Конкурентоспособность за хорошую цену
Девяносто лет назад – в марте 1916 г. – указом императора Николая II были организованы пять машиностроительных предприятий, в том числе «Русский Рено» в Рыбинске. Этот шаг позволил России очень быстро встать на путь передовых технологий того времени.
Такую аналогию провел Игорь Кульган – директор дивизиона «Двигатели», начиная свою речь на торжественном подписании соглашения между «Группой ГАЗ» и Renault Trucks о покупке завода дизельных двигателей. Соглашение предусматривает перенос линии по производству рядного 6-цилиндрового дизеля Renault dCi11 из Лиона в Ярославль – на базу «Автодизеля» (Ярославский моторный завод), а также полный пакет прав на этот двигатель, вплоть до его доработки – «Группа ГАЗ» намерена довести его до уровня Еuro 4. Соглашение подписали с российской стороны – Игорь Кульган, с французской – президент Renault Trucks Стефан Шмилевски.
Сделку можно признать удачной для обеих сторон – для Renault, снимающей этот двигатель с производства, и для «Группы ГАЗ», которая за хорошую цену приобретает неустаревшие технологии. «Хорошая цена» подразумевает не только объем контракта – 57 млн. евро, но главное – цену двигателя для продаж в России, которую планируют на уровне 8,5 тыс. евро – в 1,5…2 раза дешевле аналогов. Лицензия дает значительный выигрыш во времени – «Группа ГАЗ» получает не только современные технологии и продукцию, но и мощный импульс в развитии и обеспечивает конкурентоспособность до 2013–2014 гг.
К осени этого года заводское оборудование поэтапно перевезут в Ярославль. От части оборудования «Группа ГАЗ» отказалась. Она параллельно закупит новое, более производительное с учетом его использования в других проектах. Во второй половине следующего года предполагают изготовить несколько десятков или даже сотен двигателей в зависимости от готовности производства для их сертификации и тестирования на автомобилях основных потребителей – МАЗ, «Урал», КрАЗ. А с лета 2008 г. планируют начать серийное производство около 20 тыс. двигателей в год. Экономическую эффективность проекта обеспечит объем в 18 тыс. двигателей в год.
Двигатель dCi11 влечет за собой шлейф сопутствующих и значительно превосходящих по объему проектов, прежде всего связанных с локализацией производства. Проектом предусмотрено производство и механическая обработка головки блока и шатунной группы, остальные компоненты, включая литье, будут поставлять партнеры Renault Trucks. Проблема размещения литейного производства внутри страны как для производства двигателей, так и для потребностей «Группы ГАЗ» требует тщательного изучения, так как в стране, увы, нет чугунного литья необходимого качества. По мере решения этих проблем предполагается локализация вплоть до 100%. Не исключено, что «Группа ГАЗ» сама станет поставщиком Renault, если достигнет лучшего, чем у конкурентов, соотношения цена–качество.
У двигателя Renault система впрыска common rail, которую не производят и не используют в Ярославле. «Группа ГАЗ» уже однозначно определила, что будущее ее двигателей за common rail, но пока не решила, будет заниматься системой впрыска самостоятельно или в партнерстве с какой-либо компанией мирового уровня, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от этого решения.
Естественно, двигатель должен работать с соответствующими агрегатами трансмиссии – КП и мостами, и желательно их производство разместить внутри страны. По этим вопросам уже ведутся переговоры с Renault Trucks.
Участники проекта не смогли сказать, какое количество персонала будет вовлечено в проект – это еще не определено, но заверили, что Ярославская область получит новые рабочие места. Текущее производство не пострадает, выпуск традиционной линейки дизелей ЯМЗ будет продолжаться, пока на них будет спрос. Более того, развитие этого проекта и запуск новых потребует дополнительного притока рабочей силы. Амбициозные планы «Группы ГАЗ» включают полную линейку двигателей от средних, с заходом в легкие, и до сверхтяжелых. Кроме того, «Группа ГАЗ» должна создать разветвленную инфраструктуру по сервису и ремонту двигателей dCi11 и последующих моделей.