Опубликовано: ГП 10-2008

Грузовик Tatra T 815 230S24

Вячеслав Вальданов, фото Станислава Протасова («ОС» специально для «ГП»)











Время проведения блиц-теста самосвала Jamal совпало с презентацией в России самосвала Tatra, отвечающего требованиям Euro 4. Был представлен автомобиль Tatra T 815 230S24 33.325.6х6.2/341. После расшифровки это означает: автомобиль гражданского назначения с кабиной безкапотной компоновки семейства TerrNo1, двигатель T3D-928.30 Euro 4, самосвал стандартного исполнения с левосторонним управлением, укороченной кабиной, задняя подвеска состоит из пневмобаллонов и листовых рессор, осевая нагрузка 13 т, полная масса 33 т, мощность двигателя 325 кВт, колtсная формула 6х6, двускатная ошиновка, база – 3440 мм. А самая последняя цифра означает, что автомобиль уже серийного производства.

Презентация проходила на автополигоне НАМИ в г. Дмитрове, там же автомобиль нашел своего первого российского потребителя, которому был вручен символический ключ от автомобиля. Нормы Euro 4 будут вводиться в России в 2010 году, и за оставшееся время автомобиль пройдет естественную апробацию системы SCR для обработки выхлопных газов в отечественных условиях, поскольку остальное давно зарекомендовало себя вплоть со времени Euro 0. Кажущаяся по российским меркам преждевременность, легко объяснима с точки зрения общества Tatra, a.s.. В 2007 году было произведено 2453 грузовых автомобиля, доля экспортируемой продукции составляет 80%, т. е. 1960 автомобилей. Из них в Россию была продана добрая треть – около 700, а в этом году их количество планируется увеличить до тысячи штук.
Система SCR предназначена для восстановления оксидов азота в инертный газ азот и водяной пар, это требует дополнительно установки катализатора и использования восстанавливающего вещества AdBlue, представляющего собой 32%-ный раствор очищенной мочевины в дистиллированной воде. Требование к чистоте AdBlue связано с работоспособностью катализатора SCR, т. е., возможно, его «отравление» тяжелыми металлами и некоторыми другими примесями. Скорее всего, это можно отнести и к качеству используемого топлива. В систему также входят бак емкостью 67 л для заправки раствора AdBlue и блок управления его дозирования и подачи при помощи сжатого воздуха на катализатор. В блок управления приходят сигналы с датчиков оборотов и расхода воздуха двигателя, датчиков температуры отработавших газов и содержания в них NOX до и после катализатора. Из него выходят сигналы на контрольные лампы уровня AdBlue и неисправностей системы SCR, расположенные на панели приборов в кабине, после чего необходимо заправить AdBlue или же при помощи специального разъема продиагностировать систему и устранить неисправность. Если этого не сделать, то сигнал поступает на одно каверзное устройство, имеющееся в системе. Это ограничитель мощности, связанный с ТНВД и впускным коллектором, после его срабатывания двигатель развивает только 50% мощности. Температура замерзания AdBlue составляет –11 оС, поэтому система имеет подогрев от масляной системы двигателя.
Но есть еще одна особенность, наиболее актуальная для автомобилей ТАТРА, эксплуатируемых в России, большинство из которых самосвалы. Проблема связана с обогревом кузова отработавшими газами. Если на самосвалах с двигателями Euro 3 перевод потока отработавших газов на обогрев кузова осуществлялся до глушителя непосредственно за двигателем, где температура газов более высокая, теперь температуры отработавших газов, прошедших через глушитель и подвергшихся обработке на катализаторе SCR, уже недостаточно для эффективного обогрева. Как объяснили представители Tatra, проблему повышения температуры удалось решить за счет уменьшения проходного сечения выпускных коллекторов.
Но в действительности такие доработки теряются в гигантском объеме работы, проводимой над улучшением рабочего процесса двигателя Tatra.
Особенностью двигателей Tatra является воздушное охлаждение, а уникальностью то, что экологические нормы, включая Euro 5, по остальным показателям кроме NOX обеспечиваются с использованием ТНВД.
О преимуществах или недостатках воздушного охлаждения можете судить сами. Например, для охлаждения только одной стороны двигателя Tatra при номинальной работе потребовался бы объем циркулирующей жидкости порядка 300 л/мин. Публике были представлены графики расхода топлива при постоянных скоростях движения автомобилем полной массой 33 т с двигателем Euro 3 и Euro 4. Такие же испытания мы проводим на редакционных тестах и можем дополнить эти данные результатами испытаний 2001 года самосвала Jamal с двигателем Т3В-928-60 Euro 2. Они вписываются в общую картину, подтверждая, что на одном и том же холсте объемом 12 667 см3 возможно при 5%-ном снижении расхода топлива изобразить 30% увеличение крутящего момента и мощности двигателя на нежном фоне Euro 4. Удалось выяснить лишь, что на новых двигателях Tatra ON AIRTM ряда T3D-928 подверглись кардинальному изменению камера сгорания и угол опережения впрыска топлива.
Напоследок осталась одна маленькая загадка «Татры». Во время презентации автомобиль легко преодолевал подъемы с уклонами 40 и 50%, комплекс испытательных подъемов имеет максимальный уклон 60%, но для его преодоления уже необходимы мероприятия, связанные с обеспечением безопасности. В технической характеристике самосвала Tatra T 815 – 230S24 33.325.6х6.2/341 максимально преодолеваемый подъем при полной массе 33 000 кг позиционируется, как 81% (390). Если здесь нет ошибки, то как можно в этом убедиться, когда и на собственном испытательном центре общества Tatra уклон максимального подъема составляет 65%.


Комментировать ... >>