Опубликовано: ГП 03-2008

«Коммерсанты» в Казахстане

Диаз Абылкасов (Алма-Ата), фото автора и фирм-производителей

ГАЗ

ЗИЛ

КАМАЗ

КРАЗ

МАЗ

дивизион "Русские автобусы"

УРАЛ

DAEWOO/ СЕМАЗ

HYUNDAI

FAW

MAN

RENAULT

SCANIA

Все знают, как развивается современный транспортный рынок России. А что происходит в других странах на постсоветском пространстве – для многих остается за кадром. Сегодня мы рассмотрим рынок коммерческих автомобилей Республики Казахстан и расскажем, какая техника и на каких условиях предлагается покупателям.

Рынок коммерческих транспортных средств Казахстана стремительно растет. По информации официальных дилеров в последнее время среднегодовой прирост продаж грузовиков, автобусов и спецтехники составляет 50%. Во многом это обусловлено тем, что местный рынок далек от насыщения, поскольку автопарки крупных предприятий окончательно не сформированы. Прежде всего это относится к паркам строительных компаний. Небывалый бум строительства, охвативший крупнейшие города республики, вызвал огромный спрос на строительную технику – самосвалы, бетоносмесители, автокраны.

Кто правит бал?
Изучив предложения на казахстанском рынке коммерческой техники, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день в Казахстане наиболее популярна недорогая техника российского производства – ГАЗ, КамАЗ, ПАЗ и т. п. Что называется, дешево и сердито.
На пятки россиянам наступают доступные «китайцы». Причем, производители из Поднебесной не прекращают попыток активно усиливать свои позиции на казахстанском рынке коммерческого транспорта. А ведь когда-то китайская экспансия начиналась с кустарных спортивных костюмов «Абибас», кроссовок и прочих некачественных товаров народного потребления… Впрочем, качество техники «made in China» пока прихрамывает, но цены очень соблазнительные, в том числе и на запчасти. А для небогатых эксплуатантов Казахстана это имеет первостепенное значение.
Затем по популярности следуют «корейцы», предлагающие хорошее качество и адекватный технический уровень. Усредненные цены на корейскую технику не такие демократичные, как на «россиян» и «китайцев», но и не такие высокие, как на породистых «европейцев».
Последние же по уровню популярности в РК явно не на лидирующих позициях. У львиной доли казахстанских транспортников по поводу высококлассных европейских машин, как говорится, видит око, да зуб неймет. К сожалению, пока эта красота им не по карману! Впрочем, этого никак не скажешь о компаниях добывающей отрасли. Они-то и являются основными клиентами Mercedes-Benz, Volvo, Scania и других именитых западных фирм в развивающейся республике.

Что дальше?
По мнению экспертов, примерно через два года бурный рост на казахстанском рынке коммерческой техники прекратится – крупные строительные фирмы завершат формирование своих автопарков, и темпы роста продаж снизятся до 10–12% в год. Рынок стабилизируется. Но существенные резервы для его развития сохранятся. Например, в регионах республики давно назрела необходимость формирования качественного автобусного парка. Если эта проблема будет решаться должным образом, импортеры автобусов в накладе не останутся. По данным холдинга «Вираж», одного из крупнейших импортеров коммерческой техники в РК, сейчас потребность республиканского рынка в новых городских автобусах большой пассажировместимости составляет ориентировочно 500 единиц в год.
Кроме того, при благоприятном развитии экономической ситуации в Казахстане есть вероятность, что местные транспортные организации со временем перестанут гнаться за сиюминутной дешевизной китайской техники, предпочтут надежность и большой ресурс, гарантируемые европейскими и японскими производителями. Косвенным подтверждением тому, что лед в данном направлении уже тронулся, является растущая популярность добротных машин корейского производства.

