Крутые повороты истории Ульяновского автомобильного завода
Первая продукция Ульяновского автомобильного завода Шедевр Ульяновского автомобильного завода Автомобиль семейства UAZ Hunter («Охотник») Новые ведущие мосты, называемые на Ульяновском автомобильном заводе типа «Спайсер» Полностью измененная трансмиссия Биография ОАО «УАЗ» началась в далеком 1941 г., когда осенью в Ульяновск из Москвы прибыли первые эшелоны с людьми и оборудованием эвакуированного завода имени Сталина (ЗИС). Под цеха будущего Ульяновского автомобильного завода приспособили склады речного таможенного управления, из ворот которого в морозном феврале 1942 г. начали выходить первые собранные в городе упрощенные трехтонки ЗИС-5В, сразу отправлявшиеся на фронт. В тяжелейших условиях рабочие и инженеры Ульяновского автомобильного завода сумели добиться выпуска до 50 машин в сутки, однако из-за неприспособленности помещений к автомобильному производству в 1944 г. выпуск продукции пришлось прекратить, и заняться срочным возведением цехов на новой территории за рекой Свиягой. Новым объектом производства должен был стать сконструированный в НАМИ 3,5-тонный грузовик УльЗИС-253 с трехцилиндровым двухтактным дизелем, лицензия на который была куплена у американской компании Detroit Diesel, а выпускать мотор должен был ЯАЗ. Увы! Холодная война разрушила мирные планы. Американское правительство запретило поставку в СССР оборудования для производства дизеля, и УльЗИС-253 так и остался нереализованным проектом. Ульяновский автомобильный завод же должен был освоить выпуск горьковских «полуторок» ГАЗ-ММ, и после очередного переоснащения и реконструкции цехов 26 октября 1947 г. их производство было начато. Тогда же сформировался и отдел главного конструктора, сумевший в 1948 г. до неузнаваемости модернизировать ГАЗ-ММ или, другими словами, создать совершенно новый 1,5-тонный грузовик УАЗ-300 с кабиной и оперением, ни в чем не уступающими дизайну лучших мировых образцов того времени. Судьба же преподнесла молодому Ульяновскому автзаводу очередной «подарок»: в 1950-м выпуск полуторок ГАЗ-ММ прикрыли, а на освоение УАЗ-300 денег не дали. Автомобильный завод вновь оказался «у разбитого корыта». Четыре года автомобили не выпускались. Правда, уже в 1953 г. стало известно, что на УАЗ будет переведено из Горького производство полноприводных ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, в которых остро нуждались армия и сельское хозяйство. Выпускавшиеся долгие годы «козлики», как называли эти машины в народе ульяновские вездеходы, оказались очень удачными. Они сочетали в себе такие качества, как неприхотливость в эксплуатации, простоту в ремонте, хорошую проходимость и высокую долговечность при хорошем уходе. Многие из них еще трудятся как в нашей стране, так и за рубежом, куда поставлялись в значительном количестве. ГАЗ-69 послужил основой для разработки нового семейства бескапотных автомобилей УАЗ-450, выпуск которых надолго определил судьбу Ульяновского автомобильного завода, как производителя универсальных, грузовых, санитарных и пассажирских машин, предназначенных для работы на грунтовых дорогах и бездорожье. Дальнейшим развитием двух ветвей модельного ряда стали «долгожители» УАЗ-469 и УАЗ-452. С модернизированными версиями этих моделей УАЗ вступил в новые экономические отношения, заставившие весь коллектив завода пережить достаточно трудные времена. Дело в том, что основной потребитель легковых внедорожников, армия, отказалась от ежегодного пополнения своего парка новыми машинами, а безденежье на селе снизило интерес к продукции Ульяновского автозавода тех потребителей, для которых и создавались машины повышенной проходимости. Финансовое положение предприятия скоро стало критическим. Ульяновский автомобильный попал в поле зрения финансово-промышленной группы «Северсталь», в 2001 г. ставшей его новым хозяином. Поначалу совет директоров группы компаний подразделения «Северсталь-Авто», в которое вошел УАЗ, вынашивало амбициозные планы по выпуску совершенно новой модели внедорожника. Предполагалось, что к 2008 г. с помощью зарубежного партнера Ульяновского автомобильного завода начнется производство принципиально новой, современной модели, способной реанимировать находящееся «в коме» предприятие. Однако в середине 2003 г. от этой идеи совет директоров отказался. Вместо этого на Ульяновском автозаводе решили сосредоточиться на выпуске модернизированных версий прежних моделей и качественных комплектующих для них. Предполагалось, что к 2007 г. объемы производства обновленных моделей УАЗ-31519S и УАЗ-3163 составят до 25 тыс. и 34 тыс. в год соответственно, а рентабельность