Младший брат легендарного дизеля
В конце сентября на конвейере «Автодизеля» произошло торжественное событие – собрали сотый дизель нового семейства ЯМЗ-658, соответствующий нормам Euro 3.
Новая серия дизелей состоит из «шестерки» ЯМЗ-656 и «восьмерки» ЯМЗ-658, которые планируется выпускать в различных модификациях. Моторы получены в результате модернизации знаменитых ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238. Когда последовало законодательное ужесточение экологических норм, Ярославский завод нашел силы и средства, чтобы подтянуть выпускаемую несколько десятилетий продукцию к новым стандартам.
Конструкторам завода пришлось переработать почти весь двигатель, чтобы достичь требуемых показателей. Например, у «656-го» и «658-го» иной, чем у прежних моделей, блок цилиндров: с торцов мы видим непривычно расположенные ребра жесткости. Новыми стали головки, гильзы, поршни. Правда, некоторые конструктивные решения, например, раздельные головки цилиндров, новые дизели унаследовали от освоенных ранее моторов ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-7511.
Наиболее радикально изменились система управления двигателем и топливная аппаратура. Для моторов, заточенных под Euro 3, ярославский завод дизельной аппаратуры ЯЗДА разработал новый ТНВД серии «Компакт-40». Топливным насосом управляет новая электронная система ЭСУ-1, ее блок устанавливают на двигатель на конвейере. Соответственно появился разъем для присоединения диагностической аппаратуры. Электропроводка по-современному упакована в оболочку – гибкий пластиковый гофрированный шланг.
Улучшению экологических показателей способствуют замкнутая система принудительной вентиляции картера, фильтр тонкой очистки топлива увеличенного объема. Новыми стали термостаты с твердым наполнителем и клапаном в дренажном отверстии. Для «656-х» и «658-х» разработаны сцепление с интегральной муфтой включения и модернизированная КП.
«Автодизель» поставляет силовые агрегаты для техники различного назначения: тракторов, комбайнов, строительных машин, железнодорожного подвижного состава, морских судов, стационарных установок и военной техники. С освоением новинок завод не прекратит выпуск старых моделей дизелей, соответствующих условиям Euro 0 и Euro 1, поскольку новые экологические нормы актуальны только для новых автомобилей, и новые дизели еще долго будут соседствовать на конвейере со всеми привычными «236-ми» и «238-ми», а значит, никуда не деться от преемственности. У ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658 остались основные размеры: диаметр цилиндра – 130 мм, ход поршня – 140 мм. Рабочий объем, как и прежде, 11,15 л – у V-6 и 14,86 л – у V-8. Степень сжатия составляет 17,5. Как и на прежних моделях, стартер, водяная помпа, бочонок масляного фильтра, центрифуга, узлы системы наддува и даже новый ТНВД заняли привычные места в развале блока. Остались на месте основные точки крепления – закручивать гайки на конвейере будут те же станки, и для «мирного сосуществования» старой и новой продукции нельзя ничего менять в производственном цикле.
Первые дизели новых моделей проходили испытания и появлялись на выставках еще в 2006 году. В августе ЯМЗ построил установочную партию из 40 дизелей. В начале сентября на МАЗе в присутствии специалистов ЯМЗ для пробы собрали три грузовика МАЗ-6303 с моторами ЯМЗ-6582.
Сотый экземпляр – уже серийная продукция. За ним в тот же день последовал сто первый двигатель. Номер «100» носил дизель той же модификации ЯМЗ-6582. Его мощность – 330 л.с. По словам заводчан, его отгрузят на МАЗ и установят на седельный тягач. До конца года планируется выпустить около двух тысяч моторов новой серии. Эти дизели пойдут на конвейер МАЗа. Должны начать поставки ЯМЗ-658 на КрАЗ. Помимо МАЗов 6-цилиндровые дизели будут устанавливать на ЛиАЗы и мичуринские автобусы. В следующем году «Автодизель» планирует полностью обеспечить все потребности в двигателях этого семейства.
Главный конвейер моторного производства ЯМЗ в плане имеет форму буквы П: поточная линия переходит из цеха в цех, огибая разделяющую эти два цеха стену. В начале пути на конвейер ставится пустая болванка блока цилиндров, а в конце тельфер снимает со сборочного и отправляет на обкаточный конвейер готовый двигатель. Все сборочные операции рассчитаны на работу с V-образными моторами определенных размеров и с определенным расположением навесного оборудования. Высокая степень унификации позволяет дизелям разных моделей и модификаций идти по конвейеру друг за другом.
За 8-цилиндровым следует 6-цилиндровый двигатель, за традиционным мотором с двумя цельными головками следом идет новая модификация с индивидуальными головками каждого цилиндра, соседствуют на конвейере двигатели с наддувом и без него. А потом все новенькие моторы попадают в цех обкатки, где их подключают к стендовому оборудованию для пробного пуска. И всю рабочую смену слышен тот самый привычный уху рев, который издают МАЗы, КрАЗы, строительные машины.