Volvo FH
Третье поколение Volvo FH дебютировало на рынке в 2001 году, а уже в 2005-м прошло модернизацию. Но фундамент рыночного успеха шведского грузовика был заложен в 1993 году, когда появилась первая машина с таким названием. В 1997–2001 годах выпускалось второе поколение FH, которое и стало основой для внедрения новых разработок. А сейчас этот автомобиль находится на пике своей формы.
Авторитет
Так уж сложилось, что шведская компания постоянно удивляет мир своими инженерными находками и техническими решениями. Весной 2006 года она показала специалистам и прессе Volvo Integrated Safety Truck. Концептуальный грузовик был оснащен множеством датчиков, камер, лазерных сканеров и радаром, следящими за людьми, животными и неодушевленными предметами вне автомобиля. Эти приборы помогают водителю оставаться в своей полосе движения, поддерживать заданную скорость, правильно перестраиваться и безопасно объезжать различные препятствия. Скорее всего, большинство из них в ближайшее время появится на серийных грузовиках, а пока Volvo Trucks одна из первых начала исследовать и применять системы блокировки запуска двигателя нетрезвым водителем. Компания проводила с 1960 года краш-тесты кабин по стандартам, которые долгие годы оставались более жесткими, чем официальные; применяла встраиваемую в передний бампер противоподкатную защиту и многое другое. Все это говорит о том, что Volvo Trucks всегда стремится быть на шаг впереди конкурентов и максимально удовлетворять ожидания перевозчиков, а иногда и предвосхищать их.
Во время зимних стоянок на мостике образуется наледь, тающая при работающем двигателе |
Решетку радиатора первых грузовиков Volvo украшала окружность со стрелкой, направленной вверх и вправо. Она представляла собой одну из самых древних известных идеограмм, которая в Римской империи обозначала планету Марс. В Швеции этот символ с незапамятных времен использовался для обозначения обработки железа. Когда была основана компания Volvo Trucks, шведское железо по прочности и надежности превосходило произведенное в других странах. Основатели компании стрмились это всячески подчеркнуть: в рекламе начала ХХ века часто повторялись словосочетания «шведский автомобиль» из «шведского железа». Чтобы закрепить хромированную металлическую эмблему на ячейках радиатора, пришлось использовать диагональную планку. Таким образом, она стала декоративным элементом, запоминающимся символом Volvo Trucks. А в 1930-е годы существовала еще и голубая эмблема с крыльями, которую ставили на флагманы – самые мощные грузовики.
Объемы продаж грузовиков Volvo постоянно растут. Только в январе–мае 2007 года рост поставок в Восточную Европу составил 83%, в Южную Америку – 30%, на рынок Азии (включая Ближний Восток) – 14%. И только Северная Америка подкачала, где объем продаж просел до 60%. Временное снижение спроса маркетологи объясняют вступлением в силу с 1 января 2007 года нового законодательства о снижении вредных выбросов в атмосферу.
Подножка площадки осмотра находится в уязвимом месте, часто гнется на строительной технике |
Поиск флагмана
Популярность Volvo FH в России настолько высока, что в марте 2007 года компания запустила новую Интернет-версию поисковой системы Volvo Truck Finder (www.volvotrucks.com/truckfinder). Ее функции позволяют пользователям детально и точно делать запросы. Процесс поиска машин во всемирной электронной паутине стал более результативным. Новый поисковый алгоритм позволяет искать нужную технику и по названию, и по отдельным характеристикам (мощность двигателя, полная масса, колесная формула и т.д.). Результат запроса может быть представлен вместе с фотографиями и подробной информацией о трех грузовиках на странице. Это позволяет сравнивать их технические данные, комплектацию и цену. Система позволяет узнать, был ли грузовик специально оборудован для каких-либо конкретных задач. В базе данных одновременно находится около 2000 грузовиков (в том числе других марок и моделей), и если ни один из них не будет отвечать вашим требованиям, можно воспользоваться функцией уведомления. При ее активации вы получите sms-сообщение или письмо по E-mail о том, что автомобиль с заданными параметрами стал доступным для покупки. Останется только связаться с дилером и обговорить условия приобретения.
