Низкопольный Crossway LE
Весной текущего года компания Karex, член международного автобусного холдинга Irisbus IVECO, представила в Москве свой междугородный лайнер Crossway. А осенью состоялся второй по счету российский дебют, на этот раз низкопольного пригородного автобуса Crossway LE, который может работать и в городском сообщении. Анонсировал его лично глава представительства Karex в России Павел Уллманн.
Уместно вспомнить, что коммерческие интересы автобусного холдинга Irisbus IVECO в нашей стране представляет компания Karex. За 10 лет было продано около 3 тыс. пассажирских машин. Ровно столько позволяют выпускать в год и текущие производственные мощности завода в городе Высоке Мыто. Год назад там начали собирать междугородный автобус Crossway, адресованный преимущественно газовикам и нефтяникам для доставки людей на вахту. А в середине 2007 года на чешско-итальянском предприятии приступили к производству Crossway LE с низким уровнем пола.
В отличие от презентованного ранее междугородного «тезки» длиной 10,6 м длина этого лайнера составляет 12 м – самый популярный на сегодня европейский размер. Но 10,6 м – не единственный габарит «межгорода». В модельном ряду компанией заложена линейка, включающая пассажирские машины длиной 12 и 12,8 м. Внешне отличить Crossway и Crossway LE несложно, стоит лишь присмотреться. У «межгорода» ветровое стекло без электронного маршрутоуказателя, а противотуманки удалены от фар головного света. Эмблема в виде свернутого колечком дельфина у «дальнобойщика» расположена на переднем бампере, тогда как у пригородной модели – на облицовке фронтальной панели. Но проще всего идентифицировать модели по боковой проекции: у Crossway LE площадь остекления за счет высоких окон больше и двери двустворчатые, а не одностворчатые как на короткой версии Crossway (в моделях длиной 12 и 12,8 м они тоже двустворчатые).
По словам Павла Уллманна, производство Crossway LE было начато в Чехии на предприятии после изучения рыночного спроса. Изначально автобус станет выпускаться в двухдверной модификации, а затем появится и в трехдверной. Он полностью адаптирован для северных условий эксплуатации и может обслуживаться на сервисе в Сургуте. Так называемое «северное исполнение» предусматривает более прочные пневмобаллоны, защиту тормозных накладок от грязи, усиленные амортизаторы. Если верить представителям завода-изготовителя, расход топлива на пустом автобусе составляет около 17 л/100 км – как у современного внедорожника, а с пассажирами на борту он вырастает до 22 л/100 км. Цена Crossway LE без таможенных сборов и НДС составляет 130–140 тыс. евро. Так называемый «северный вариант» удорожает автобус почти на 4 тыс. евро. Срок изготовления – около 5 месяцев с момента размещения заказа. Вся продукция теперь делается исключительно под конкретного перевозчика, поэтому взять что-то со склада не удастся.
Европейским потребителям Crossway LE будет поставляться с моторами Euro 4, российским – с двигателями Euro 3. Объяснение этому простое: реагент AdBlue замерзает при температуре –11 °С, а в России морозы и за минус сорок не в диковинку. Кроме того, когда кончается мочевина, двигатель теряет до 40% своей мощности, а кому из перевозчиков это понравится?! Наконец, цена автобуса с мотором Euro 4 выше цены автобуса с Euro 3. Такие строгие экологические нормы в России еще не ввели, и зачем платить больше, когда есть шанс сэкономить?! Кстати, помимо Москвы презентация лайнера прошла в Омске, Тюмени, Челябинске, Казани. И везде было высказано пожелание сделать накопительную площадку более вместительной. Нашлись и первые заказчики, подписавшие в одном из городов контракт на поставку 100 новых Crossway LE.
Гарантия на новый автобус составляет 24 месяца без ограничения пробега. Первое ТО проводится через 8 тыс. км пробега, следующее – после достижения 80 тыс. км. И хотя завод рекомендует производить замену масла в двигателе через 80 тыс. км, в российских условиях (например, в Западной Сибири) его меняют чаще. Заправочные объемы коробки передач и раздаточной коробки (13 и 19 л соответственно) тоже обновляют чаще, чем в Европе. К слову, интервал замены трансмиссионного масла в механической КП ZF составляет 120 тыс. км, а в автоматической Voith – 60 тыс. км.
Привлекательная сторона Crossway LE – его высокая антикоррозийная стойкость. Весь кузов обрабатывают методом катафореза. Передняя и задняя маски изготовляются из пластика. В общем, ржаветь там нечему. И хотя завод дает скромную гарантию от сквозной коррозии всего на 5 лет, в реальных условиях кузов прослужит значительно дольше. Кстати, кузов разработан и производится в Чехии. Сиденья, двери, передний мост – тоже чешского производства. Многие другие детали и узлы также делают за рубежом, но от этого лайнер не стал хуже, а только выиграл.
В салоне Crossway LE размещено 7 печек, плюс 2 в рабочей зоне водителя. Достойный набор для российских условий. И в том, что работает он эффективно, мы с коллегами убедились во время тест-драйва. Несмотря на дождливую погоду и частое пользование дверями, холод в салоне не ощущался. Стекла не запотевали, а продрогшие на улице пассажиры быстро согревались. Правда, не готов подписаться под тем, что на обычных линиях водители станут так же заботливо включать отопление на полную мощность...
Автобус производит очень хорошее впечатление. По крайней мере, в день знакомства с ним на Дмитровском автополигоне нареканий к нему не было. И это несмотря на резкое ухудшение погоды, вплоть до сильного дождя, и ограничение видимости. Ход у него мягкий, обзорность отличная, тормоза хваткие. Уровень комфорта – вполне достойный. Обобщая полученную информацию, начинаешь понимать, почему такие лайнеры активно приобретают транспортные операторы Италии и Франции. Впрочем, и россияне не лыком шиты...
Прощай, Karosa!
На всех автобусах, выпускаемых в чешском городе Высоке Мыто, с 1 января 2007 года торговая марка Karosa больше не используется. Вместо этого логотипа применяется фирменная хромированная эмблема свернутого в кольцо дельфина, символизирующего международный автобусный холдинг Irisbus IVECO. Коммерческое название модели располагается в передней части боковин кузова в виде стилизованной надписи в хроме или в трафаретном исполнении самоклеящейся пленкой.