вырастет почти в 2 раза. Продолжая выпуск старых бескапотных грузовиков и фургонов, в 2004 г. было запланировано освоение в производстве небольшого капотного пикапа УАЗ-2360, который по своим потребительским свойствам вполне мог бы конкурировать с нижегородскими «Газелями» и «Соболями». Постепенно, молодой руководящий менеджмент автозавода вывел его снова в прибыльные. Случилось это после подведения итогов деятельности в I квартале 2003 г. И хотя в 2002 г. УАЗ не смог превысить общее количество выпущенных в 2001 г. машин (69 480 против 71 096 в 2001 г.), их качество существенно улучшилось, а организация продаж и обслуживания претерпела кардинальные изменения. Дилерская сеть была полностью реформирована. Среди пользовавшихся наибольшим спросом моделей в 2002 г. «ветераны» УАЗ-3151 и их модификации составляли большую часть. В 2002 г. представителей семейства 3151 было реализовано 31 071 шт. Относительно новые внедорожники УАЗ-3160/3162 значительно меньше интересовали покупателей. За весь 2002 г. их собрали всего 1 422. Из планировавшихся к выпуску в 2002 г. 110 тыс. автомобилей всех типов УАЗ смог собрать лишь 69 470. Причина: малый спрос на машины. В прошедшем 2003 г. выпуск легковых внедорожников составил 32 748 машин или 97,3% к уровню 2002 г. Из них, по-прежнему, львиную долю составили «ветераны» УАЗ-3151 и их модификации (28 001 шт.), дорогих моделей УАЗ-3160 и 3162 (теперь они носят марку «Симбир») выпущено 2 587 ед. Главным событием 2003 г. стало начало реализации двухлетней программы обновления модельного ряда Ульяновского автомобильного завода, предполагавшей выпуск нового поколения легковых и коммерческих автомобилей на единой платформе с разными типами двигателей. 20 ноября с главного конвейера Ульяновского автомобильного заводав торжественной обстановке сошел последний представитель семейства УАЗ-3151 (читай – УАЗ-469), продержавшийся в производстве более 30 лет. Этот легендарный автомобиль был установлен на вечную стоянку на постаменте перед главным зданием заводоуправления. На смену моделям УАЗ-3151 пришел UAZ Hunter («Охотник»), призванный усилить рыночные позиции завода в сегменте дешевых моделей ценой от $5 до $6,5 тыс. Внешне новинка напоминает прежние модели, но набор новых технических решений и современные комплектующие позволили создать более экономичный, динамичный, надежный, устойчивый на дороге и комфортабельный автомобиль. При этом удалось сохранить традиционные достоинства УАЗов: отменную проходимость и невысокую цену. В 2004 г. предполагается изготовить 33 тыс. «Охотников», а в дальнейшем довести его выпуск до 69–80 тыс. Что касается цены, то она по сравнению со старой моделью увеличилась в среднем на 20% и составляет около $6,5 тыс. (имеется в виду самая богатая комплектация с впрысковым двигателем, нейтрализатором и т.д.). Предусмотрено несколько модификаций автомобиля: с короткой и длинной базой, впрысковыми, карбюраторными и дизельными моторами. Базовым для машины является 2,69-литровый впрысковый бензиновый мотор ЗМЗ-409.10, развивающий при степени сжатия 9,0 (бензин АИ-92) мощность 128 л.с. при 4 400 мин-1 и максимальный крутящий момент 217,6 Нм при 2 500 мин-1. С системой нейтрализации токсичности выхлопа, контролирующей испарения топлива, повышающей стоимость автомобиля на $200–300, этот двигатель удовлетворяет вводимым в ближайшем будущем нормам Euro-2. До их введения, а также для экспорта в некоторые страны УАЗ сохранит производство карбюраторной версии с двигателем УМЗ-4218.10. Его рабочий объем 2,89 л, а мощность – 84 л.с. при 3 000 мин-1. Степень сжатия 7,0 (бензин А-76). Максимальный крутящий момент этого двигателя – 189 Нм при 3 500 мин-1. Цена автомобиля с таким мотором $6 200. Наконец, в 2003 г. на УАЗе начали устанавливать польские 2,4-литровые дизели Andoria 4CT90, развивающие мощность 86 л.с. при 4 000 мин-1 и максимальный крутящий момент 183 Нм при 1 800 мин-1. Дизельные версии Hunter на $500–600 дороже бензиновых. Впрысковые бензиновые двигатели подвешены на раму автомобиля по-новому, в трех точках, обеспечивающих лучшее вибропоглощение. Передача вибрации с двигателя на раму снижена на 8,5 дБА (14,0 дБ(А) вместо 22,5 у УАЗ-3151), что значительно уменьшило уровень внутреннего шума в салоне и повысило виброкомфорт водителя и пассажиров. Приемная труба, кожух нейтрализатора и глушитель сейчас изготавливают из нержавеющей жаропрочной стали, что значительно увеличивает срок их эксплуатации. В конструкции автомобиля применен также новый тросовый привод акселератора. Это избавило привод от люфтов и заеданий, свойственных рычажному механизму, устанавливавшемуся на УАЗ-31514, и заметно повысило