Комплектация
Тяга стабилизатора, именуемая «косточкой», эксплуатируется 300 тыс. км и больше |
Оснащение грузовиков Volvo всегда было достойным и FH – не исключение. В нем есть все необходимое для удобной работы за рулем и комфортного отдыха в пути. А чего нет в базовом оснащении, всегда можно найти в списке опций. Для России самая популярная модель грузового автомобиля поставляется не только в обычной, но и в специальной комплектации, точнее – комплектациях. Это версии FH Black Russian и FH Mistral.
В будущем году компания Volvo Trucks будет праздновать 80-летний юбилей, но подготовку к нему она начала заранее. Ярким примером тому стали эксклюзивные юбилейные версии моделей FH и FH16. Коммерческий автомобиль в лимитированной серии стал первым грузовиком данной марки с системой Lane Keeping Support, предупреждающей водителя о том, что машина начала уходить со своей полосы движения. В арсенале юбиляров – система адаптивного круиз-контроля АСС (Adaptive Cruise Control) нового поколения. Она обеспечивает поддержание безопасной дистанции до идущего впереди автомобиля. И если расстояние между транспортными средствами очень сокращается, активируется вспомогательная тормозная система, а при необходимости – и тормоза колес.
Кабина тягача Globetrotter или Globetrotter XL в юбилейном оформлении окрашена с эффектом «металлик», имеет оригинальную серебристую символику и декоративные полосы, передающие тему 80-летнего юбилея компании. Интерьер шикарный, судя по обшитому двухцветной кожей рулевому колесу.
Сферические зеркала дают хороший обзор, но в них часто перегорает нагревательный элемент |
Как и модель FH с двигателями мощностью 480 и 520 л.с., топ-версию престижного варианта FH16 с мотором 540, 580 или 660 л.с. поставляют с автоматической коробкой передач I-Shift. По словам руководителя проекта флагмана в юбилейном исполнении Петера Линдгрена, до конца 2007 года будет изготовлено 800 машин эксклюзивной партии, после чего их выпуск прекратят. Так что у поклонников марки есть шанс стать обладателем редкого произведения автомобильного искусства.
Практика
Два года назад по заказу Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) были проведены сравнительные исследования надежности отечественных и импортных грузовиков, занятых в грузоперевозках по маршрутам Западная Европа – Белоруссия – Россия – Казахстан. Перед Белорусским НИИ «Транстехника» ставилась задача: обосновать экономическую эффективность использования в международных автоперевозках автомобилей МАЗ-544069 и МАЗ-MAN-543268 в сравнении с IVECO Stralis AS440 S43 и Volvo FH12.380. Эти модели были выбраны неспроста. Во-первых, все они соответствуют стандарту Euro 3 и оснащены двигателями примерно одной мощности. Во-вторых, грузовики эксплуатируются по одним и тем же дорогам практически с одинаковой интенсивностью и загрузкой.
Продолжительность выполнения транспортной работы на таких тягачах составила от 441 до 483 дней, а объем грузоперевозок достиг 2,7–2,8 млн. т·км. Все автомобили в период исследований прошли километраж от нуля (с момента покупки транспортного средства) до появления на спидометре 180 тыс. км. По каждому тягачу был проведен анализ с детализацией эксплуатационных расходов.
Фильтр масляный Long Life подлежит обязательной замене при прохождении планового ТО, применяется при использовании масла с большими интервалами замен |
В итоге первым по надежности в рассматриваемой четверке был признан Volvo FH12: средняя наработка на отказ и повреждение составила 53 100 км, а это примерно полгода непрерывных командировок. Ни одной сколько-нибудь значимой поломки, связанной с посещением ремзоны и заменой в рейсе, за время исследований не произошло. Это тоже показатель надежности шведской техники. За 180 тыс. км среднее число обращений в сервис составило 7 на один автомобиль, причем обращения по поводу ремонта начались после пробега 150 тыс. км. За это время машины прошли по три плановых ТО, а средняя продолжительность нахождения транспорта в сервисном центре достигла одного дня на единицу техники.
Среди ощутимых и неприятных поломок, которые в дороге невозможно устранить силами водителя, отмечены: замена пальца рессоры, устранение люфта в седельно-сцепном устройстве и замена прокладки поддона картера. На трех тягачах, курсирующих между Францией, Бельгией, Голландией, Германией, Испанией, Белоруссией и Россией, отмечено пять неисправностей. Самая неприятная из них – разрушение электрических розеток. Имела место досрочная замена воздушного и масляного фильтров из-за сильной загрязненности. Кроме того, пришлось поставить новый наконечник пломбировочного троса вместо раскрошившегося, что к автомобилям прямого отношения не имеет. Трудоемкость ремонта составила 0,47 человеко-часа для одного Volvo FH, что меньше аналогичного показателя для МАЗа более чем в 20 раз.
