<<< Назад

Белкоммунмаш

К. Климов
С развитием общественного городского транспорта в городах СССР в начале 1960-х годов в регионах начали вводить специализированные ремонтные трамвайно-троллейбусные заводы (РТТЗ). Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, вошедший в систему РТТЗ республиканского МЖКХ, был введен в строй 1 июля 1973 г. Предприятие развивалось как многофункциональное и помимо ремонта трамваев и троллейбусов выпускало товары народного потребления, средства механизации и продукцию коммунального назначения. Основная специализация – восстановление троллейбусов типа ЗИУ-682Б для областных городов Белорусской ССР, Кишинёва, Винницы, Курска и др. В 1978 г. завод отремонтировал свой 1000-й троллейбус, а в 1982 г. – 2000-й. После реконструкции в 1985–1987 гг. Белкоммунмаш ежегодно ремонтировал до 400 машин.
Троллейбус собственной сборки Белкоммунмаш «Минск-1». Эксплуатировался в Минске с 1992 по 2006 гг.
Троллейбус собственной сборки «Минск-1». Эксплуатировался в Минске с 1992 по 2006 гг.
Первый троллейбус сборки Белкоммунмаш  получил наименование АКСМ-101
Первый троллейбус Белкоммунмаш получил наименование АКСМ-101
Модификация АКСМ-20101 с реостатно-контакторной системой управления изготовлялась в первую очередь для Москвы
Модификация АКСМ-20101 с реостатно-контакторной системой управления изготовлялась в первую очередь для Москвы
Сочлененные «гармошки» АКСМ-213 кроме Минска эксплуатируют в Кишинёве и Гомеле
Сочлененные «гармошки» АКСМ-213 кроме Минска эксплуатируют в Кишинёве и Гомеле
Сочлененный троллейбус АКСМ-33300А с дизельным силовым агрегатом в Москву приехал своим ходом! Сейчас эксплуатируется в Бобруйске
Сочлененный троллейбус АКСМ-33300А с дизельным силовым агрегатом в Москву приехал своим ходом! Сейчас эксплуатируется в Бобруйске
АКСМ-321 стал базовой моделью Белкоммунмаш с 2003 г., когда эти машины появились массово в Минске, Белграде, Риге, Кишинёве, Гомеле…
АКСМ-321 стал базовой моделью Белкоммунмаш с 2003 г., когда эти машины появились массово в Минске, Белграде, Риге, Кишинёве, Гомеле…
Самоходный пассажирский модуль «1К Капвей»
Самоходный пассажирский модуль «1К Капвей»
Сочлененный 205-местный трамвай БКМ-743 с тиристорноимпульсной системой управления
Сочлененный 205-местный трамвай БКМ-743 с тиристорноимпульсной системой управления

Первые три сочлененных троллейбуса «Минск-1» были собраны на Белкоммунмаше 15 лет назад по чертежам Киевского завода электротранспорта им. Дзержинского (КЗЭТ). Два эксплуатировались в Минске и один в Могилёве. Положительный опыт по производству первых троллейбусов, подкрепленный высоким технологическим уровнем, позволил стать заводу головным предприятием серийного производства новых моделей троллейбусов. В 1993 г. коллектив Белкоммунмаша приступил к реализации государственной программы развития городского электрического транспорта в Белоруссии. В кратчайшие сроки КБ завода подготовило к производству троллейбус собственной разработки. Первая модель, получившая индекс «101», сошла с конвейера в 1994 г. и в том же году минские троллейбусы были поставлены в Гродно, Минск, Владимир и Улан-Батор. Троллейбус АКСМ-101 (БКМ-101), имевший традиционную реостатно-контакторную систему управления (РКСУ), внешне мало отличался от ЗИУ-682, но на Белкоммунмаше добавили в него свои новшества. У «101-го» было рамное основание, которое увеличивало срок межремонтного пробега и общий срок службы троллейбуса, все электрооборудование было вынесено из-под пола на крышу машины и установлены стеклопластиковые подножки.

Через два года после освоения троллейбусов АКСМ-101 на Белкоммунмаше было начато производство АКСМ-201 (БКМ-201) с новым дизайном кузова. Впервые в конструкции кузова были применены элементы стеклопластика. Базовая модель «201» была оснащена тиристорно-импульсной системой управления и выпускалась в основном для Минска. На базе этого троллейбуса были выпущены модификации АКСМ-20101 с контакторно-резисторной системой управления, АКСМ-201А7 с электрооборудованием на крыше и вклеенными тонированными стеклопакетами. В конце 1998 года на заводе "Белкоммунмаш" был изготовлен троллейбус АКСМ-20103 с дизель-генераторной установкой на 48 кВт, которая позволяла передвигаться без контактной сети на неограниченное расстояние. АКСМ-20103 комплектовали тяговым электродвигателем переменного тока с короткозамкнутым ротором производства Svkoda-Ostrov s.r.o. Силовые транзисторы были вынесены на крышу троллейбуса. Для подзарядки АКБ и питания цепей управления применили статический преобразователь на 24 В, который заменил привычный вспомогательный двигатель. Впоследствии из-за невостребованности этот единственный экземпляр был возвращен на завод и переоборудован в обычный троллейбус, а дизель демонтирован.

