Уральский «полубогатырь» («Урал»-IVECO-633913)
Итало-российское СП по производству грузовиков «IVECO-УралАЗ», которое расположено в южно-уральском Миассе, у нас в стране известно уже давно. Завод небольшой, да и собирает автомобилей на порядок меньше, чем соседний АЗ «Урал», но и качество сборки на нём лучше, чем у соседей (комплектующие-то импортные), да и дизайн машин симпатичнее. Соответственно и цена автомобиля «кусачая».
Однако популярности продукции этому СП не занимать. Особенно на лесоразработках Сибири и Дальнего Востока: хорошие лесовозы там в цене. Но и самосвалы – направление достаточно перспективное. И, соответственно, специалисты уральского СП решили дополнить одиночные самосвалы автопоездом. И в его составе работает не просто полуприцеп, а трёхосный с кузовом вместимостью 28 м3, рассчитанным на 42 т груза.
Но прежде, чем описывать наши впечатления от автопоезда, остановимся подробнее на тягаче «Урал»-IVECO-633913. В принципе, это IVECO, собранный в Миассе. Кабина Cursor, двигатель – IVECO F3BE0681G (Cursor 13), сагрегатирован с механической коробкой передач ZF16S 151 OD.
Естественно, комфорт в салоне почти европейский. Анатомическое водительское сиденье с пневмоподвеской имеет несколько вариантов регулировок. Регулируется и рулевая колонка – как по наклону, так и по высоте. Все рычаги управления находятся в зоне досягаемости рук водителя плюс хорошая обзорность.
Мотор самый современный |
Весьма оригинальное решение нашли конструкторы миасского СП относительно «кнопки» моторного (горного) тормоза. Она не путается под ногами на полу кабины, как на многих отечественных автомобилях, а расположена в стороне от педального блока и прикрыта пластиковой панелью. Получилось очень интересно и довольно удобно.
Хотя кабина расположена высоко, садиться в нее удобно благодаря правильно расположенным ступеням и широкому проёму дверей.
Как правило, на строительных машинах самая нижняя ступень мягко закрепленная, или, как еще говорят, «гуттаперчивая». Она либо шарнирная, либо изготавливается из стального троса. Здесь она тоже присутствует: положено по конструкции. Однако, по нашим наблюдениям, эксплуатационники её торопятся снять до того, как она будет оторвана. На наш взгляд, чтобы сохранить удобство посадки в кабину, нужно делать складывающиеся при закрытии двери нижние ступени.
Очень понравилась откидывающаяся передняя ступенька для обслуживания лобового стекла. Вернее, не сама ступень, а ее фиксация в убранном состоянии. Ведь на многих автомобилях их надо выдергивать из бампера или с помощью монтажки вынимать из посадочных мест. На «Урал»-IVECO-633913 надо просто отстегнуть прижимные резинки, и ступень готова к работе.
Еще можно добавить, что тягач имеет большой дорожный просвет и блокировку дифференциалов задних мостов, что для строительных машин немаловажно.
Под передней крышкой |
Когда рассматриваешь автопоезд, сразу обращаешь внимание на сравнительно большое расстояние между кабиной и полуприцепом. Благодаря этому тягач имеет большую маневренность, без риска «сложить» полуприцеп или порвать коммуникации. Соответственно, автопоезд может разворачиваться на небольших площадках, что в строительстве очень полезно.
Теперь о прицепе. Он изготовлен компанией «Сибирь трейлер». С одной стороны – во всём хорош. И рама прочная. И кубатура солидная. И трехосная тележка с двойной ошиновкой колес надежная. И упоры быстро устанавливаются и убираются. И угол подъёма кузова достаточный – 50°. И дизайн хороший, да и смотреться он будет отлично не только в сцепке с «Уралом»-IVECO, но и с другими автомобилями.
Однако у этого самосвального полуприцепа есть несколько конструктивных недостатков.
Сам «козырёк» не имеет наклона, поэтому на нём будет постоянно скапливаться песок, что, естественно, приведет к отказу фиксаторов открывания заднего борта, которые не имеют специальных прорезей в «козырьке». Если, конечно, водитель, опять же, не будет смахивать остатки груза после разгрузки с этого злосчастного «козырька». Чтобы водитель не занимался этой процедурой, «козырёк» обязательно должен иметь какой-то угол наклона.
Лестница расположена в задней части полуприцепа, над последней осью тележки. И что получается? Водитель встаёт на колесо, а затем на лестницу, залезает в кузов и зачехляет тентом (которого нет) груз? А ведь по современным правилам груз самосвала обязательно должен быть зачехлен. На многих самосвальных кузовах лестница для водителей находится в их передней части – там же, где и лебёдка, сматывающая тент в рулон.
Теперь о главном недостатке полуприцепа САВ-9528. В задней его части предусмотрены опорные лапы. Действительно, угол подъёма самосвальной платформы очень большой, и эти лапы позволяют при разгрузке не напрягаться по поводу ровности площадки и её прочности. Но... Лапы механические. Представим себе, как это работает.
Водитель перед разгрузкой, опускает и фиксирует лапы металлическими пальцами. Затем поднимается кузов, из него высыпается груз,.. но не весь, а только его часть. Чтобы было, куда высыпаться остальному грузу, необходимо немного продвинуть машину вперед. Не тут-то было: лапы мешают. Что делать? Вынимать фиксирующие пальцы и убрать лапы? А как же устойчивость? Вопрос!..
Все рычаги – под рукой |
На самом деле существуют несколько вариантов решения этой проблемы. Первый наиболее простой: снабдить опоры гидравлическим приводом с тем, чтобы водитель мог управлять ими из кабины так же, как и подъёмом кузова. Другой вариант тоже связан с гидравликой. Но, в отличие от первого, предполагает наличие автоматики и связь гидроопор с гидросистемой подъёма кузова. Автоматика отслеживает массу платформы и обеспечивает приподнимание опор для подвижки автопоезда.
Между прочим, мы предлагаем ноу-хау, поскольку самосвальных полуприцепов с такими устройствами еще нигде нет. Да, вариант сложный. Тем не менее, мы считаем, что он выгоден: облегчается работа водителя, исключается возможность опрокидывания при разгрузке, а сама разгрузка заметно ускоряется. А это на коротком плече вполне реальные дополнительные тонны (или кубометры).
Панель приборов – непривычно «цивильная» |
Кстати, САВ-9528 не имеет еще и вибратора на кузове для освобождения его от прилипшего груза. А ведь от кувалды не очень много толку даже на 11-тонных КамАЗах, что уж говорить о 42-тонном полуприцепе. И это в век автоматики и высоких технологий!
В принципе, это все, чем мы хотели поделиться с нашими читателями по поводу самосвального полуприцепа САВ-9528, состоящего в сцепке с тягачом «Урал»-IVECO-633913. А в целом он понравился. И внешне, по дизайну, и в составе автопоезда с оригинально покрашенным тягачом.