<<< Назад

Кенгуру с секретом

В. Волчков

На закате СССР шутка Михаила Жванецкого: «Мне в Париж по делу, срочно!» вызвала бурный восторг. Нынешние молодые едва ли поймут, почему тогда она нравилась жителям Страны советов. Чтобы позавтракать в Москве, а пообедать в одной из европейских столиц, сегодня нужно лишь желание и наличие в кармане соответствующей наличности (простите за тавтологию).

Несмотря на разительные перемены, труднодоступные и малоизвестные страны остались. Например, Австралия. Что мы знаем о ней? Люди, которым «за», могут припомнить, что в середине прошлого века Олимпиаду там провели, в Мельбурне. Океанские лайнеры в порты Австралии заходят, когда в Антарктиду направляются. Кенгуру там живут. Ну что еще... Да, вот что: на конкурсе «Мисс Вселенная» нынешнего года победила 20-летняя Дженифер Хопкинс из Австралии. Признанные красавицы там тоже живут!

Вы, конечно, понимаете, что не ради шутки затеяна эта статья. А причина заключается в том, что австралийская компания DataDot Technology Ltd придумала любопытный способ противостоять автомобильному воровству, получившему в стране широчайший размах. Каждый год до 140 000 австралийских автомобилистов лишались своих авто. Стоимость похищенного – больше миллиарда долларов. По этим показателям Австралия стала второй в мире.

Серьезная проблема требовала серьезного способа решения. И такое решение было найдено в 2000 г. Светлые австралийские головы предложили использовать технологию полиэфирного напыления, при помощи которой на автомобильные детали стали наносить до 10 000 точек размером в поперечнике около 1 мм. Каждая из этих точек содержит индивидуальную информацию об автомобиле (персональный идентификационный номер). Даже при условии, что злоумышленники знают о наличии этих точек на украденном автомобиле, устранить все практически невозможно.

По такой технологии стали наносить точки на автомобили, производимые в Австралии, и на импортируемые из других стран (на таможенных складах). Предупреждением для господ угонщиков служат специальные таблички на лобовом и боковых стеклах автомобиля, обработанного по технологии ДатаДот.

Результаты не замедлили сказаться. В 2003 г. количество угонов автомобилей BMW (их ввозят и обрабатывают на таможенном складе) сократилось на 60%, Ford (собирают и маркируют на местном заводе) – на 75%. Самыми угоняемыми были машины Subaru, их даже покупать боялись. С системой ДатаДот ситуация резко изменилась: в прошлом году Subaru угнано меньше на 95%!

В Россию система ДатаДот пришла год назад. В роли «проводника» выступает внешнеторговое объединение «Техмашимпорт». Система высоко оценена в НИИ криминалистки ФСБ РФ, НИИ судебной экспертизы Министерства юстиции РФ. Положительные заключения о правомерности и перспективности использования технологии ДатаДот получены от Министерства юстиции РФ, ФСБ РФ, Следственного комитета при МВД РФ, Государственной торговой инспекции РФ. Программу поддерживают Министерство экономического развития и торговли и МВД. В частности, в ГИБДД имеется база данных по автомобилям, обработанным по технологии ДатаДот. При постановке на учет, ежегодном техническом осмотре сотрудникам ГИБДД предписано проверять, нет ли на автомобиле маркировки ДатаДот.

По словам председателя внешнеторгового объединения «Техмашимпорт» Сергея Чуфистова, который недавно рассказывал о системе на радио «Серебряный дождь», на сегодня по новой технологии обработано меньше 1 тыс. автомобилей. И случаев их угона и последующего обнаружения пока не зафиксировано. Но это не за горами.

КАМАЗ первым из автозаводов начал практическую работу по технологии ДатаДот. Проведены переговоры с тольяттинским (ВАЗ) и калининградским («Автотор») заводами. Покупатели новых машин имеют сегодня возможность нанести маркировку ДатаДот, что называется, не отходя от кассы. Подобную услугу могут оказать и владельцам поездивших автомобилей.

О пользе этого шага говорит потрясающий эффект, полученный в Австралии (и не только), и явные затруднения при попытке ответить на вопрос: «Зачем красть чужой автомобиль, если его невозможно продать»? ГАИ уже сегодня имеет необходимую аппаратуру и возможности, чтобы проверить наличие маркировки ДатаДот при регистрации и техническом осмотре.

Новинка способна испортить кровь не только похитителям, но и обычным автомобилистам. Представьте ситуацию: неудачно маневрируя, вы зацепили за забор, столб, дерево. Разбита или помята какая-то деталь кузова. Пусть это будет заднее крыло. Желание сэкономить привело вас на так называемую «разборку». Купили деталь, поставили на свой автомобиль. А потом выяснится, что она снята с похищенного автомобиля, о чем свидетельствуют информационные точки ДатаДот (с английского data dot можно перевести как «информационная точка»). Где взяли? Это еще не самый трудный вопрос, на который придется ответить в предполагаемой ситуации. Хорошо, если в подтверждение своих слов, вы сумеете предъявить чек или другой документ, полученный от продавца.

Комментировать ... >>
Loading...