Конец 1990-х годов стал для завода переходным этапом от капитального ремонта на производство новых троллейбусов, тогда же предприятие избавилось от сочетания «ремонтный» в своем названии и стало называться ПО «Белкоммунмаш».

В период 1997–1999 гг. на заводе «Белкоммунмаш» велись разработки низкопольного троллейбуса, который должен был отвечать всем современным требованиям. Кроме того, был проведен рестайлинг и созданы новые модификации: АКСМ-101А (1996–1999 гг.) с крышевым кожухом обтекаемой формы и передним мостом от «СуперМАЗа»; АКСМ-101М (1997–2002 гг.), окончательно вытеснивший АКСМ-101 и отличающийся встроенными в бампер фарами, широким маршрутоуказателем впереди, штангами из стеклопластика, и АКСМ-101ПС (1997–2003 гг.) со стеклопластиковыми штангами и статическим преобразователем на 24 В.

В начале 1999 г. на заводе Белкоммунмаш был изготовлен первый сочлененный низкопольный троллейбус. Принципиально новая конструкция, электронная система управления на IGBT-транзисторах, низкий уровень пола, комплекс информационных систем. В том же году троллейбусом новой конструкции – БКМ-333 (АКСМ-333) – заинтересовалось трамвайно-троллейбусное управление г. Риги, которое приобрело опытный образец, а впоследствии заказало еще 10 троллейбусов. Базовую машину выпустили с транзисторной системой управления двигателем переменного тока, а модификация АКСМ-33302 была оснащена тиристорно-импульсной системой управления двумя тяговыми двигателями постоянного тока, которые приводят в действие два ведущих моста троллейбуса.

Пять лет назад Белкоммунмаш начал выпуск двухосного низкопольного однозвенного АКСМ-321, унифицированного по кузову с сочлененным троллейбусом. Транзисторная система управления тяговым двигателем переменного тока снижает потребление электроэнергии в среднем на 35%, обеспечивает плавный разгон и торможение троллейбуса.

Модификация АКСМ-32104 оборудована транзисторной системой управления, но двигателем постоянного тока, а модификацию АКСМ-32102 комплектуют тиристорно-импульсной системой управления двигателем постоянного тока. Система наклона кузова позволяет снизить уровень ступеней на 90 мм. Применение привода на базе процессорного управления на IGBT-транзисторах в моделях АКСМ-321 и АКСМ-32104 позволяет осуществить полностью управляемое рекуперативное торможение, что экономит дополнительно 7% электроэнергии по сравнению с ТИСУ. На троллейбусе применена усовершенствованная гидростанция, позволяющая установить только одну группу аккумуляторных батарей. Вынесенные на крышу контейнеры герметичны и защищены от атмосферных осадков.

В июне 2002 г. с конвейера завода Белкоммунмаш сошел последний троллейбус типа АКСМ-101 с заводским порядковым № 516. С тех пор основным типом выпускаемого троллейбуса стала модель АКСМ-201 и ее модернизированный вариант с реостатно-контакторной системой управления – АКСМ-20101.

Осенью того же года на Белкоммунмаш началось серийное производство сочлененного троллейбуса повышенной вместимости АКСМ-213, унифицированного по кузову с базовым АКСМ-201. На нем были применены поршневой двухступенчатый компрессор нового типа, двигатель переменного тока с уменьшенным уровнем шума. Установка долговечной и совершенной комплектной системы шарнирного сочленения и внутреннее ограждение исключают возможность контакта пассажиров с высоковольтными проводами.

В 2003 г. завод Белкоммунмаш осуществил экспортную поставку десяти троллейбусов модели АКСМ-201-01 в Белград – столицу Сербии и Черногории. Затем Белкоммунмаш участвовал в тендерах на поставку троллейбусов в Грецию, Болгарию, Молдавию, Аргентину, а в феврале 2004 г. был заключен новый контракт на поставку в Белград десяти сочлененных троллейбусов АКСМ-333 на общую сумму 1,515 млн. евро.

