Мы хотим перемен
Каждый год под колесами автомобилей на российских дорогах гибнет более 30 тысяч человек. Официальная статистика утверждает, что в подавляющем большинстве трагедий виноваты сами участники движения – водители, пешеходы, даже пассажиры. Последние виноваты, например, в том, что позволяют везти себя нетрезвому водителю, не пристегиваются ремнями безопасности, в результате чего последствия дорожных происшествий часто оказываются для них весьма плачевными.
С одной стороны, статистика верна. Не только в дорожном движении, но и в других сферах деятельности человека большинство инцидентов – это результат, как говорят специалисты, ошибок операторов. Не правонарушений, не преступлений, а именно ошибок. Там, где верх берет такая точка зрения, принимают меры, чтобы человек за рулем автомобиля, велосипедист, пешеход имел бы как можно меньше возможностей совершить ту или иную ошибку. Много примеров подают Европа, Америка, Япония, другие цивилизованные страны. Там забота о безопасности движения, то есть о жизни собственных граждан реально поставлена в ранг государственных приоритетов. Может быть, потому мы называем их цивилизованными странами, что там строят нормальные дороги, стараются не задавать головоломок при организации дорожного движения, выпускают автомобили, которые разве что не научены думать, и многое из того, что прежде полагалось делать человеку за рулем, переложено на «плечи» автомобиля.
Наши чиновники, по должности ответственные за состояние безопасности дорожного движения, вероятно, полагают, что все эти меры нам не нужны. Достаточно напугать как следует участников движения умопомрачительными штрафами, и на дорогах воцарятся мир и порядок. Представители власти разных ветвей и уровней как будто объявили негласный конкурс на самое жестокое наказание. Вполне возможно, что многие из авторов предложений об увеличении штрафов на самом деле полагают, что таким образом можно навести порядок. Ведь если статистика свидетельствует, что девять из десяти ДТП совершают нарушители ПДД, то надо заставить людей выполнять эти правила.
Увы. Несмотря на всё более жесткие штрафные санкции, порядка на дорогах больше не становится. Причин, как минимум, две.
Первую часто называли лет 10...15 назад. Тогда говорили: суровость наших законов компенсирует необязательность их исполнения.
Вторая причина тоже лежит на поверхности. Когда к людям относятся не по-человечески, а норовят за малейший проступок ударить палкой или кнутом, у потенциальных «битых» неимоверно усиливается желание обмануть обидчика. По этой причине встречных водителей светом фар всегда предупреждают о «гаишной засаде». Кто бы ни был за рулем (пьяный, потенциальный или реальный преступник), он все равно роднее, чем тот, кто притаился за поворотом и норовит выловить из транспортного потока и оштрафовать приверженца быстрой езды.
Кроме такого проявления водительской солидарности есть другие способы борьбы с ненасытными любителями выпотрошить карманы водителей. Они из разряда мер, за которые активно радеют сторонники скорейшего приобщения к той самой цивилизации.
В конце апреля вступили в силу новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). За отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения суд теперь будет принимать только одно решение – лишить водительских прав. Адвокаты разъясняют: отказ от предложения «дунуть в трубочку» не является отказом от медицинского освидетельствования. Правомерность такого способа защиты обосновал в газете «Известия» вице-председатель «Движения автомобилистов» России Леонид Ольшанский. Он советует водителям не отказываться, а наоборот, требовать проведения процедуры по всем юридическим и медицинским правилам.
Обычно водителю предлагают посетить «передвижную лабораторию» и подуть в прибор, реагирующий на пары алкоголя в выдыхаемом воздухе. Показания тестера ни в коем случае не являются основанием для заключения, что водитель пьян. «Моя подсказка водителям такова, – говорит Ольшанский. – Надо писать: «Требую стационара, от освидетельствования не отказываюсь, везите меня в больницу, в вашу грязную трубочку дуть не буду». Должен быть составлен протокол направления (не путать со стандартным протоколом), у врача должна быть лицензия, а также наряд, показывающий, где и в какое время врач сегодня работает. Водителя обязаны записать в книгу. Должен быть составлен акт медицинского освидетельствования. И только если анализ показал, что водитель пьян, составляется административный протокол».
Другими словами, все должны четко выполнять свои обязанности.
Когда разбивается самолет и погибают пассажиры и экипаж, власти создают правительственную комиссию, ставят во главе высокопоставленного чиновника, раздают интервью о своих действиях. А на автомобильных дорогах каждый день происходят трагедии такого же масштаба, и что-то не слышно, чтобы работали подобные комиссии, была предпринята хотя бы попытка разобраться в настоящих причинах. Даже всероссийскую комиссию по безопасности дорожного движения недавно расформировали. Может быть, этот шаг продиктован тем обстоятельством, что комиссия была не столько действующей, сколько бездействующей? Но если это на самом деле так, надо срочно принимать меры.
Попытка свалить всё на водителей и других участников движения становится уже просто неприличной. Можно ли серьезно относиться к утверждению, что такой-то водитель «не справился с управлением» или «выбрал скорость, не соответствующую условиям движения»? Почему в официальных сводках нет даже намека на деятелей, допустивших к движению автомобили, с которыми трудно справиться обычному водителю? Или как могло случиться, что условия вынуждают водителя самостоятельно выбирать скорость? Почему не подсказать ему, как быстро и безопасно можно ехать в сухую погоду, в дождь, снегопад и в других условиях? Почему за все недоработки должен отвечать только водитель? Может быть, пора признать, что дело не только в недостаточном умении водителя «справляться с управлением» или выбирать скорость, соответствующую непредсказуемым условиям движения?
