Опубликовано: ГП 04-2008

Масла

Виктор Резников

Автомобильный транспорт больше всех других отраслей промышленности загрязняет атмосферу токсичными веществами. Поэтому эмиссии оксида углерода, несгоревших углеводородов, оксидов азота и твердых частиц с отработавшими газами автомобильных двигателей уделяется особое внимание. Например, в странах Европейского союза с 1992 года, когда были введены нормы эмиссии токсичных веществ, получившие обозначение Euro 1, они значительно ужесточались через каждые четыре года. В 1996 году ввели Euro 2, в 2000-м – Euro 3, в 2004 – Euro 4, а в текущем году с октября будет действовать Euro 5.

Для выполнения экологических требований к автомобилям в рабочий процесс и конструкцию их двигателей были внесены изменения, повлекшие за собой необходимость применения моторных масел с измененными свойствами.
С целью уменьшения образования оксидов азота в процессе сгорания в дизелях ряда моделей была установлена система рециркуляции отработавших газов. Некоторая часть этих газов возвращается на впуск и поступает вместе с воздухом в цилиндры двигателя. Снижение содержания кислорода в свежем заряде приводит к существенному уменьшению образования оксидов азота, но одновременно значительно увеличивается загрязнение масла сажей, ускоряется старение масла. Поэтому в двигателях с рециркуляцией отработавших газов применяют масла с повышенной стойкостью к старению, улучшенными антиокислительными, противоизносными и диспергирующими свойствами.
Выполнение экологических требований к автомобилям, установленных нормами Euro 4, возможно только при оборудовании выпускной системы дизеля сажевым фильтром, каталитическим дожигателем СО и СН, каталитическим нейтрализатором оксидов азота. Моторное масло должно быть совместимо с этими агрегатами. Совместимость достигается строгими ограничениями химического состава масла. Сера и фосфор являются активными элементами противоизносных и антиокислительных присадок, но они отравляют катализаторы. Поэтому их содержание в масле, совместимом с катализаторами, должно быть низким.
Моющие присадки, обязательно входящие в состав моторных масел, это металлоорганические соединения. При сгорании масла, попадающего в камеру сгорания, образуются частицы золы, состоящие из оксидов и солей металлов, входящих в состав присадок. Зольные частицы забивают поры сажевого фильтра и не дают возможности полностью его регенерировать. Поэтому сульфатная зольность масел для двигателей, соответствующих нормам Euro 4 и Euro 5, должна быть в 2 раза ниже зольности масел предшествующих поколений.
В классификации моторных масел Ассоциации европейских производителей автомобилей (АСЕА) имеется класс «С», все категории которого совместимы с катализаторами. Это универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей легких транспортных средств.
В классе «Е» дизельных масел для большегрузных автомобилей и многоместных автобусов имеется категория Е6-04. Масла, относящиеся к этой категории совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами, так как их сульфатная зольность не более 1,0%, содержание фосфора и серы не более 0,08 и 0,3% соответственно. В 2008 году класс «Е» будет дополнен категорией Е9-08, в которую войдут масла для двигателей, соответствующих нормам Euro 5. Аналогичная категория будет введена в американскую классификацию АРI с обозначением CJ-4.
Аналогичные требования к составу моторных масел содержатся и в новых спецификациях автопроизводителей, например, DaimlerChrysler MB228.51 или MAN М 3477.
Следует обратить внимание еще на один аспект – экологичности моторных масел. Энергосберегающие масла (а к ним относятся все масла класса «С» по АСЕА) уменьшают расход топлива на несколько процентов. При этом снижается не только эмиссия токсичных веществ, но и выброс СО2, дающего парниковый эффект.

Комментировать ... >>