Наконечник рулевой тяги правый – деталь надежная, выходит из строя редко, обычно после 400 тыс. км, но во многом срок службы зависит от стиля вождения и состояния дорог |
Удельные эксплуатационные затраты без учета топлива по Volvo FH на первых 86 тыс. км пробега составили $0,45 на 1000 т·км, что в 1,5 раза меньше, чем на белорусские и белорусско-германские коммерческие автомобили. Впоследствии к 180 тыс. км этот показатель вырос до $0,76 на 1000 т·км. По данной позиции затраты у иномарок оказались выше, и объясняется это более высокой стоимостью оригинальных запчастей и услуг фирменных СТО. Зато расход топлива у «шведов» оказался примерно на 2 л/100 км меньше, чем у «белорусов». И в результате совокупного учета всех факторов, влияющих на себестоимость перевозок, Volvo FH выглядел чуть предпочтительнее конкурентов. Например, в сравнении с ближайшим «соперником» IVECO Stralis разница в удельных затратах на 1000 т·км с учетом топлива составила $0,77 (Приведены цены на момент проведения тестов). Конечно, это капля в море, но тем не менее. По расчетам экспертов, в сравнительном тесте удельные эксплуатационные затраты у Volvo FH оказались на 8% меньше, чем у грузовиков трех других марок.
Для полноты картины нужно было бы сравнить Volvo FH со всеми представителями «большой семерки» европейских производителей. Аналогичные исследования уже проводились нашими немецкими коллегами, например, в знаменитом Arctic Test. Но времени и сил на столь масштабную проверку сил у нас сейчас нет. И, потом, мы доверяем мнению автоперевозчиков, эксплуатирующих импортную технику. Большинство российских транспортников, с кем довелось говорить о Volvo FH, отзываются о нем позитивно. Автомобиль и впрямь надежен, крепок, комфортабелен. Но у него есть существенный недостаток – высокая цена.
Диск сцепления остается пригодным к эксплуатации при пробеге 300–400 тыс. км, больше нагрузок в России не выдерживает |
И если при прямой покупке разница с некоторыми европейскими аналогами не так заметна, то при лизинговой она очевидна. Один из региональных автоперевозчиков, имеющий смешанный автопарк, говорит, что на Volvo FH фактически работает в ноль из-за высоких лизинговых платежей, а прибыль «делает» на других машинах, например, на более дешевом Renault Premium. Конечно, через 3–4 года, когда настанет пора обновлять средства производства, французский грузовик будет иметь более низкую остаточную стоимость. Но ведь за это время его владелец и деньги заработает не только на погашение кредита.
Удаленные от столичного региона (географически) перевозчики часто сравнивают Volvo FH с другим шведским тружеником – Scania R-серии. И хотя это машины разные, у них много общего. При прочих равных составляющих транспортники отмечают, что у Scania расход топлива хоть немного, но объективно меньше, чем у Volvo. Зато у модели FH, особенно с двигателями нового поколения, аппетит скромнее одноклассников, скажем, немецкого производства. В конце концов, идеальной во всех отношениях техники нет: выигрывая у конкурентов в одном, она может проигрывать им в чем-то другом.
Типичные ошибки
Перевозчики – люди искушенные во многих отношениях. Но, как показывает практика, даже бывалые водители совершают ошибки, и некоторые из них непростительные, поскольку приводят к поломкам и неисправностям. Вообще термин «вредная привычка» у дальнобойщиков ассоциируется не только с курением или злоупотреблением алкоголем.
Термостат хорошо переносит только антифриз Volvo, а российский на старых машинах, бывало, разъедал головку. Отказывает из-за использования воды или некачественной жидкости |
В их понимании это еще и неграмотное отношение к автомобилю. А таких примеров – хоть отбавляй.
