Под прикрытием «Жигулей»
Забарахлил мотор. Водитель «пятёрки» принял правее и остановился. Левые колёса остались на проезжей части, хотя обочина в этом месте широкая и места вполне хватило бы, чтобы между автомобилем и правой кромкой асфальта возник заметный зазор. Но кто думает о таких мелочах, когда в дороге случается техническая неполадка, и еще неизвестно, удастся ли найти причину. Скажи кто-нибудь этому водителю: «Убери сейчас же машину, иначе здесь произойдет нечто страшное», он не только не поверил бы, но и в лучшем случае посоветовал бы незваному пророку убираться, да по-быстрому. В общем, встал, как получилось, не задумываясь, помешает его машина другим участникам движения, или не помешает.
Открыл капот. Полез в мотор. Долго ли копался – неизвестно. От своего занятия ему пришлось отвлечься, когда за левый борт машины задел приземистый грузовичок, каких много сейчас пригоняют из-за восточных рубежей России.
Этого еще не хватало! Не успел даже мысль свою относительно водительского мастерства этого растяпы, как следует обдумать и облечь в слова, подобающие случившемуся, за спиной послышался глухой удар и тут же – пронзительный визг. Обернулся. На дороге сбитый мужик, из кабины грузовичка вылезает перепуганный водитель.
Два ДТП подряд. Если первое, как, оказалось, породило пустячные повреждения, и водители, скорее всего, не стали бы звать ГАИ по этому поводу, а разошлись бы полюбовно, то «замять» второе происшествие было невозможно. Пострадавший был еще жив, но даже люди, далекие от медицины, имели достаточно опасений относительно его будущего. Несколько дней спустя этот человек умер.
Зачем он вышел на проезжую часть, прямо под колеса грузовичка, никто не знает. Может быть, хотел перейти на другую сторону дороги или собирался остановить попутную машину... Наверное, был уверен в своей безопасности, находясь «под прикрытием «Жигулей». Их-то все должны были хорошо видеть и объезжать. Но когда он сделал шаг-другой по проезжей части, ситуация резко изменилась и произошло непредвиденное, о чем не подумали ни пешеход, ни владелец «пятёрки», ни водитель грузовика.
Последний ехал в правом ряду дороги, которую с натяжкой можно отнести к трёх-рядным (по одному ряду для движения в каждом направлении, а между ними еще достаточно места для обгонов). Стоящие «Жигули», конечно, видел. Он, как большинство других водителей, приближаясь к машине с поднятым капотом, всегда стремился сместиться как можно левее, чтобы избежать вероятного наезда на водителя, который, увлекшись ремонтом, иногда внезапно выходит из-за машины. В данном случае этот маневр был невозможен. Слева один за другим ехали другие автомобили. Видя, что этот грузовичок попал в своего рода «мышеловку», никто не притормозил, не дал возможность своему коллеге спокойно объехать препятствие.
Времени на принятие решения у водителя грузовика было мало. Да и вариантов – всего два. Первый и, пожалуй, наиболее безопасный – притормозить, подождать, пока слева его не перестанут обгонять. Второй (рискованный) – не останавливаться и проскочить узкое место впритирку к «Жигулям».
Тормозить не стал.
Если принять во внимание, что в понятие «управление автомобилем» входит не только умение выполнять определенные маневры, но и способность предугадывать развитие событий на несколько шагов вперед, то в данном случае можно использовать любимую формулировку сотрудников ДПС: водитель грузовика не справился с управлением. Он, может быть, и предполагал, что при таком тонком маневре с большой вероятностью зацепит автомобиль, стоящий на обочине. Но о том, что за ним может скрываться человек, и что этот человек не просто стоит, а идет в сторону проезжей части, думал едва ли. Иначе при первом намёке на опасное развитие дорожной ситуации, не раздумывая, уперся бы ногой в тормозную педаль.
Недаром говорят, что русский мужик задним умом крепок. Вот и водитель грузовика по части «переднего» ума оказался далеко не на высоте. Он слишком близко прижался к стоящей «пятёрке». Вероятно, скрежет отвлек внимание. Он бросил взгляд в сторону источника звука, не предвещающего ничего хорошего, и не увидел человека прямо перед собой. Девять или десять метров было между ними. Следы торможения остались на дороге в нескольких метрах от места, где лежали комки сухой грязи, осыпавшейся с грузовика в момент наезда на человека.
Могло быть по-другому. Пешеход шел быстро и перед грузовиком оказался неожиданно. Согласно расчетам, машина ехала со скоростью 53 км/ч, около 14,5 метров в секунду. В подобных обстоятельствах время реакции водителя в лучшем случае одна секунда. Это означает, что после того, как водитель заметил человека, он мог начать торможение, проехав оставшиеся 9 м, и еще пять. Расчеты и схемы показали также, что со своего места водитель не мог видеть человека за капотом «Жигулей» в тот момент, когда еще можно было предотвратить беду. Другими словами, водитель не имел технической возможности выполнить требование пункта ПДД, который обязывает при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Получается, что в данном случае пешеход совершил «самоубийство». Прямо в его гибели никто не виноват. А косвенно?
Если бы «Жигули» стояли на обочине, как этого требуют правила, и не прятали пешехода от водителя, а приближающийся автомобиль от пешехода, участники дорожного происшествия видели бы друг друга на достаточном расстоянии. Трудно предположить, что трезвый человек стал бы переходить дорогу, видя, что прямо на него едет машина. Он остановился бы, дождался разрыва в потоке автомобилей и спокойно продолжил бы движение. И никакого происшествия не было бы.