точность и надежность управления автомобилем. Трансмиссия полностью изменилась. Новая 5-ступенчатая коробка передач сблокирована с новой раздаточной коробкой, на 80% унифицированной с прежней. Основное отличие «раздатки» от предшест-венницы заключается в применении косозубых шестерен вместо прямозубых для передачи крутящего момента на передний мост. Это снизило уровень шума на 5–7 дБ(А) по сравнению с мелкомодульной коробкой прежних лет выпуска. Замена шарикоподшипников роликовыми повысила их несущую способность в 2 раза. Новая раздаточная коробка способна работать с двигателями, имеющими крутящий момент до 300 Нм, что на 60% превышает потенциал прежних конструкций. Переключение режимов работы коробки осуществляется одним рычагом. Важной особенностью трансмиссии нового автомобиля является применение в ней вместе с впрысковыми бензиновыми моторами современного сцепления, получаемого по импорту от фирмы LUK, полностью отвечающему жестким требованиям, предъявляемым к этому важному агрегату для внедорожника. Автомобили UAZ Hunter оснащаются новыми ведущими мостами, называемыми на заводе типа «Спайсер». Их балки представляют собой неразъемный литой картер главной передачи, в который запрессованы кожухи («чулки») полуосей и штампованной крышки картера. Отсутствие разъема в поперечной плоскости придает всей конструкции высокую жесткость и уменьшает вероятность течи по стыку в соединении крышки и картера главной передачи. Размещение главной передачи и дифференциала в едином картере обеспечивает высокую точность зацепления и более благоприятные условия для работы подшипников. Благодаря всему этому реальный ресурс мостов значительно возрос. Теперь для доступа к главной паре и дифференциалу не обязательно демонтировать мост автомобиля и «половинить» его, достаточно просто снять крышку. В передних мостах внедорожников применяют новые шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) типа «Бирфильд», которые намного долговечнее прежних, типа «Вейсс». Шкворневые узлы на сферических подшипниках и колеса с вылетом 40 мм обеспечили снижение момента сопротивления повороту, улучшили стабилизацию колес на всех скоростях и, соответственно, устойчивость и управляемость автомобиля, увеличили долговечность шкворневых узлов, улучшили их ремонтопригодность. Расчетный ресурс мостов – 200 тыс. км. «Охотники» имеют пружинные подвески с газовыми амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости спереди. Передние тормоза – дисковые, задние – модернизированные, барабанные, с автоматической регулировкой зазора. Кузов нового автомобиля при всем своем сходстве со старым также претерпел серьезные изменения. Вместо поворотных форточек теперь устанавливают сдвижные стекла, у дверей появилось двойное уплотнение, задняя дверь стала распашной. Пластиковые бамперы (за которыми прячутся металлические, достаточно прочные, чтобы поддомкрачивать машину) сделали внешний вид внедорожника более эстетичным. Салон получил новые комфортабельные сиденья, ворсовые ковры, тканевую обивку дверей и пластиковые панели на приборном щитке. Но не только моделью Hunter были заняты заводские инженеры. В конце 2004 г. Ульяновский автомобильный завод начнет выпуск внедорожника УАЗ-3163, являющегося дальнейшим развитием модели 3162. Новый автомобиль внешне отличается обновленным дизайном и, по словам директора УАЗа Виктора Клочая, «представляет собой длиннобазный внедорожник с широкой (1 600 мм) колеей, современный по дизайну и имеющий новый интерьер». «По габаритам УАЗ-3163 – нечто среднее между Toyota Prado и Toyota Land Cruiser 100», – пояснил он на встрече с журналистами, – мы позиционируем его, в первую очередь, для внутреннего рынка в ценовой нише до $9 тыс.». В стандартной комплектации УАЗ-3163 должен иметь новую панель приборов, наружные зеркала с электрообогревом и электроприводом, дополнительный отопитель салона, электрокорректор света фар, люк в крыше. Предполагается, что на автомобиле будут устанавливать 2,3-литровый двигатель ЗМЗ-4064.10 с турбонаддувом и интеркулером, развивающий 175 л.