Например, в зимнее время или после долгой стоянки старый автомобиль иногда не сразу заводится. Водитель начинает крутить стартер с отчаянием обреченного, не думая о последствиях. Между тем проворачивать мотор стартером рекомендуется не более 30 секунд. И если двигатель не оживает, следует повернуть ключ в положение включения радиоаппаратуры и перед повторной попыткой пуска подождать примерно 15 секунд. Кстати, на двигателе D12D устанавливался стартер с автоматической защитой от перегрева. Если она сработала, стартеру нужно дать остыть от 3 до 15 минут и только затем возобновить попытки пуска двигателя. Водители иномарок это правило соблюдают, а вот их коллеги, пересевшие на импортную технику с отечественных машин, порой о нем забывают.
Некоторые водители по старой привычке прогревают силовой агрегат на холостых оборотах. Но в случае с Volvo FH лучше всего осуществлять его не на месте, а в движении на малой скорости при низких оборотах двигателя. Казалось бы, прописная истина (как таблица умножения), но ее не все соблюдают. А бывают крайности другого рода. При температуре окружающего воздуха ниже нуля очень важно прогреть КП. Однако в большинстве случаев торопливые водители отправляются в путь, считая, что все прогреется в динамике. Это ошибочное решение. На автомобилях с механической трансмиссией нужно отпустить сцепление сразу после того, как мотор ожил. При этом начнет работать насос в КП и находящееся в ней масло быстро разогреется до рабочей температуры.
Корзина сцепления быстро изнашивается на строительных грузовиках, так как диски выезжают до заклепок, а на магистральных служит прилично, в зависимости от опыта и манеры вождения сидящего за рулем |
Припарковавшись на автостоянке, в пункте назначения или в месте ночлега, некоторые перевозчики спешат заглушить двигатель и поскорее выйти из кабины. Но и тут торопиться не следует. После езды с большой нагрузкой перед остановкой двигателя нужно дать ему поработать хотя бы одну минуту на холостом ходу. Так можно избежать термических напряжений в двигателе и ненужных потерь охлаждающей жидкости.
Очень чувствительно к неграмотному обращению сцепление. Находящаяся на педали сцепления «забытая» нога водителя, неоправданная пробуксовка и использование неподходящей (неправильно выбранной) передачи обычно становятся причиной ускоренного износа выжимного диска. А потом такой горе-водитель рассуждает с коллегами о сроках службы заводской детали того или иного производителя. Вот и верь после этого «знатокам»... Уязвимо сцепление и при сильных морозах. Например, при –20 °С в гидросистеме сцепления иногда замерзает техническая жидкость. После выжима педали она не возвращается назад, и в короткий срок сцепление сгорает. Чтобы этого не случилось, нужно заливать в гидросистему жидкость с соответствующими свойствами по температурному режиму.
Насос топливный, как правило, отказывает из-за некачественного топлива и попадания воды, обычно его меняют через 350–400 тыс. км |
Иногда возникают ситуации, когда нужно въехать на высокий бордюр. Но если колеса плотно притерты к камню, не рекомендуется поворачивать руль и под острым углом въезжать на возвышение. Итогом таких усилий может стать не только поврежденная покрышка, но что еще хуже – вышедший из строя усилитель рулевого управления. Поэтому въезд на бордюр нужно стараться делать под большим углом.
Очередная ошибка – привычка переключать передачи на слух: повысился шум работы двигателя, значит, пора переходить на другую ступень. Правильнее ездить по тахометру, т. е. когда двигатель работает в наиболее эффективном диапазоне, которому соответствует нижняя часть зеленого поля тахографа. Как только автомобиль тронулся с места, нужно переходить на более высокую передачу, а полную мощность двигателя рекомендуется развивать лишь в случае необходимости. Только так можно добиться сколько-нибудь ощутимой экономии топлива и продления ресурса силовых агрегатов.
Передача заднего хода на машинах с механической трансмиссией не синхронизирована, поэтому перед ее включением надо включать низшую (Low) передачу демультипликатора. На дороге с хорошим асфальтовым или бетонным покрытием можно пятиться и на высшей (High) передаче. Но нельзя на ходу переключаться с высшей на низшую передачу демультипликатора и наоборот. Сначала нужно выбрать одну из них, и только тогда включать задний ход. Чтобы передача заднего хода включилась легче, прежде всего нужно выбрать одну из синхронизированных передач, и только потом – передачу заднего хода. Благодаря этому зубчатые колеса в КП перестают вращаться и меньше изнашиваются. Необязательно знать законы физики, но чувствовать автомобиль кожей не мешает. А такое ощущение приходит с опытом.