Власти отгородились от сограждан «мигалками» и кортежами. При такой организации движения безопасности ничто (или почти ничто) не угрожает. Особенно в случаях, когда ГАИ надежно перекрывает дорогу, по которой проносится кортеж, а также все подступы к ней. Зачем придумывать еще какие-то меры дорожной безопасности?
В переполненном троллейбусе здоровенный мужик наступил на ногу соседу и даже не заметил этого. Человечек с отдавленной ногой потерпел, сколько мог, а потом робко проговорил: «Гражданин, вы мне на ногу наступили». Тот взглянул презрительно на своего соседа и отрезал: «Не бухти!» Вторая и третья попытки восстановить справедливость дали такой же результат, то есть никакого результата. Огромная лапища придавливала ногу к полу как бетонная плита. И тогда маленький вспылил: «Буду бухтеть! Буду бухтеть!»…
Испытав на себе прелести чиновничьих мер по повышению безопасности рядовых участников дорожного движения, журналисты тоже решили «побухтеть» и организовали в медиацентре газеты «Известия» обсуждение сложившейся ситуации на «круглом столе» под названием «Человек и дорога». В роли организаторов выступили Гильдия автомобильных журналистов, Федерация независимых экспертов и оценщиков и медиацентр газеты «Известия». Как принято в таких случаях, участникам обсуждения раздали пресс-релиз, в котором сказано, что в последние годы в сфере обеспечения мер по повышению безопасности дорожного движения наметилась ярко выраженная тенденция по повышению ответственности автомобилистов: рост размеров различного рода штрафных санкций, транспортного налога, ОСАГО, снятие номеров, эвакуаторы и штрафные стоянки и пр. И со стороны федеральных властей продолжают поступать всё новые и новые предложения о дополнительных сборах, налогах и штрафах с автомобилистов.
Выходит, только автомобилисты виноваты в том, что нет эффективного механизма наказания нарушителей ПДД, что суды слишком либеральны по отношению к ним, а пьяные за рулем совершенно распоясались на наших дорогах?! Или в том, что обучение детей ПДД на всех этапах поставлено из рук вон плохо? Это, оказывается, автомобилисты виноваты в том, что сегодня у нас нет качественной и эффективной системы подготовки водительских кадров, как и в том, что дороги содержатся в ненадлежащем состоянии. То же можно сказать о светофорах, дорожных знаках и разметке.
Эти опасные тенденции противоречат положениям Федерального закона «О безопасности дорожного движения», принятого 10.12.1995 г. В законе четко зафиксирован приоритет ответственности государства за ОБДД над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Государство обязано сделать всё, чтобы предупредить причины возникновения ДТП и снизить тяжесть их последствий и лишь после этого повышать ответственность участников дорожного движения, ужесточать меры за нарушение ПДД. Но за прошедшие годы этот принцип так и не стал действенным инструментом повышения БДД и ситуация только ухудшилась. Людские потери России только за один год более чем в два раза превышают потери СССР за десять лет афганской войны!
Причина – неправильная государственная политика в этой области. И существующая тенденция, что виноваты во всем и всегда только водители (кстати, это еще должно быть доказано судом), приводит к тому, что деньги не вкладываются в реконструкцию старых и строительство новых дорог. Между тем в конце прошлого года начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев сообщил, что каждая четвертая авария в Подмосковье происходит по вине дорожно-эксплуатационных служб. Половина всех ДТП с тяжкими последствиями фиксируется в темное время суток на неосвещенных участках дорог. Большинство автокатастроф зимой происходит из-за неправильного использования дорожными службами противогололедных материалов, несвое-временного выхода дорожной техники на автомагистрали и плохо организованной очистки дорожного покрытия.
И вот в прессе появилось сообщение, что минувшей зимой в Тверской области прошла стихийная акция. Пять водителей развернули свои фуры и перекрыли движение по шоссе Москва – Санкт-Петербург. Они потребовали срочно вывести снего-уборочную технику и очистить полотно дороги от снега и льда, из-за которых невозможно двигаться без риска для жизни.
Кто сегодня может решить, насколько опасна ситуация и какая скорость при этом оптимальна? Инспектор ГАИ не может точно определить состояние дороги: у него нет для этого необходимых приборов и инструментов. У автомобилиста их тем более нет. Всю эту систему профилактических мер по безопасному проезду по тому или иному участку дороги должны проводить дорожно-эксплуатационные службы. Получив от них соответствующую информацию, инспектор обязан оповестить водителей о допустимой скорости движения. В случае непринятия дорожными службами надлежащих мер, инспектор должен закрыть движение на этом участке.
Отсутствие объективной оценки истинных причин ДТП и определения истинных виновников приводит к тому, что невозможно привлечь к ответственности государство за невыполнение установленных законодательных норм по безопасности дорожного движения. Пора государству нести ответственность за всю систему безопасности граждан и весь процесс дорожного движения. Федеральная власть должна быть кровно заинтересована в срочной разработке полноценной, комплексной и всеобъемлющей концепции, а не в изобретении новых методов наказания водителей. Если на дороге нет Ильи Муромца, то Соловей-разбойник и вовсе распояшется.
Все эти и другие мысли прозвучали на «круглом столе». Выступили на нем юристы, представители власти, ГИБДД, страхового сообщества. Пока ответы выглядят менее убедительно, чем поставленные вопросы. Тем не менее процесс пошел, и не исключено, что при достаточной активности его инициаторов и сторонников нас ожидают перемены.