Новые грани безопасных перевозок
Стремясь сделать автопоезда максимально безопасными в процессе перевозок, всемирно известные компании оснащают их множеством устройств, например, электронной тормозной системой, стабилизирующей движение (EBS). До сих пор презентации подобных новинок проводились исключительно за рубежом – на «домашних» полигонах фирм. И вот компания Knorr-Bremse на Дмитровском автополигоне наглядно показала, что тормозные системы с высоким уровнем безопасности теперь доступны и российским производителям прицепной техники.
Показательные заезды специального исследовательского автопоезда прошли 18 июня 2004 г. на территории ФГУП НИЦИАМТ в рамках очередной 46-й конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) на тему «Безопасность автотранспортных средств». Демонстрировался полуприцеп, оснащенный электронной тормозной системой TEBS (Trailer Electronic Brake System), и ее взаимодействие с системами безопасности тягача. Но прежде, чем начать разговор о тормозах, скажем несколько слов о самой фирме.
Об истории своего предприятия и о развитии тормозных систем для коммерческого автотранспорта рассказал Иштван Винклер, возглавляющий отдел по развитию фирмы Knorr-Bremse System fur Nutzfahrzeuge GmbH. Вообще-то, Иштван не плохо говорит по-русски, однако общаться предпочитал по-английски с помощью заместителя директора московского представительства Станислава Витальевича Ельева. И это не всегда способствовало точному пониманию технических нюансов.
Компания Knorr-Bremse была основана в 1905 г. в Берлине изобретателем Георгом Кнорром. Десятилетний контракт с прусскими государственными железными дорогами на поставку однокамерной тормозной системы для поездов предопределил начальный коммерческий успех дела. По сравнению с традиционными эта система обеспечивала значительное увеличение безопасности.
В 1922-м, когда компания стала выпускать пневматические системы торможения для коммерческих дорожных транспортных средств, появилась вторая основная область деятельности. Knorr-Bremse стала европейским пионером в разработке нового вида пневматической тормозной системы, действовавшей одновременно на тормозные механизмы всех колес грузовика, а также его прицепа. Сокращение тормозного пути при этом сделало существенный вклад в улучшение дорожной безопасности. В 1931–1939 гг. на 90% всех грузовых автомобилей в Германии грузоподъемностью от 7 до 16 т устанавливались тормозные системы Knorr-Bremse.
В 1996 г. началось серийное производство пневматических тормозных систем с дисковыми механизмами для коммерческих автомобилей.
В 1999 г. Robert Bosch GmbH объединяет свои действия в секторе электронного управления тормозами с Knorr-Bremse Commercial Vehicle Systems. Последняя получает 60% акций, что дает компании полный организаторский контроль над СП. Bosch сохраняет 20% акций.
В 2002 г. Knorr-Bremse получает в полную собственность компанию Honeywell Commercial Vehicle Systems от Honeywell International Inc. Компания изменяет свое название на Bendix Commercial Vehicle Systems LLC.
Современные инновационные изделия компании Knorr-Bremse, такие как электронная программа стабилизации ESP, дисковые тормоза с пневматическим приводом и энергосберегающие компрессоры, устанавливают новые стандарты в системе тормозов. TEBS создана специально для прицепов для улучшения эффективности и качества работы их тормозной системы. Разработка TEBS стала возможной благодаря многолетнему опыту компании в проектировании тормозных систем, в том числе с электронным управлением.
«Мозгом» TEBS является модуль управления – главный аппарат электронной тормозной системы. Он получает информацию от датчиков и выполняет пневматическое управление, обеспечивая в процессе торможения антиблокировочные функции и контроль за нагрузкой на колесо. Объединение этих функций в одном блоке дает возможность более точно управлять тормозной силой, улучшая совместимость тормозных свойств тягача и прицепа, уменьшая износ тормозных механизмов. Все это позволяет сократить общие расходы на перевозку грузов.
Модуль может работать с различными конфигурациями антиблокировочных систем, устанавливаемых на полуприцепы, прицепы с центральными и разнесенными осями. Если он соединен CAN-шиной с блоком управления EBS тягача, время срабатывания тормозной системы прицепа уменьшается. Полная работоспособность системы сохраняется и в том случае, если прицеп соединяется с тягачом, оборудованным ABS. В то же время TEBS легко совмещается со старыми тормозными системами, которые тем самым подвергаются обновлению.
Одной из особенностей электронной тормозной системы прицепа, разработанной фирмой Knorr-Bremse, является программа стабилизации поперечной устойчивости RSP. Груженый прицеп может иметь очень высокий центр тяжести и при маневрировании на высокой скорости всегда существует опасность его опрокидывания. В случае аварийной ситуации даже опыт водителя по контролю движения прицепа обычно не помогает избежать серьезных последствий, так как человеку не хватает времени, чтобы предотвратить дорожный инцидент.
Программа же, управляя тормозным давлением на выбранных ею колесах прицепа, помогает избежать его опрокидывания. По величине боковой силы на колесах система способна определить момент наступления потери поперечной устойчивости и начать автоматически управлять торможением периодическим срабатыванием тормоза до тех пор, пока скорость транспортного средства не снизится до безопасного предела. Если угрозы потери устойчивости нет, то тормозная система прицепа работает в обычном режиме.
Эта функция является частью основной программы, поэтому легко доступна и может быть задействована без монтажа дополнительных блоков. Ее работа, как и функционирование всей электронной тормозной системы, может осуществляться независимо от тормозной системы тягача.
Все сказанное полностью подтвердилось во время показательных заездов. Перед ними все желающие могли ознакомиться с полуприцепом, оборудованным электронной системой торможения. Представление системы перенеслось под прицеп. Во время заездов при отключенной системе TEBS с функцией RSP от падения на бок полуприцеп автопоезда удерживали специальные колеса, закрепленные по бокам. При включении системы колеса прицепа избегали «воздушных ванн», несмотря на то, что скорость входа автопоезда в поворот была выше.
С ощущениями водителя в кабине автопоезда желающие могли познакомиться на собственном опыте. Что вы думаете, они рассказали об ощущениях в тот момент, когда колеса с одной стороны прицепа неслись по воздуху? Ничего. Никто в кабине ничего не замечает. Хотя знают про отрыв и видят его в зеркало. В этом-то и состоит коварство опрокидывания прицепа. И с ним есть средство эффективной борьбы, предложенное Knorr-Bremse. Выбор за Вами. Или опять на авось? А вдруг меня пронесет, и никто не погибнет.
Статья подготовлена при технической поддержке Представительства фирмы Knorr-Bremse:
119017, Москва, 1-й Казачий пер., 5/2, тел.: (095) 234-49-95, факс: (095) 234-49-96 E-mail: moscow@knorr-bremse.com