Пружина кабины обычно «приводится в чувство» простой регулировкой, меняют ее редко, в основном после ДТП |
На скользком дорожном покрытии иногда возникает соблазн притормозить быстро едущий автопоезд дополнительным тормозом. Таких у Volvo четыре вида: моторный тормоз системы торможения двигателем VEB, моторный тормоз системы компрессионного торможения VCB, система торможения отработавшими газами EPG и замедлитель Powertronic. Включение дополнительного тормоза происходит поразному, в зависимости от типа дополнительного ретардера и КП. Опытные дальнобойщики предостерегают от использования вспомогательного тормоза на скользкой дороге: возможна блокировка колес и занос. Дело в том, что дополнительные тормоза воздействуют только на ведущие колеса, что увеличивает риск складывания автопоезда. Для снижения скорости в таких условиях рекомендуется пользоваться педалью тормоза, затормаживая все колеса.
В зимний период иногда возникает потребность в использовании цепей противоскольжения. Устанавливать их разумнее только на ведущие колеса. Но если дорожная обстановка требует применения цепей и на ведомых колесах, следует помнить: такое дополнение к переднему колесу со стороны водителя может привести к повреждению гидравлической системы. Подобное предостережение наверняка есть в инструкции, только где ее взять в нужный момент на русском языке, да и кто ее читает?!
Ступица задняя выходит из строя нечасто, в основном при эксплуатации на разбитых дорогах и большом перегрузе и несвоевременно проведенном ТО, при котором осуществляется обязательный контроль и при необходимости регулировка |
На новых автомобилях стоит блок управления освещением, а плавкие предохранители отсутствуют. И если в электропроводке полуприцепа случается обрыв цепи или замыкание, в систему не подается напряжение. Водитель не понимает и путается в том, где нет света – на тягаче или полуприцепе. Сам эту цепь не «прозвонишь» – нет технической возможности. В таком случае нужно обращаться в сервис, подключаться к оборудованию и тестировать, хотя есть и другой выход. Можно сцепить тягач с другим, исправным полуприцепом и проверить электрику. В большинстве случаев окажется, что света нет на полуприцепе: контакты и разъемы страдают из-за попадания влаги, соли, ХКМ и других химреагентов.
Бывает, что перед буксировкой неисправного автомобиля водитель не успевает отсоединить карданный вал. Торопиться в подобных случаях не следует, поскольку при транспортировке на большое расстояние можно серьезно повредить КП (и ремонт влетит в копеечку). При перестановке автомобиля с механической трансмиссией на несколько сотен метров карданный вал можно не отсоединять, но при этом нужно обязательно включить высшую передачу.
Техническая неграмотность водителей порой приводит к поломке гидравлического подъемника тележки. Среди типичных ошибок – быстрый переход от нажатия на верхнюю часть переключателя к нажатию на нижнюю и наоборот. После включения клавиши тележке нужно дать закончить движение и потом вернуть ее в среднее положение. Вторая распространенная ошибка новичков – включение подъемника тележки при горящей контрольной лампе предпускового подогрева.
Подшипник шкворня регулируется и отказывает крайне редко; если все отлажено; при замене шкворня не всегда устанавливается новый |
Третья – сохранение поднятой поддерживающей оси при транспортировке тяжелых грузов и опрокидывании платформы. В этом случае возможно повреждение тележки из-за превышения максимально допустимой нагрузки на ось. При возникновении неисправности в управлении поддерживающим средним или поддерживающим задним мостом нельзя пытаться ликвидировать поломку собственными силами. Даже при выключенном двигателе система находится под очень высоким давлением, и для восстановления работоспособности системы путь один – в сервис-центр.
Знание – сила!
Президент и основатель компании Ассар Габриэльсон выпустил первое руководство по продажам для шведских дилеров Volvo более 70 лет назад – в 1936 году. Много воды утекло с тех пор, но тема пособия для работы с клиентами не только не утратила своей актуальности, но и приобрела новое значение. Часто рекламные проспекты и брошюры содержат неточности и ошибки, которые могут ввести вас в заблуждение. Интернет-сайты – не исключение. Поэтому лучше всего черпать сведения из первоисточника или, скажем, получить их от менеджера по продажам. Но если вы заметите, что он недостаточно хорошо знает продукт и при ответе на вопросы «плавает», как троечник на экзамене, лучше обратиться к его коллеге или воспользоваться прилагаемой к автомобилю инструкцией с техническим описанием. А полезной информации для клиента очень много, с ее помощью можно выбрать именно тот инструмент для своего транспортного бизнеса, который в итоге окажется наиболее подходящим и эффективным. В качестве примера приведу несколько выкладок.
