Цена вопроса осталась неизвестной
Первую полосу внутризаводской газеты Минского моторного завода «Моторостроитель» украшал торжественный заголовок: «Сегодня состоится презентация нового двигателя, отвечающего экологическим стандартам Euro 4». Это ведь сенсация! «Неужто ММЗ станет первым заводом на постсоветском пространстве, собравшим мотор, соответствующий нормам Euro 4», – думал я, направляясь 9 ноября прошлого года на церемонию торжественного запуска силового агрегата, получившего имя Д-249. Но... чудес, к сожалению, не бывает. Не произошли они и на сей раз.
Что же показали журналистам на Минском моторном заводе? Для ответа на этот вопрос вернемся в недалекое прошлое.
Из-за ужесточения экологических требований к современным дизельным моторам еще в 2005 году в Минске озаботились проблемой выпуска силовых агрегатов норм Euro 4. Изучив требования по выбросу вредных веществ современными двигателями, специалисты ММЗ пришли к неутешительному для себя выводу – доработка и модернизация существующих базовых моделей моторов Д-245 и Д-260 не принесет желаемых результатов. А значит, необходимо приступать к разработке двигателя принципиально новой конструкции.
Эту задачу возложили на специалистов конструкторского бюро перспективного проектирования ММЗ. И вот перед нами результат двухгодичных изысканий – силовой агрегат нового поколения Д-249, который и был представлен журналистам. По заверениям разработчиков, на данный момент он без проблем обеспечивает выполнение экологических норм Euro 3. И только к началу 2009 года Д-249 планируют модернизировать для соответствия стандартам Euro 4, т. е. нам показали лишь перспективную разработку, которая в будущем станет в авангарде производственной программы Минского моторного завода.
Кстати, при разработке нового мотора перед конструкторами была поставлена сложная задача – сохранить размерность и массу серийных четырехцилиндровых моторов Д-245. Иначе потенциальным покупателям пришлось бы менять конструкцию своей техники для установки нового мотора, а это повлечет трудности в сбыте продукции.
С задачей сохранения размеров конструкторы справились. Но в остальном новый мотор отличается от серийных минских дизелей норм Euro 2, как самолет от самоката. И речь идет даже не о топливной аппаратуре с электронным управлением и давлением впрыска 180 МПа, без которой просто немыслимо соответствие стандартам Euro 3 и Euro 4. Д-249 имеет заднее расположение «гитары» шестерен, применена новая система вентиляции картерных газов, коленчатый вал откован вместе с восьмью противовесами, головка цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр и креплением по окружности – все это лишь малая часть изменений конструкции. Новые блоки цилиндров повышенной жесткости со встроенными полостями всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника вообще были отлиты в ФРГ, так как на территории стран бывшего СССР нет литейного производства с соответствующими технологиями литья. Вплоть до того, что даже при серийном производстве моторов Д-249 обсуждается возможность производства блоков цилиндров в Германии, так как внедрение подобных технологий на ММЗ либо другом заводе постсоветского пространства может стоить слишком дорого. А так как спрос на новый мотор пока неизвестен, трудно просчитать, окупится ли установка такого оборудования. Журналистам даже рассказали про новую технологию «сушки стружки», комментировать которую я не берусь, так как с трудом представляю, что это за мистическое действо, без которого невозможно добиться соответствия экологическим нормам.
Презентация будущего мотора Euro 4 состоялась, но до сих пор неизвестна технология доведения Д-249 до заявленных стандартов. Конечно, применение мочевины очень маловероятно, но конструкторы завода заверили, что и такая технология находится в проработке. Мол, консультации с потенциальными потребителями еще впереди, и многое будет зависеть от их мнения. Благо, показанный мотор имеет технические возможности модернизации и по системе SCR, и по системе EGR. (Интересно, что только после презентации от Гаманькова я узнал, что EGR теперь имеет и русское название – РОГ (рециркуляция отработавших газов, а вот аббревиатуре SCR пока аналогии не придумали. Прим Ю.П.)
Остается добавить, что в первой половине 2008 года начнутся эксплуатационные испытания нового мотора на МАЗе и ЗИЛе. Объемы производства и стоимость мотора нового поколения пока не названы.