Повторение – мать учения
В Кремлёвском дворце состоялся международный транспортный Форум по безопасности движения. В числе организаторов: Академия наук России, Всемирная организация автомобильного транспорта, ГУ ГИБДД МВД РФ, московские автомобильно-дорожный и транспортный институты. Несмотря на серьёзность обсуждаемой проблемы, всё происходящее больше напоминало ответы у доски прилежных студентов: ничего нового никто не сказал, лишь повторили уже много раз переговоренное и написанное в «учебнике» – докладе по безопасности движения для Правительства России двухлетней давности. Ощущение зачёта усиливало и то, что ведущим форума был ректор МАДИ Вячеслав Приходько, а дворец наполовину заполняли студенты института.
Первым предполагалось выступление Министра транспорта РФ Игоря Левитина, но у него нашлись более важные дела. В Кремлёвский дворец он не приехал и заместителя не прислал. Так что зал так и не узнал о том, как Минтранс намерен снижать аварийность на дорогах и собирается ли вообще заниматься этой проблемой.
В связи с отсутствием министра транспорта основной доклад сделал начальник ГУ ГИБДД России Виктор Кирьянов. Начал он как обычно: со ссылки на пленарное заседание генеральной ассамблеи ООН в апреле 2004 г., где ситуацию с аварийностью назвали кризисной. Снова привёл цифры гибнущих в ДТП во всём мире и экономических потерь.
Дальше докладчик перешел на положение дел внутри страны и констатировал, что безопасность на дорогах стала острейшей социально-экономической и демографической проблемой, которая угрожает безопасности России, и почти слово в слово повторил государственный доклад по безопасности движения, где обозначены все проблемы: отсутствие современных дорог, плохая работа скорой медицинской помощи на дорогах, отсутствие связи и т.д.
Губернатор Ставропольского края и руководитель рабочей группы президиума Госсовета России по вопросу «о мерах по повышению безопасности движения» Александр Черногоров сообщил, что сделано уже немало: члены группы работают со всеми заинтересованными ведомствами и государственными структурами, обобщают мнение регионов и в самое ближайшее время смогут донести до всего Госсовета обширный круг предложений по повышению безопасности. К сожалению, г-н Черногоров не определил, какие именно предложения готовит возглавляемая им группа. Губернатор Ставропольского края лишь подтвердил слова генерального секретаря МСАТ, который сказал приветственное слово участникам форума, о необходимости совместно решать эту проблему и побороть межведомственную разобщённость. Пока же, несмотря на ряд мер государственных органов законодательной и исполнительной власти, каких именно мер, г-н Черногоров тоже не уточнил, ситуация лучше не стала, а даже наоборот, год от года становится хуже.
Глава рабочей группы долго рассказывал участникам форума о том, что хорошо было бы сделать в органах государственной власти всех уровней и изменить в законодательстве, иногда ссылаясь на опыт стран с давними автомобильными традициями. Он отметил, что пришло время от констатации проблем перейти к решениям. Далее г-н Черногоров заявил, что одна из самых затратных статей обеспечения транспортной безопасности – антитеррористические мероприятия (странно, что не строительство дорог, о которых руководитель рабочей группы вспомнил позже). Александр Леонидович подробно обрисовал меры избавления населения России от этой заразы XXI века, которая не дает спокойно жить даже президенту страны. В частности, он предложил разрешить продажу проездных билетов на транспорт дальнего следования только по предъявлению документа, удостоверяющего личность, и таким образом отлавливать преступников.
После этого губернатор заявил, что, будучи студентом, прочитал книгу, из которой узнал про памятники в Америке, на которых доллар катится по дороге. Книга объяснила и смысл этого символа: построенные 100 лет назад дороги работают до сих пор без капитального ремонта! «Хотел бы я увидеть российскую дорогу, которую 100 лет не ремонтировали капитально», – сказал с трибуны Александр Леонидович и вызвал овацию зала. Увеличение внутреннего валового продукта и сопутствующее увеличение грузооборота требует стабильного и долговременного финансирования дорожного строительства и приведения существующих магистралей в надлежащее состояние. В послеобеденных выступлениях прозвучали ужасающие цифры состояния дорожного строительства в России, подтверждающие эту мысль оратора.
В конце своей речи губернатор рассказал о тех проблемах, которые мешают развитию дорожной отрасли вверенного его заботам края, предложил обратить на них внимание и пригласил всех участников форума приезжать к ним на отдых.
Глава департамента МСАТ (IRU) Питер Крауз призвал в первую очередь определить причины роста аварийности, а потом начинать проводить мероприятия, которые их уберут на уровне предприятий и в различных слоях общества. Только вывод о причинах следует подкрепить серьёзной статистикой.