Насос омывателя ветрового стекла при использовании «родной» жидкости служит долго, но часто отказывает из-за применения воды с примесями и некачественных «омываек». Меняют в сборе |
Топливные баки на Volvo FH могут быть алюминиевыми или стальными объемом от 160 до 810 л в одиночном исполнении. Большинство перевозчиков предпочитает брать алюминиевые емкости как наиболее практичные, легкие и долговечные. При установке двух или трех баков на одном автомобиле максимальный запас перевозимого топлива для тягача с колесной формулой 4х2 составляет 1380 л.
Двигатель D13A, по уверению производителя, обеспечивается надлежащей смазкой и охлаждением даже при максимальной выходной мощности в условиях жары. Однако увлекаться возможностями техники не следует: бывалые автомобилисты советуют относиться к таким обещаниям как к рекламному ходу, не более того. К тому же в случае отказа двигателя в сервисный центр придется обращаться вам, а не производителю. А вот в данные о быстрой передаче мощности поверить можно, проверив заявленную скорость на собственном опыте. Уже при частоте коленвала 800 мин-1 мотор развивает 60% крутящего момента, и делает это практически мгновенно – всего за одну секунду.
КОМ расположена рядом с маховиком, что обеспечивает отбор высокой мощности, передаваемой напрямую, и позволяет избавиться от промежуточных передач. На холостых оборотах двигателя максимальный крутящий момент составляет 900 Н·м, а в движении – 650 Н·м. Чтобы с агрегатом не возникало проблем, нужно применять только рекомендованные смазочные материалы, не перегружать коробку и своевременно проводить ее обслуживание. В независимом от сцепления механизме нельзя включать отбор мощности на частотах вращения коленчатого вала более 1200 мин-1, а на автомобилях с КП Powertronic – на частотах более 1000 мин-1.
Комплект тормозных колодок 175 мм не требует замены при прохождении расстояния 500–600 тыс. км, не заводской – в несколько раз меньше |
Масляный картер в целях снижения веса уже в базовой комплектации изготовлен из специального пластика, который требует его обязательной защиты от механических повреждений. Наряду с усовершенствованной технологией литья и компактной трансмиссией пластиковый картер делает двигатель D13A почти на 45 кг легче предшественника D12D. Стальной масляный картер для специального применения (например, для строительных машин) поставляется на заказ. Кстати, новый мотор является первым дизелем компании Volvo Trucks с полностью герметичной замкнутой системой вентиляции картера CCV (Closed Crankcase Ventilation). Газы из крышки клапанного механизма через маслоотделитель с центрифугой возвращаются в турбокомпрессор. Масляный туман отделяется в центрифуге. На деле это означает, что двигатель остается чистым, без потеков масла. Сама центрифуга не требует ухода и замены фильтра. У нее только один минус – она поставляется как опция.
Руководство по эксплуатации
Уровень «напичканности» современных грузовиков электроникой и дорогостоящими устройствами и необходимость соблюдения заводской гарантии вынуждают транспортников не только получать, но и читать руководства по эксплуатации на русском языке. Как выяснилось, полезными оказываются даже простейшие замечания и напоминания, не говоря о рекомендациях в отношении новых систем и блоков управления. Итак, пробежимся по ним, как студенты перед экзаменом.
Перевозчики предпочитают брать тягачи с топливным баком максимально возможного объема – до 810 л включительно |
Опрокидывание кабины нужно производить полностью. Запрещено выполнять работы под кабиной, опрокинутой неполностью. Если полное опрокидывание кабины невозможно, необходимо подложить в нужном месте металлический предмет, страхующий кабину от падения. Не подлезайте под опрокинутую кабину и не ходите перед ней. Перед опрокидыванием убедитесь, что перед кабиной достаточно свободного места, стояночный тормоз задействован, переключатель передач находится в нейтральном положении, двери полностью открыты или надежно закрыты, крышка на бачке жидкости сцепления надежно затянута, а в кабине нет свободно лежащих предметов, способных повредить ветровое стекло.
