С миру по нитке... «Яровиту» на автомобиль
К российскому автопрому отношение неоднозначное. Во всяком случае разногласия по поводу его прошлого, настоящего и будущего постоянно муссируются как прессой, так и специалистами. Однако какой ни есть, он существует, несмотря на отсутствие государственной финансовой поддержки. Частные же инвестиции настолько малы, что живучесть российского автопрома вызывает некоторое удивление. Это справедливо для «старого» автопрома. Однако в недрах российского капитализма растет и новый.
Некоторые частные компании, к сожалению, немногочисленные, все-таки инвестируют свои капиталы в строительство новых автомобильных производств. В качестве примера можно привести рязанский «Центртранстехмаш», выпускающий полуприцепы, прицепы и, главным образом, всевозможные фургоны; или «Сибирьтрейлер», специализирующийся на прицепах и полуприцепах-тяжеловозах. Но никто до сих пор не «замахивался» на автомобиль в целом, да еще европейского уровня. Это сделало ЗАО Yarovit Motors (С.-Петербург), которое начнет во второй половине 2004 г. производство новых грузовиков.
12 апреля 2004 г. на площади перед Смольным состоялась презентация первенца семейства полноприводных самосвалов компании Yarovit Motors – модели Gloros-4443 8х8. В презентации участвовала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, высоко оценившая инициативу строительства автозавода Yarovit и выпуск на нем российских грузовиков. Такой проект, отметила Валентина Ивановна, дает городу на Неве статус автостроительного, да и создает дополнительные рабочие места.
Что из себя представляет Gloros-4443? Как уже говорилось, это полноприводный самосвал с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 25,3 т (при ограничении скорости 60 км/ч – 28,3 т). Его габариты по ширине соответствуют установленным для дорог общего пользования нормам – 2 550 мм.
Как сказал на пресс-конференции председатель совета директоров компании Yarovit Андрей Бирюков, автомобиль пока собран из импортных агрегатов. Двигатель – дизель Deutz (Euro-2 и -3) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Его рабочий объем 15,9 л, мощность – от 544 до 598 л.с. Предположительно будут устанавливаться моторы Cummins и Caterpillar.
Коробка передач – ZF-16S2220TO, механическая 16-ступенчатая, может комплектоваться ретардером; или ZF-16S2520TO с гидромуфтой (WSK). Возможна и установка автомата HD4560 американской фирмы Allison. Раздаточная коробка – 2-ступенчатая, ZF-Steyr, в двух вариантах. Мосты – как передние, так и задние, как ведущие, так и ведомые от Sisu или Axletech. Рама – французского подразделения компании Thyssen Krupp Prisma S.A.S. Рулевое управление – ZF, самосвальный кузов – польский. В общем, все компоненты импортные. Как говорится, «с миру по нитке –... «Яровиту» грузовик».
Но будем справедливыми: кабина оте-чественная, пластиковая, разработана самим «Яровитом». И экстерьер, и интерьер, надо отдать должное специалистам компании, оригинальны и выполнены на уровне импорта. Губернатору, во всяком случае, понравились.
Опробовать автомобиль на ходу не довелось, но надеемся, что на тест сумеем заполучить Gloros-4443 первыми. Опытный образец четырехосного полноприводного автомобиля, как рассказал на пресс-конференции руководитель испытательного центра «Яровит» известный автогонщик Виктор Московских, проходит испытания и подготовку к сертификации.
Работы по подготовке автомобильного производства на территории Ленинградского металлического завода сейчас завершаются, и уже до конца этого года планируется выпустить более 50 грузовых автомобилей с различными колесными формулами и надстройками.
По грузоподъемности товарная ниша новых грузовиков занимает промежуточное положение между дорожными автомобилями и карьерными самосвалами. От дорожных машины Yarovit отличаются повышенной грузоподъемностью, увеличенными тяговыми свойствами и проходимостью. От карьерных самосвалов, имеющих еще большую грузоподъемность, автомобили Yarovit отличаются тем, что вписываются в габаритные дорожные ограничения и соответствуют экологическим нормам, обладают высокими скоростными качествами и, кроме того, более экономичны.
Модельный ряд Yarovit формируется на основе базовых шасси 6х6, 8х8, 10х8 с использованием принципа «от сложного к простому». Шасси являются основой для семейств Gloros с кабиной над двигателем, Dogmus капотной компоновки и Ordex с кабиной, вынесенной перед двигателем для установки спецнадстроек. Эти же шасси служат основой при разработке машин с другими колесными формулами.
Инвестиции в строительство в Санкт-Петербурге автомобильного завода составят около $40 млн. Учредителями ЗАО Yarovit Motors являются компания Elgin System (США) – 51% акций и компания Tracks&Dumpers (Великобритания) – 49% акций.
Примечательно, что буквально за несколько минут до презентации грузовика на центральный купол Смольного собора устанавливали вертолетом крест, сорванный когда-то ураганом. Из-за погодных условий установку креста несколько раз откладывали и, наконец, выполнили. Это хороший знак для ЗАО Yarovit Motors. Новый российский грузовик был представлен собравшимся под знаком святого креста.