Поддерживая все начинания властей во всём мире, направленные на повышение безопасности движения, г-н Крауз отметил, что власти имеют склонность относить водителей грузовиков и больших автобусов к наиболее опасной категории, хотя на деле это не так. Статистика говорит, что они как раз значительно более законопослушные по сравнению с другими.
Как представитель международной организации Питер Крауз призвал власти России приводить Правила дорожного движения к единому образцу. «Глупо рассчитывать, – сказал он, – что водители будут в совершенстве знать все тонкости дорожного законодательства другой страны». Неприемлемо, по его мнению, и то, что дорожная полиция в разных странах работает по-разному.
Академик РАН, руководитель рабочей группы по безопасности при президенте Академии наук Константин Фролов посвятил выступление настолько тонким проблемам безопасности движения и автомобилизации, о которых вообще мало кто слышал. В частности, он поведал о вреде запредельного кориолесова ускорения, возникающего у водителей на современных скоростных автомобилях. Это вредоносное ускорение способно вызывать «ложные галлюцинации». Из более земных проблем академик назвал бестолковую организацию дорожного движения в столице, коей сам является свидетелем, и призвал её менять. Это должно дать поразительный эффект без вложения больших денег.
Ректор МАДИ Вячеслав Приходько констатировал, что ДТП во всём мире воспринимали как следствие автомобилизации. Ситуация начала меняться только сейчас. При изучении статистики возникает естественный вопрос: что делать? Вячеслав Михайлович определил три направления: создание системы мер на государственном уровне, продуманную компанию для создания в обществе нетерпимости к нарушителям Правил дорожного движения, продвижение новых технологий в безопасности. Для подтверждения своей правоты ректор МАДИ сослался на европейский опыт, где для снижения количества аварий со смертельным исходом в 2 раза наметили гармонизировать штрафы во всех странах Евросоюза и применять новые технологии.
В части технологий у МАДИ опыт огромный, как и научный потенциал. Г-н Приходько подтвердил многочисленными примерами свои слова и предложил активнее использовать это богатство.
Руководитель департамента транспорта и связи Правительства Москвы Павел Златин поведал собравшимся о непростой ситуации с дорожным движением в городе и героической борьбе столичных властей за её улучшение. Он упомянул и беспрецедентное дорожное строительство, и внедрение автоматизированных систем управления движением, и ещё более грандиозные планы на будущее. Не забыл г-н Златин и о том, что давно мешает в наведении порядка: низких штрафах за неправильную парковку и предложил предоставить право устанавливать размер наказания за это нарушение местным властям. Вспомнил он и о необходимости закона о парковках, который радикально изменит положение дел как на самих парковках, так на дорогах в целом.
Черту под всеми предыдущими выступлениями подвел президент Всероссийского союза страховщиков, депутат Государственной Думы Александр Коваль. Он взял на себя смелость предположить, что когда мы узнаем статистику аварийности за 2004 г., она точно не станет лучше, чем прошлогодняя. Да и вообще в стране ничего не улучшится в плане обеспечения безопасности движения: не увеличится финансирование работ по этому вопросу, работникам ГИБДД не поднимут зарплату, заводы продолжат выпускать опасные для жизни автомобили, мэрия Москвы продолжит заливать улицы непонятно чем, а мы по этому непонятно чему будет ходить и ездить. Правительство тем временем продолжит не замечать проблему.
«Кого волнует эта проблема?» – спросил зал Александр Павлович. Государство она точно не волнует, ответил он на свой вопрос и сообщил, что в террористических актах в России погибли 2 500 человек. Тем не менее, Президент, Правительство и законодательная власть объявили войну этому явлению. А то, что происходит на дорогах, где потери несоизмеримо больше (за прошлый год в авариях погибли 35 тыс. человек), не побуждает руководство страны ни к каким действиям. Более того, в ходе административной реформы лик-видировали комиссию по безопасности движения: нет комиссии – нет проблемы.
После Беслана во всех регионах появились антитеррористические комиссии с широчайшими полномочиями. Г-н Коваль заявил, что такие же комиссии надо организовать и для решения вопросов безопасности движения. Да и вообще, во всём мире, где главная ценность – человеческая жизнь, о снижении аварийности на дорогах говорят первые лица государств. Так что пока эту проблему не заметит наш президент, в России ничего не изменится.
Перерыв на обед стал водоразделом в работе форума. После него зал оказался практически пустым: подавляющее большинство участников, в том числе и из президиума, предпочли закончить день в другом месте. Студенты исчезли почти полностью, как и работники ГИБДД, выделявшиеся в общей массе участников формой. Так что декларацию форума, изобилующую громкими заявлениями, как и многие прозвучавшие здесь выступления, приняли в полупустом зале большинством голосов людей, которые её даже не читали.