Даешь новую технику!
В настоящее время казахстанский автомобильный парк по официальным данным насчитывает 2 267 тыс. единиц автотехники, 349,2 тыс. из них составляют грузовики, а 87,6 тыс. приходится на автобусы; 97% всей зарегистрированной в республике техники находится в частной собственности. При этом автопарк сильно изношен: удельный вес грузовых и специальных автомобилей, находящихся в эксплуатации более 12 лет, составляет 83,9%, автобусов – 56,6%.
«Дальше так жить нельзя!» – решили в министерстве транспорта и коммуникаций Казахстана и разработали комплекс мер по сокращению количества старой автотехники и стимулированию приобретения новой. Так, пассажирский транспорт планируется внести в перечень товаров, при импорте которых НДС уплачивается методом зачета. А новые городские автобусы войдут в перечень имущества, ввозимого лизингодателем, – таким образом, их импорт освободится от налога на добавленную стоимость. Помимо того, Минтранском РК планирует ограничить ввоз подержанного автотранспорта, который не соответствуют экологическому стандарту Euro 2. По предварительным расчетам, к 2015 году эти меры позволят сократить долю грузовиков и автобусов, эксплуатируемых свыше 8 лет, с 77 до 55%. Поживем – увидим.
А пока рассмотрим коммерческие бренды, официально представленные на рынке Казахстана.

ГАЗ
В легкой и средней весовой категориях лидерство на казахстанском рынке сохраняют российские грузовые и грузопассажирские автомобили ГАЗ. По данным дистрибьютора «Группы ГАЗ», за три квартала (январь–сентябрь) 2007 года в Казахстане было реализовано 6141 единица коммерческой и специальной техники из Нижнего Новгорода, тогда как за аналогичный период 2006 года было продано 4246 единиц. Рост продаж налицо.
Местный бестселлер, как и в других странах СНГ, – семейство малотоннажных грузовиков и фургонов «ГАЗель». Особенно популярна бортовая модель 330214. Хорошим спросом пользуются и более легкие «Соболи», стабилен интерес потребителей к проверенным временем грузовикам семейства ГАЗ-3307-/ -3309. В Казахстане гарантия на ГАЗы составляет один год или 30 тыс. км пробега.

ЗИЛ
В Казахстане работает несколько дилеров АМО ЗИЛ, который предлагает малотоннажные грузовики и фургоны семейства «Бычок», среднетоннажные грузовики и фургоны, тяжелые самосвалы, полноприводные модели, автокраны, автоцистерны, автобусы и другую специальную технику. На казахстанском рынке наибольшим спросом пользуются самосвалы грузоподъемностью 5 т. А вот «Бычки» не пошли. Гарантия на ЗИЛы – год или 20 тыс. км.

КамАЗ
КамАЗ – марка среди казахстанских транспортников, без преувеличения, народная. Недаром появилось такое понятие, как «камазист». По некоторым данным, сегодня в республике эксплуатируется 70 тыс. КамАЗов. К тому же эти машины уже два года производятся в Кокшетау на СП «КамАЗ-Инжиниринг». Есть в республике и представительство ОАО «КАМАЗ».
Официальный дилер Камского автомобильного завода предлагает в Казахстане всю гамму выпускаемых в Набережных Челнах крупнотоннажных седельных тягачей, бортовых грузовиков и самосвалов, среднетоннажных грузовиков, а также полноприводных моделей. Можно заказать даже 730-сильный спортивный грузовик и участвовать на нем в гонках! Наибольшей популярностью из камских машин пользуются самосвалы грузоподъемностью 20 т и строительная техника – автобетоносмесители и автокраны. На КамАЗы дается гарантия полтора года или 50 тыс. км пробега.

КрАЗ
Официальные дилеры КрАЗа предлагают на рынке Казахстана тяжелую грузовую и специальную технику.
По продажам на сегодняшний день лидирует 15-тонный самосвал КрАЗ-6510. Гарантия предоставляется на один год или 20 тыс. км пробега.

МАЗ
Несколько официальных дилеров Минского автомобильного завода предлагают казахстанским покупателям широкую гамму грузовой и специальной техники МАЗ.
Продукция крупнейшего белорусского производителя коммерческой техники представлена седельными тягачами, бортовыми грузовиками, самосвалами, моделями повышенной проходимости, автобусами и различной строительной техникой. Наиболее популярны 20-тонные самосвалы с умопомрачительным индексом 551605-272-024Р и автокраны КС-55727-1 грузоподъемностью 25 т. Гарантия на самосвалы и тягачи МАЗ составляет один год или 30 тыс. км пробега.