с., а также дизель ЗМЗ-514 с системой снижения токсичности выбросов. Кузова автомобиля будут окрашиваться на новой линии фирмы «Айземанн», что позволит гарантировать его стойкость от сквозной коррозии в течение 7 лет. Ну а как же обстоят дела с заменой семейства безнадежно устаревших бескапотных коммерческих автомобилей, разрешение на продолжение выпуска которых Госстандарт в очередной раз продлил? Как известно, еще в середине 90-х годов на Ульяновском автомобильном заводе началась работа над новым грузовым семейством. Его первенец, мини-вэн УАЗ-3166, в качестве концепт-кара вызвал большой интерес посетителей Московского автосалона еще в 2000 г. Впоследствии публике продемонстрировали грузовик и санитарный автомобиль на его базе. Случилось так, что именно этот проект стал заложником тяжелейшего финансового состояния завода, которое пытаются исправить новые руководители из «Северстали». Словом, в 2001 г. проект «3165» отложили до лучших времен. Но, видимо, такие времена настали. Показанный в 2003 г. на Красной Пресне мини-вэн УАЗ-3165М – хорошо продуманная ревизия всего, что удалось реализовать в образцах 2000–2001 гг. Новинку создали за рекордные 9 месяцев: с января по август. При этом использовали самые передовые компьютерные технологии. Главного, чего удалось добиться – это унификации машины с новыми внедорожниками на 80%! Освоенные в производстве мосты типа «Спайсер» с колеей 1 600 мм (у образца «3165» 2000 г. она была больше на 75 мм) новая раздаточная коробка с оригинальным приводом управления, светотехника УАЗ-3163 и заново скомпонованное место водителя, в котором учли опыт испытаний предыдущих образцов. Все это приблизило момент начала производства машины и снизило его планируемую цену до $8,5 тыс. Вот, пожалуй, и все, что можно сегодня сказать о перспективе замены «ветеранов» коммерческого ряда. Решение об официальном развертывании работ по постановке модели 316SM на конвейер Ульяновского автозавода должно быть принято весной этого года. А пока... ОАО «УАЗ» начинает реализацию нового проекта по производству специализированных машин на старых бескапотных шасси. Проект предусматривает создание, опытную эксплуатацию и начало серийного производства автомобилей с навесным оборудованием для дорожной и строительной отраслей, а также жилищно-коммунального хозяйства в качестве поливальной, уборочной и снегоуборочной машины. Объем инвестиций на первом этапе составит около $500 000. К настоящему моменту уже создан первый опытный образец многофункциональной машины «МультиУАЗ-73», представленный на выставке «Городское хозяйство–2003» в Санкт-Петербурге осенью прошлого года. Техническими достоинствами созданной ульяновцами конструкции являются ее компактность и малый вес, позволяющие работать на ограниченных участках, городских улицах и тротуарах, повышенная проходимость, возможность быстрой установки и смены до 95 видов навесного оборудования без существенных переделок, а также возможность быстрого увеличения грузоподъемности на 200–300 кг без существенного увеличения веса самой машины. Навесное оборудование изготавливается по заказу «Северсталь-Авто» ведущими российскими предприятиями по производству спецоборудования, в том числе Смоленским автоагрегатным заводом, Мценским заводом коммунальных машин, Тоснинским механическим заводом. Предполагаемая стоимость разработанной конструкторами Ульяновского автомобильного завода спецтехники в зависимости от комплектации составит $15 000–$18 000, что в несколько раз меньше стоимости импортной многофункциональной спецтехники аналогичного класса на российском рынке. «Северсталь-Авто» заключило соглашения с несколькими российскими регионами, которые предусматривают до конца года поставки и опытную эксплуатацию этих машин, а также создание в 2004 г. технических центров по их обслуживанию. Закончить повествование об очередном, важном этапе развития Ульяновского завода мы вправе на оптимистической ноте. В 2003 г. по сравнению с 2002-м УАЗ увеличил продажи автомобилей на 8,3% – до 78 538 машин. Объем экспортных поставок в 2003 г. вырос на 78,1% и составил 16 043 автомобиля и машино-комплектов, из которых во Вьетнаме, в Украине, Италии и на Кубе собирают готовые автомобили. Вскоре сборочные производства УАЗа откроются в Польше, Египте и Эфиопии. В 2003 г. произошли существенные изменения и в жизни 22-тысячного коллектива Ульяновского завода. Списочная численность автомобильного завода его уменьшилась на 9%, а заработная плата поднялась на 35% и составляла на конец 2003 г. – 6 700 руб. По слова Виктора Клочая, «с одного колена УАЗ практически поднялся и главное заключается в том, что заводчане начали верить в то, что тенденция к улучшению дел сохранится». Последние сводки пресс-центра также выглядят неплохо: в январе-феврале 2004 г. ОАО «УАЗ» отгрузило потребителям 11 096 автомобилей, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. План 2004 г. составляет 81 900 машин, из них 3,5 тыс. пикапов УАЗ-2360, хорошо принятых на рынке. На экспорт в январе-феврале поставлено автомобилей и машино-комплектов 2 607 ед., что на 54% больше, чем в 2003 г. Надеемся, что вскоре Ульяновский автомобильный завод встанет «с обоих колен» и желаем его руководству и всему коллективу новых успехов. |