Двойной удар
В июле я стал невольным свидетелем четвертования. У абсолютно новенького грузовика IVECO Daily, начиная с моторного щита, отрезали кабину. Но я спокойно созерцал это варварство, так как знал, что уже через месяц этот грузовик возродится прекрасным белым пассажирским лайнером.
Естественно было предположить, что, осваивая, в Семёнове (Нижегородская область) производство грузовиков и фургонов IVECO Daily, там рано или поздно на этой базе создадут свой автобус. Но скорость, с которой в «Самотлор-НН» возникают новые конструкции, поражает, ведь уже в августе на презентации СП с IVECO (на выставке «Интеравто» в Москве), была представлена пара автобусов на шасси IVECO Daily с новым кузовом.
Зачем огород городить?
А не проще было бы остановиться на переоборудовании автобуса из обыкновенного панельного фургона? Такие машины тоже были представлены на выставке. Дешево и сердито. Только вот незадача: у переоборудованных автобусов есть несколько «врожденных»
недостатков, от которых избавиться можно только создав новый кузов. Прежде всего это недостаточные внутренний объем и ширина кузова – люди не коробки, их штабелями не уложишь, а также вынужденные ограничения по планировке салона, вызванные отсутствием второй пассажирской двери. Да и внешне, как ни крути, фургон всегда останется фургоном.
Но в распоряжении «Самотлора» находится хорошо освоенная на СЕМАРе технология изготовления автобусных кузовов на каркасе из прямоугольных труб, применяющаяся много лет для машин типа «СЕМАР-3234» на базе «ГАЗели». Хорошенько прикинув, в Семёнове пришли к выводу, что изготовленный по этой технологии кузов для IVECO Daily будет не намного дороже кузова «СЕМАР-3234». Это и стало основной предпосылкой к появлению новой модели.
Гулять так гулять!
К созданию своего кузова на IVECO Daily подошли с размахом. Базой для него выбрали самое большое шасси модели 65С15 с разрешенной полной массой до 6,5 т. И автобус на нем проектировали по всем законам жанра. С правой стороны кузова предусмотрели две широкие автоматические двери, а с водительского борта двери, наоборот, убрали, чтобы обеспечить большую жесткость кузова. Площадь остекления сделали по максимуму – это особенно хорошо видно по большому ветровому стеклу и застекленной крыше (!) автобуса.
Сиденья в салоне расположили очень свободно, и по комфортабельности IVECO Daily ничем не уступает большим туристским лайнерам. Тем более что на выставочный экземпляр установили красивые мягкие сиденья со светлой кожаной обивкой и мощный кондиционер на крыше. Для водителя тоже постарались создать комфортные условия – в его распоряжении помимо всего прочего автоматизированная коробка передач Agile и видеокамера заднего обзора. Не автобус, а мечта!
Не отстает от флагмана школьная модификация того же автобуса. Те же две широкие двери с дополнительными автоматическими подножками и высокий застекленный потолок, наполняющий внутреннее пространство светом. В салоне мягкие удобные сиденья с поясными ремнями безопасности. Кажется, что более удобного и экономичного автобуса для школьников и пожелать невозможно, но чиновники от образования снова недовольны – автобус не полностью соответствует давно устаревшим требованиям к школьному транспорту. Увы, требования никто менять не собирается, и в школы в ближайшее время вместо красавцев IVECO Daily будут продолжать поступать до боли знакомые ПАЗы и КАвЗы.
В добрый путь!
Понятно, что первые машины делали «на показ», а серийные собратья, скорее всего, будут скромнее по комплектации. Тем не менее и такие машины в настоящий момент не имеют аналогов на российском рынке по сумме таких показателей, как пассажировместимость, качество и надежность, цена приобретения и владения. Недаром же еще до официальной презентации нового проекта «Самотлора» им заинтересовался крупнейший автоперевозчик Подмосковья – «Мострансавто».