Продление жизни мотору и маслу
Увеличить в 2 раза пробег грузовиков и автобусов до смены масла, уменьшив при этом износ двигателей, можно. Для этого нужно установить дополнительный неполнопоточный масляный фильтр в смазочную систему мотора.
Дополнительный фильтр сверхтонкой очистки (ФСО) масла имеет очень малый размер пор фильтрующего материала. Через него проходит до 10% объёма масла, подаваемого насосом в главную магистраль. Схема включения дополнительного фильтра показана на рисунке.
Эффективность дополнительных ФСО проверена в условиях эксплуатации автомобилестроителями и специалистами автотранспортных предприятий многих стран. Результаты испытаний показывают, что ФСО, задерживая те загрязнения, которые проходят через полнопоточный серийный фильтр со значительно большим размером пор, резко замедляет процесс старения масла и снижает износ поршневых колец, цилиндров, подшипников коленчатого вала, деталей механизма газораспределения. Кроме того, увеличивается срок службы полнопоточного маслофильтра.
Перечисленные эффекты ФСО обусловлены тем, что загрязнённость работавшего масла абразивными примесями и продуктами износа, каталитически ускоряющими окисление масла, уменьшается в несколько раз. Отфильтровываются также частицы сажи, образующиеся при неполном сгорании дизельного топлива. Сажистые частицы резко ухудшают противоизносные свойства масла, повышают его вязкость, нарушают прокачиваемость при холодном пуске.
Введение дополнительного ФСО увеличивает ёмкость смазочной системы двигателя средних и полноразмерных грузовых автомобилей и автобусов на 4–12 л в зависимости от типа фильтра. Поэтому уменьшается кратность циркуляции масла и при равной интенсивности его загрязнения извне концентрация загрязнений уменьшается.
При проведении сравнительных испытаний, когда часть парка работала без ФСО и сменой масла после заданного пробега, а другая с ФСО и удвоенным пробегом до смены того же масла, было установлено лучшее состояние двигателей автомобилей второй группы, как по износу деталей, так и по количеству отложений на них.
Установка дополнительного ФСО связана с некоторыми затратами, которые складываются из стоимости корпуса ФСО, кронштейна, шлангов, фильтроэлементов, трудозатрат на их обслуживание, а также стоимости нескольких литров масла на заправку при его смене.
Все эти затраты быстро окупаются, а в дальнейшем приносят прибыль.
В основном экономия достигается за счёт снижения затрат на приобретение запасных частей и ремонт двигателей.
Некоторые автопроизводители в инструкциях по эксплуатации разрешают увеличивать срок смены масла при включении дополнительных ФСО в смазочную систему двигателя.