес тягача, и благодаря этому автопоезд может протиснуться практически везде. Витя и Саша становятся по бокам, и работа начинается. Из кабины не видно вообще ничего. Все действия – только по указаниям коллег. Машина движется буквально по сантиметрам. Не буду описывать пошагово весь процесс, скажу только, что оба автопоезда оказались на территории пивзавода лишь в четыре часа утра.Я попрощался с ребятами и поехал домой, попутно выяснив, что Daihatsu Rocky, оказывается, очень маневренная машина. А в голове крутилась одна и та же мысль: «Я обязательно поеду с ними еще, только теперь – от самой границы...» |