Дивизион «Русские автобусы»
Дистрибьютор российского холдинга «Русские автобусы» успешно работает в Казахстане с 2001 года. За три квартала 2007 года в республике было реализовано 844 автобуса марок ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, в то время как за аналогичный период 2006 года было продано 664 машины.
«Русские автобусы» – это широчайшая гамма городских, междугородных и туристских автобусов самых различных классов и размеров. А бестселлером в Казахстане остается старый «пазик» – компактный автобус модели 32054. Конечно, его технический уровень не дотягивает до современных стандартов, зато смешная по автобусным меркам цена с лихвой компенсирует этот недостаток в глазах местных транспортников. Особенно востребованы «пазики» в регионах с их далекими от идеала условиями эксплуатации. Неудивительно, что сборку ПАЗ-32054 планируется наладить в Семипалатинске, на базе автозавода СемАЗ. Причем производство стартует в первом квартале 2008 года. Казахстанская гарантия на ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ и КАвЗ – один год или 25 тыс. км пробега.

УРАЛ
Есть в нашей республике и официальный дилер Автомобильного завода «УРАЛ».
Визитной карточкой уральского автозавода являются большегрузные полноприводные грузовики высокой проходимости – бортовые модели, самосвалы и спецтехника с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8. Но особый интерес казахстанские клиенты проявляют к полноприводным седельным тягачам и вахтовым автобусам. Гарантия – один год или 25 тыс. км пробега.

Daewoo/ СемАЗ
В сегменте более качественной, но при этом не очень дорогой техники уверенно себя чувствует официальный импортер корейской марки Daewoo. За три квартала 2007 года в Казахстане реализовано 114 автобусов марки Daewoo.
Бестселлер среди них – хорошо знакомый жителям Алма-Аты 9-метровый городской автобус BS090. Кроме того, казахстанские транспортные предприятия могут заказать полунизкопольную городскую модель ВС211CN длиной 11 м и междугородные и туристские лайнеры. Предлагаются и грузовые модели Daewoo: бортовые, самосвалы, тягачи, рефрижераторы и спецтехника грузоподъемностью от 9,5 до 64 т. Гарантия – один год или 100 тыс. км пробега.
Повышению популярности автобусов Daewoo должен поспособствовать семипалатинский завод Daewoo Bus Kazakhstan, который недавно начал выпуск обновленного Daewoo BS090. На проектную мощность – 1200 автобусов в год – это предприятие должно выйти к 2011 году.

Hyundai
О техническом уровне и качестве продукции Hyundai можно сказать примерно то же, что и о Daewoo Bus. И цены схожи. Официальный дистрибьютор Hyundai в РК приступил к продвижению коммерческой техники корейского автогиганта в августе 2005 года. В 2007 году планируется реализовать 600 единиц коммерческих Hyundai, что ровно в два раза превышает результаты 2006 года.
В Казахстане хорошим спросом пользуются компактные автобусы County и AeroTown, автобусы Super AeroCity, а также малотоннажные и среднетоннажные грузовики. Находит покупателей и крупнотоннажная грузовая техника, например, четырехосные самосвалы грузоподъемностью 24 т, бетоносмесители и бортовые грузовики. Гарантия – два года или 50 тыс. км пробега.

IVECO
Казахстанский дилер IVECO предлагает полный модельный ряд итальянского концерна: легкие коммерческие автомобили семейства Daily, среднетоннажные EuroCargo, тяжелые EuroTrakker и флагманскую серию Stralis. Гарантия на «итальянцев» – два года.

FAW
С 2004 года официальные дилеры китайской марки FAW реализуют в Казахстане широкую гамму мало-, средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей, автобусов и специальной техники.
Наиболее востребованными у казахстанских покупателей моделями FAW являются 3-тонные грузовики и компактные 18-местные автобусы СА 6602. Заводская гарантия на китайские автобусы и грузовики составляет один год или 20 тыс. км пробега, а на спецтехнику – год или 10 тыс. км.