Подготовка к буксировке. Снимите карданный вал, вставьте буксировочную вилку и буксировочный шкворень. В автомобилях с системой EBS отключите систему TCS, в противном случае она может сработать, и автомобиль сорвется с буксира. Если грузовик оснащен управляемым дополнительным мостом впереди/позади ведущего, нужно завести двигатель и оставить его работать на холостом ходу на протяжении всего процесса буксировки. Поднимите ось тележки, чтобы ее колеса не вращались при движении автомобиля задним ходом. Перед отпусканием стояночного тормоза застопорите колеса противооткатными упорами. Используйте штангу. При буксировке усилитель руля не работает, поэтому управление автомобилем будет очень затруднено.
Кронштейн крепления задних щитков настолько прочен, что его ставят на Renault и другие грузовые машины |
Буксировка вперед. Обязательно используйте буксировочную вилку и буксировочный шкворень. Нельзя цеплять автомобиль за передний противоподкатный фартук: он не рассчитан на такую нагрузку. Предостережение: буксировочную вилку можно использовать только для буксировки по дорогам. Она не предназначена для вытягивания застрявшего автомобиля.
Буксировка задним ходом. Буксируйте за задний мост, заднюю рессору или за буксирный крюк прицепа. Не используйте для буксировки стержень стабилизатора поперечной устойчивости или реактивную штангу.
Буксировка в сторону. Выберите место крепления буксировочного троса, например, близкое к креплению моста, рессоре или кронштейну стабилизатора. В противном случае шасси может подвергнуться таким большим нагрузкам, которые могут привести к его деформации.
В случае аварии. Надувная подушка безопасности не является заменой обычного ремня безопасности! Она не срабатывает в случае удара сзади, сбоку или при сплющивании кабины. Ездить со сработавшей надувной подушкой безопасности нельзя: она будет препятствовать вращению рулевого колеса. Могут быть повреждены и другие системы безопасности. Дым и пыль, образующиеся при срабатывании подушки безопасности, при продолжительном воздействии вызывают раздражение кожи и глаз. Никогда не ремонтируйте никакие части этой системы самостоятельно: такое вмешательство может привести не только к неисправности, но и к серьезным травмам. Эта работа должна выполняться только в уполномоченном сервисном центре Volvo.
Буксирную проушину используют не часто, но нужно следить за сохранностью шпильки: ее теряют по халатности |
Пуск двигателя от вспомогательного источника. Для пуска мотора можно использовать только другие аккумуляторные батареи или автомобиль. Нельзя применять устройство ускоренного заряда АКБ, поскольку оно дает высокое напряжение, которое может повредить модули управления.
На посошок
Мы уже писали, что Volvo Trucks инвестирует 100 млн. евро в новое производство грузовиков в России мощностью 10 тыс. автомобилей (см. «ГП», № 6, 2007 г.). Это значит, что в скором времени парк тягачей и шасси Volvo (самый большой среди зарубежных коммерческих машин в нашей стране) станет еще больше. Что ж, это символично. В 1973 году Volvo Trucks стала первым западным производителем коммерческой техники, поставившим свои грузовики в Советский Союз для «Совтрансавто». В 2003 году она открыла сборочный завод в Москве (г. Зеленоград), который выпускает по 500 единиц тягачей и самосвалов ежегодно. Сегодня по дорогам России колесит около 31 тыс. коммерческих автомобилей Volvo, что составляет 23% общего парка иностранных грузовиков, и львиная доля из четверти магистральных иномарок – это Volvo FH.
Сливать конденсат из ресиверов следует ежедневно, в противном случае жди проблем с пневмосистемой |
Этим летом компания Volvo Trucks начала устанавливать на модели FH и FH16 новые зеркала заднего вида. Благодаря им улучшен обзор задней полусферы и облегчается парковка в ограниченном пространстве. Кроме того, зеркала переместят немного назад и в боковом направлении от кабины, изменится угол их установки, что позволит лучше контролировать габариты автопоезда. За счет увеличенного пространства между передней стойкой кабины и обтекателем зеркала улучшится передний и боковой обзор.
При этом размеры корпуса зеркала по сравнению с прежней моделью уменьшатся. Выгод от новшества, как минимум, три: улучшение обзора, снижение аэродинамического сопротивления (а значит, расхода топлива и уровня шума) и уменьшение загрязнений. Выходит, нет предела совершенству!