В 2002–2004 годах Белкоммунмаш начал выпуск троллейбусов совместно с АМАЗ. Кузов автобуса МАЗ-103 поставляли с автобусного производства МАЗа на Белкоммунмаш, где уже осуществлялся монтаж электрооборудования. Совместный продукт – троллейбус АКСМ-221 оборудован тиристорно-импульсной системой управления, максимально унифицированной с оборудованием троллейбуса «201-й» модели. Изготовленные 43 троллейбуса эксплуатировались только в Минске.

Производство новых троллейбусов на заводе «Белкоммунмаш»
Год Белоруссия Россия Казахстан Монголия Латвия Сербия Всего
1992
1
1
1993
15
4
1
20
1994
18
12
30
1995
79
79
1996
118
37
3
158
1997
60
65
125
1998
80
47
127
1999
54
32
1
87
2000
62
44
1
107
2001
43
22
11
76
2002
18
7
10
35
2003
82
50
132
2004
54
20
12
86
2005
72
18
10
100
2006
н. д.
н. д.
н. д.
н. д.
н. д.
н. д.
175
Итого
756
358
1
4
12
32
1338

В Москве на ММАС-2006 прошла презентация сочлененного низкопольного троллейбуса АКСМ-33300А («ГП», № 10, 2006 г., с 17) производства Белкоммунмаш. Существенная особенность и безусловное преимущество нового троллейбуса – наличие 150-сильного дизеля IVECO APU 100DIPME (Euro 3), накопительных батарей РКК «Энергия» им. С.П. Королёва и тягового электродвигателя Svkoda 8ML 3550 k/4 мощностью 185 кВт. Троллейбус может двигаться по городским маршрутам как при наличии контактной сети, так и без нее, объезжать участки обрыва контактного провода, используя электроэнергию, вырабатываемую дизель-генератором или аккумуляторными батареями.

Кроме троллейбусов в 2001 г. завод Белкоммунмаш выпустил первый трамвайный вагон АКСМ-60102 с тиристорно-импульсной системой управления и двумя моторными тележками. Спустя год выпустили трехсекционный 26-метровый трамвай АКСМ-743 с переменным уровнем пола и шестью дверьми.

Для проверки новых технических решений и возможности развития пассажирского транспорта в 2004 г. был создан самоходный пассажирский модуль второго уровня «1К Капвей» с симметричной конструкцией для движения в челночном режиме, оборудованный двумя постами управления. Модуль укомплектован тяговым приводом с тиристорно-импульсной системой управления собственной разработки и тяговым двигателем постоянного тока мощностью 80 кВт, приводящими в действие два ведущих моста.

Наряду с основным производством Белкоммунмаш выпускает автомобили быстрого реагирования АБР-0,6/100 (ЗИЛ-5301), машины лесопожарной охраны первого хода МЛ-10 («Беларус-356»), пожарную автоцистерну АЦ-30 (МАЗ-54342) и другую продукцию для дорожных, коммунальных и строительных работ. При этом Белкоммунмаш остается вторым после «Тролзы» производителем троллейбусов, которые знают в 40 городах семи стран мира.

Троллейбусы, изготовленные на Белкоммунмаше
Модель Годы выпуска Выпущено в 1993–2004 гг. Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Вместимость, чел. Конструкционная скорость, км/ч Система управления
101*
1993–2002
516
12 360
2500
3300
114
60
РКСУ
201*
1996–2002
159
12 375
2500
3375
109
60
ТИСУ
20101
С 1999-го
215
12 375
2500
3375
109
60
РКСУ
213
С 2002-го
128
18 358
2500
3375
170
55
РКСУ**
221
2002–2004
43
12 160
2500
3632
108
60
ТИСУ
321*
С 2000-го
60
11 770
2500
3505
115
60
ТрУ**
333*
С 1999-го
н. д.
17 832
2550
3505
170
5
ТрУ**
* Включая и модификации. ** Система управления различных производителей в зависимости от исполнения (требования страны, города).
Объем капитальных ремонтов на заводе «Белкоммунмаш», 1990–2005 гг.*
Год Белоруссия Россия Украина Молдавия Всего
1990
382
9
4
395
1991
346
6
16
368
1992
311
7
6
5
329
1993
252
22
4
7
285
1994
275
15
2
295
1995
129
11
2
148
1996
27
2
29
1997
58
58
1998
91
91
1999
78
1
79
2000
58
58
2001
29
29
2002
34
34
2003– 2005
*По данным автора.
Комментировать ... >>
Егор
(11.01.12)
Я в детстве катался на троллейбусах ЗиУ-9 40-го маршрута . Они ходят от Светлановского проспекта до Учительской улицы.
Loading...