<<< Назад

Мониторинг: проблема выбора






Системы мониторинга автотранспорта – это не только телематическое оборудование. Это инфраструктура, в которой сосуществуют аппаратные решения и комплекс услуг по поддержке их работоспособности. Оборудование без «человеческого фактора» – набор «железок», малопригодных для использования. Соответственно при выборе нужно ориентироваться именно на системность предлагаемых решений, на работоспособность всех инфраструктурных подразделений. Попробуем на примере компании «М2М телематика» предложить критерии выбора.

В основе всего – все-таки то оборудование, что устанавливается на автомобиль клиента. Это некий микропроцессорный блок со встроенными или внешними GSM/GPS-антеннами. Впрочем, последняя аббревиатура уже неэксклюзивна – «М2М», как мы писали, использует не только «вражеский» GPS, но и «патриотичный» ГЛОНАСС. Единственный из всех коммерческих операторов, кстати. Здесь «М2М» попала в стремнину политической конъюнктуры – ГЛОНАСС сейчас развивается очень интенсивно, и нет никаких сомнений, что в 2008 году орбитальная группировка покроет всю территорию Евразии. Кроме того, уже поступили в продажу малогабаритные ГЛОНАСС-приемники российского производства, что означает последовательную реализацию курса на «отвязывание» спутниковой навигации от любых капризов зарубежья. ГЛОНАСС сейчас получает все более широкое применение и не исключено, что GPS в России в какой-то момент станет не нужен.
Оборудование «М2М» производится на крупных электронных заводах за границей и, что важно отметить, в России. Это современные линии планарного монтажа, где почти все операции выполняют роботы. Современная микроэлектроника – это уровень микронов и нанометров, человеку с паяльником там делать нечего. Ему, человеку, остается только грубая работа: впайка разъемов, сборка платы и корпуса, упаковка. И, конечно, выходной контроль, который на предприятиях такого уровня всегда стопроцентный. Довольно забавно бывает видеть образцы аналогичной продукции, сделанные не на современных автоматических линиях, а буквально на коленке – с сомнительными проводочками между блоками, напаянными вручную, с неудаленным паяльным флюсом, без защитного покрытия платы…
Поясним: автомобильный терминал – это не радиоприемник на кухне, к нему совсем другие требования. Автоэлектроника обязана работать в условиях значительных колебаний влажности и температуры (от +50 до –40 ºС), при вибрации и нестабильности питающего напряжения. А еще она интегрируется в бортовую сеть, с которой обязана «подружиться» – не давать сбоев при электромагнитных наводках и не наводить их самой. Все это четко регламентируется, и автомобильная аппаратура обязана пройти комплекс испытаний, по результатам которых выдаются сертификаты. На ту самую электромагнитную совместимость, на приспособленность к работе при низких температурах. Плюс на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, что тоже немаловажно: дешевый пластик корпуса, например, будучи смонтированным в салоне автомобиля (а в жаркий день или при включенной «печке» температура здесь достигает +40 ºС) может в тепле «поплыть» и исторгать ядовитые составляющие (те же фенолы). Так что наличие всего комплекта сертификатов (их как минимум три) видится обязательным при выборе оборудования.
Убежденность поставщика в качестве терминалов влияет и на срок гарантии. По закону она не может быть меньше одного года. Этим сроком большинство и ограничивается. «М2М» дает двухлетнюю гарантию. В течение этого срока потребителю гарантированы бесплатный ремонт или обмен аппаратуры. Причем даже в случаях, которые по всем формальным признакам являются негарантийными – когда налицо умышленная порча оборудования водителем автомобиля. Ситуация неоднозначная: владелец автопарка вроде бы не виноват, это его наемный работник «нашустрил». Но и вины производителя нет никакой. В этом случае «М2М» встает на сторону клиента, проводится экспертиза и деньги за новое оборудование взимаются не с владельца автопарка, который не виноват, а с его наемного работника, который «нашустрил» с оборудованием.
Срок эксплуатации некоторых терминалов от «М2М» приближается к шести годам, и все эти годы владельцы получали должное техническое обслуживание. Это важно: шесть лет на рынке не всякий просуществует, бизнес – дело непредсказуемое. Но уж если и через шесть лет компания берется отремонтировать терминал, значит, позиции ее стабильны, а положение устойчиво.
Сервисная поддержка – «конёк» «М2М телематика». Ремонт и замена оборудования – только малая часть из комплекса сервисных услуг. Главное – в наличии «горячей линии» техподдержки, переведенной с Нового года в круглосуточный режим. Это актуально: перевозчики не обязаны подстраивать свою работу под чужие графики, а вопросы возникают часто. Многие из них даже не относятся напрямую к функционированию системы мониторинга, но техслужба помогает решить и их.
Отметим, что компания «М2М» распространяет принципы своей работы на все региональные отделения, коих ныне более тридцати по России. Вскоре будет запущена программа «Регион-сервис», в рамках которой клиент получит поддержку практически по всей стране. Если грузовик поехал на Урал или в Сочи, то там он попадет в сферу действия региональных диспетчерских центров. Еще проще будет в Петербурге или в Волгограде, где работают представительства фирмы (полный список РДЦ можно посмотреть на сайте «М2М телематика»). Никто такой географией распространения услуг похвастать не может. На сегодняшний день в активе «М2М» более 500 (!) развернутых диспетчерских пунктов и около 7 тыс. оснащенных транспортных средств. Всю эту махину обслуживает мощная серверная платформа, обрабатывающая 4 млн. сообщений в сутки, которые приходят, заметим, более чем из 70 городов России и СНГ. Например, на трассе Москва–Петербург автомобиль с системой «БизнесНавигатор» встречается на каждом втором километре. Это, нетрудно догадаться, в основном автовозы. В частности, от компании «Рольф-лоджистик», одного из крупных потребителей «БизнесНавигатора». Всего же компаний такого уровня среди клиентов «М2М телематика» – десятки: «Автотрейдинг», СПСР «Экспресс почта», ТК «Эксис», «Лори» и многие другие.
Не забудем, что операторская деятельность лицензируема. Это обстоятельство некоторые компании пытаются обойти, выдавая себя за поставщиков оборудования. Но кто бы купил у них оборудование, не предлагай они еще и телематические услуги! Как только выставляется счет на такие услуги, нелицензированная компания вступает в противоречие с законодательством. Проще говоря, нарушает закон. Берешь абонентскую плату – изволь зарегистрировать узел связи и получить соответствующую лицензию. Иначе ты подтверждаешь сиюминутность своего существования на этом рынке.


Комментировать ... >>
Loading...