Mercedes-Benz
Официальный дилер старейшей мировой марки в Казахстане тоже является старейшим – он начал поставки в 1992 году. Коммерческая техника Mercedes-Benz, как и подобает изделиям под знаком трехлучевой звезды, современна, качественна, надежна и престижна. Mercedes – есть Mercedes. Но дешевых «Мерседесов», как известно, не бывает…
Знаменитый немецкий автопроизводитель предлагает в Казахстане широчайший модельный ряд, вплоть до автобусов турецкого и египетского производства. Наибольшим спросом у нас пользуются крупнотоннажные седельные тягачи Actros и Axor, самосвалы грузоподъемностью 20–35 т, микроавтобусы и фургоны семейства Sprinter, а также 8–10-кубовые бетоносмесители. Стандартная гарантия на коммерческие Mercedes – год или 100 тыс. км пробега. Кроме того, на модели семейства Sprinter, тягачи и строительные машины распространяется продленная гарантия на двигатель и трансмиссию. Для «Спринтера» она составляет два года или 200 тыс. км, а для тягачей – три года или 450 тыс.

MAN
Еще один авторитетный производитель грузовой и специальной техники – MAN – не так давно открыл в РК свое представительство – MAN Truck and Bus Kazakhstan.
Клиентам предлагаются среднетоннажные и тяжелые грузовики, включая седельные тягачи и самосвалы, городские, междугородные и туристские автобусы. Недавно крупную парию из 95 городских автобусов MAN Lion´s Classic на сумму $19,2 млн. закупил автобусный парк столицы Астаны. Гарантия на МАНы составляет 1 год или 200 тыс. км пробега.

Renault
Представительство грузового дивизиона французского автогиганта, Renault Truck Kazakhstan, открылось в республике в апреле 2000 года. Уровень техники Renault (ее качество и надежность) вполне достойный. Цены «европейские», хотя и не самые высокие.
На рынке Казахстана в основном предлагаются средне- и крупнотоннажные грузовики Renault. Лидер продаж – 25-тонный строительный самосвал Kerax 6х4. Стандартная гарантия на французскую технику – один год или 100 тыс. км пробега.

Scania
Шведская Scania официально представлена на казахстанском рынке с февраля 2005 года. Однако представительство концерна в РК и Средней Азии, Scania Central Asia, открылось в Алма-Ате совсем недавно – в середине 2007 года.
Машинам Scania присущи высокий технический уровень, соответствующие качество и надежность при эксплуатации даже в самых тяжелых климатических условиях. Неудивительно, что грузовики Scania всегда были дорогими. Оттого и продажи невелики – в 2007 году в Казахстане планируется продать лишь 40–45 машин, т. е. примерно столько же, сколько и в 2006-м. Однако в 2008 году Scania Central Asia собирается значительно повысить объем продаж – до 110 единиц. А в ближайшие 3–4 года шведский концерн намерен выйти на рынки других центральноазиатских стран – Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана.
Казахстанские покупатели могут заказать крупнотоннажные тягачи и самосвалы, а также автобусы Scania. В настоящее время наибольшим спросом пользуются магистральные тягачи R420 HL, R380 и P340 CT под полуприцеп-автовоз, строительные самосвалы P380 и городские автобусы OmniLink. На технику Scania дается гарантия в один год без ограничения пробега.

Volvo Truck
Официальный дилер компании Volvo Truck работает на казахстанском рынке с 2004 года. Но шведские машины дорогие и оттого не пользуются соответствующим высокому уровню марки спросом.
В Казахстане предлагаются седельные тягачи, самосвалы, автоцистерны и автобетоносмесители Volvo. Лучше других продаются модели флагманской серии FH и средней FM. Особенно востребованы крупнотоннажные седельные тягачи. Гарантия на Volvo – год или 50 тыс. км пробега.


Комментировать ... >>