Опубликовано: ГП 11-2004

Уральский «полубогатырь» («Урал»-IVECO-633913)

К. Ушанов, фото автора

Итало-российское СП по производству грузовиков «IVECO-УралАЗ», которое расположено в южно-уральском Миассе, у нас в стране известно уже давно. Завод небольшой, да и собирает автомобилей на порядок меньше, чем соседний АЗ «Урал», но и качество сборки на нём лучше, чем у соседей (комплектующие-то импортные), да и дизайн машин симпатичнее. Соответственно и цена автомобиля «кусачая».

 

Однако популярности продукции этому СП не занимать. Особенно на лесоразработках Сибири и Дальнего Востока: хорошие лесовозы там в цене. Но и самосвалы – направление достаточно перспективное. И, соответственно, специалисты уральского СП решили дополнить одиночные самосвалы автопоездом. И в его составе работает не просто полуприцеп, а трёхосный с кузовом вместимостью 28 м3, рассчитанным на 42 т груза.

Но прежде, чем описывать наши впечатления от автопоезда, остановимся подробнее на тягаче «Урал»-IVECO-633913. В принципе, это IVECO, собранный в Миассе. Кабина Cursor, двигатель – IVECO F3BE0681G (Cursor 13), сагрегатирован с механической коробкой передач ZF16S 151 OD.

Естественно, комфорт в салоне почти европейский. Анатомическое водительское сиденье с пневмоподвеской имеет несколько вариантов регулировок. Регулируется и рулевая колонка – как по наклону, так и по высоте. Все рычаги управления находятся в зоне досягаемости рук водителя плюс хорошая обзорность.

Мотор самый современный

Весьма оригинальное решение нашли конструкторы миасского СП относительно «кнопки» моторного (горного) тормоза. Она не путается под ногами на полу кабины, как на многих отечественных автомобилях, а расположена в стороне от педального блока и прикрыта пластиковой панелью. Получилось очень интересно и довольно удобно.

Хотя кабина расположена высоко, садиться в нее удобно благодаря правильно расположенным ступеням и широкому проёму дверей.

Как правило, на строительных машинах самая нижняя ступень мягко закрепленная, или, как еще говорят, «гуттаперчивая». Она либо шарнирная, либо изготавливается из стального троса. Здесь она тоже присутствует: положено по конструкции. Однако, по нашим наблюдениям, эксплуатационники её торопятся снять до того, как она будет оторвана. На наш взгляд, чтобы сохранить удобство посадки в кабину, нужно делать складывающиеся при закрытии двери нижние ступени.

Очень понравилась откидывающаяся передняя ступенька для обслуживания лобового стекла. Вернее, не сама ступень, а ее фиксация в убранном состоянии. Ведь на многих автомобилях их надо выдергивать из бампера или с помощью монтажки вынимать из посадочных мест. На «Урал»-IVECO-633913 надо просто отстегнуть прижимные резинки, и ступень готова к работе.

Еще можно добавить, что тягач имеет большой дорожный просвет и блокировку дифференциалов задних мостов, что для строительных машин немаловажно.

Под передней крышкой

Когда рассматриваешь автопоезд, сразу обращаешь внимание на сравнительно большое расстояние между кабиной и полуприцепом. Благодаря этому тягач имеет большую маневренность, без риска «сложить» полуприцеп или порвать коммуникации. Соответственно, автопоезд может разворачиваться на небольших площадках, что в строительстве очень полезно.

Теперь о прицепе. Он изготовлен компанией «Сибирь трейлер». С одной стороны – во всём хорош. И рама прочная. И кубатура солидная. И трехосная тележка с двойной ошиновкой колес надежная. И упоры быстро устанавливаются и убираются. И угол подъёма кузова достаточный – 50°. И дизайн хороший, да и смотреться он будет отлично не только в сцепке с «Уралом»-IVECO, но и с другими автомобилями.

Однако у этого самосвального полуприцепа есть несколько конструктивных недостатков.

 

Сам «козырёк» не имеет наклона, поэтому на нём будет постоянно скапливаться песок, что, естественно, приведет к отказу фиксаторов открывания заднего борта, которые не имеют специальных прорезей в «козырьке». Если, конечно, водитель, опять же, не будет смахивать остатки груза после разгрузки с этого злосчастного «козырька». Чтобы водитель не занимался этой процедурой, «козырёк» обязательно должен иметь какой-то угол наклона.

Лестница расположена в задней части полуприцепа, над последней осью тележки. И что получается? Водитель встаёт на колесо, а затем на лестницу, залезает в кузов и зачехляет тентом (которого нет) груз? А ведь по современным правилам груз самосвала обязательно должен быть зачехлен. На многих самосвальных кузовах лестница для водителей находится в их передней части – там же, где и лебёдка, сматывающая тент в рулон.

Теперь о главном недостатке полуприцепа САВ-9528. В задней его части предусмотрены опорные лапы. Действительно, угол подъёма самосвальной платформы очень большой, и эти лапы позволяют при разгрузке не напрягаться по поводу ровности площадки и её прочности. Но... Лапы механические. Представим себе, как это работает.

Водитель перед разгрузкой, опускает и фиксирует лапы металлическими пальцами. Затем поднимается кузов, из него высыпается груз,.. но не весь, а только его часть. Чтобы было, куда высыпаться остальному грузу, необходимо немного продвинуть машину вперед. Не тут-то было: лапы мешают. Что делать? Вынимать фиксирующие пальцы и убрать лапы? А как же устойчивость? Вопрос!..

Все рычаги – под рукой

На самом деле существуют несколько вариантов решения этой проблемы. Первый наиболее простой: снабдить опоры гидравлическим приводом с тем, чтобы водитель мог управлять ими из кабины так же, как и подъёмом кузова. Другой вариант тоже связан с гидравликой. Но, в отличие от первого, предполагает наличие автоматики и связь гидроопор с гидросистемой подъёма кузова. Автоматика отслеживает массу платформы и обеспечивает приподнимание опор для подвижки автопоезда.

Между прочим, мы предлагаем ноу-хау, поскольку самосвальных полуприцепов с такими устройствами еще нигде нет. Да, вариант сложный. Тем не менее, мы считаем, что он выгоден: облегчается работа водителя, исключается возможность опрокидывания при разгрузке, а сама разгрузка заметно ускоряется. А это на коротком плече вполне реальные дополнительные тонны (или кубометры).

Панель приборов – непривычно «цивильная»

Кстати, САВ-9528 не имеет еще и вибратора на кузове для освобождения его от прилипшего груза. А ведь от кувалды не очень много толку даже на 11-тонных КамАЗах, что уж говорить о 42-тонном полуприцепе. И это в век автоматики и высоких технологий!

В принципе, это все, чем мы хотели поделиться с нашими читателями по поводу самосвального полуприцепа САВ-9528, состоящего в сцепке с тягачом «Урал»-IVECO-633913. А в целом он понравился. И внешне, по дизайну, и в составе автопоезда с оригинально покрашенным тягачом.

 



Комментировать ... >>