Что день грядущий нам готовит
Постепенное ужесточение экологических норм уже в ближайшее время должно привести к революционным изменениям в составе моторных масел.
2005 г. европейскими странами будут введены значительно ужесточенные нормы на выбросы токсичных веществ с отработавшими газами транспортных средств. По сравнению с ныне действующими нормами Euro-3 новые, именуемые Euro-4, для грузовых автомобилей с дизелями предусматривают снижение эмиссии твердых частиц на 80%, угарного газа на 25%, оксидов азота и несгоревших углеводородов на 30%. Выполнение столь жестких требований возможно только при условии надевания на выхлопную трубу трехступенчатого «намордника» с сохранением ранее введенной рециркуляции отработавших газов.
В этом «наморднике» первая ступень – каталитический дожигатель СО и СН, вторая – сажевый фильтр, задерживающий твердые частицы, третья – нейтрализатор NOx. У каждого из трех перечисленных устройств в составе моторных масел есть свой «враг». Не изменив состав масел, нельзя обеспечить необходимую длительность эффективной работы агрегатов, снижающих вредные выбросы.
На работоспособность каталитического дожигателя негативно влияет фосфор, наличие которого в моторных маслах обусловлено введением в их состав эффективной антиокислительной, противоизносной и антикоррозионной присадки – дитиофосфата цинка.
Срок службы и возможность регенерации сажевых фильтров зависят от наличия и количества в масле металлосодержащих присадок, характеризуемого сульфатной зольностью. В основном зольность маслу придают детергенты – моющие присадки, обеспечивающие чистоту поршней и нейтрализацию кислот, образующихся при сгорании топлива и окислении масла.
Работоспособность нейтрализатора оксидов азота ухудшается серой, которая содержится в базовом масле и ряде присадок. При глубокой очистке от серы дизельных топлив ее содержание в масле становится преобладающим фактором.
В ближайшее время производители моторных масел должны решить весьма сложную задачу. Им предстоит организовать производство дизельных масел новых категорий, именуемых LSAPS. Эта аббревиатура в переводе значит: моторные масла с низкой сульфатной зольностью, малым содержанием фосфора и серы. В классификации АСЕА уже в октябре 2004 г. появятся дизельные масла категорий Е6 (заменит Е4) и Е7 (заменит Е5).
Сульфатная зольность новых масел будет не более 1%, между тем как сегодня разрешена до 2%, содержание серы и фосфора будет снижено также почти в 2 раза. Но при резком снижении содержания присадок достигнутые сейчас сроки смены и противоизносные свойства масел должны быть сохранены. Кроме того, новые масла должны быть пригодны для смазывания ранее выпущенных двигателей, в которых использовали масла предшествующих поколений.
Масла, совместимые с агрегатами обезвреживания отработавших газов до норм Euro-4, будут стоить дороже. При их производстве необходимо использовать не содержащие серу высококачественные базовые масла и ряд принципиально новых присадок, заменяющих дитиофосфаты цинка. В пакете присадок возрастет доля беззольных дисперсантов и уменьшится содержание детергентов.
Аналогичная ситуация складывается в Японии и США, где очередное ужесточение экологических требований к автомобилям запланировано соответственно на 2006 и 2007 годы.