<<< Назад

Школьный автобус с НАМИ

М. Шелепенков, фото автора
Не секрет, что школьные автобусы, которые изготовляют в России, не полностью соответствуют ГОСТ Р 51160–98 «Автобус для перевозки детей». Их обычно сертифицируют с различными допущениями, поскольку для этих нужд приходится приспосабливать серийные автомобили. Это приводит к нарушению ценового баланса, поскольку школьный автобус оказывается дороже рейсового. Соблюсти в этой ситуации все требования ГОСТа почти невозможно. Но это же безопасность наших детей!
Яркая окраска и броская внешность – элемент пассивной безопасности школьных автобусов
Яркая окраска и броская внешность – элемент пассивной безопасности школьных автобусов
Из-под основных ступенек при открытой двери на пневмоприводе выдвигается дополнительная подножка (черного цвета)
Из-под основных ступенек при открытой двери на пневмоприводе выдвигается дополнительная подножка (черного цвета)
Застекленная надстройка над кабиной водителя дает пассажирам дополнительный обзор
Застекленная надстройка над кабиной водителя дает пассажирам дополнительный обзор
Задняя дверь в школьном автобусе должна быть такой ширины, чтобы через ее проем при необходимости можно было загрузить инвалидную коляску
Задняя дверь в школьном автобусе должна быть такой ширины, чтобы через ее проем при необходимости можно было загрузить инвалидную коляску
В салоне установлены специальные детские кресла с поясными ремнями безопасности. У каждого ряда сидений располагается красная кнопка подачи звукового сигнала водителю
В салоне установлены специальные детские кресла с поясными ремнями безопасности. У каждого ряда сидений располагается красная кнопка подачи звукового сигнала водителю
В задней части салона объемный багажный отсек
В задней части салона объемный багажный отсек
Над сиденьями предусмотрены багажные полки для размещения портфелей школьников
Над сиденьями предусмотрены багажные полки для размещения портфелей школьников

В рамках национального проекта «Образование» потребовалось создать специализированный школьный автобус, который полностью (!) соответствует названному ГОСТу. За создание такого автобуса взялась проектная группа из НАМИ под руководством Тенгиза Джемалиевича Дзоценидзе.

Сроки, отпущенные на разработку школьного автобуса, оказались очень сжатыми. Фактически разработать и построить опытный образец требовалось всего за пару месяцев. Но не только сроки ограничивали полет фантазии конструкторской мысли. По заданию разрабатываемый школьный автобус должен перевозить 11 детей и двоих взрослых сопровождающих, иметь вместительный багажный отсек (требования ГОСТа) для портфелей и других вещей учеников, вплоть до возможности размещения инвалидных колясок. При этом школьный автобус должен быть компактным, так как создается в первую очередь для эксплуатации в городе, а его стоимость не должна быть чрезмерно высокой. С другой стороны, школьный автобус обязан быть безопасным, может быть, даже иметь избыточный запас по прочности кузова, чтобы при ДТП не происходила фатальная деформация кузова, уменьшающая жизненное пространство, особенно при переворачивании.

Жесткие требования, предъявляемые к школьным автобусам для перевозки детей, можно перечислять и дальше, но и так понятно, что задачу в НАМИ предстояло решить непростую, тем более, что авторы ГОСТа, стремясь обеспечить детям максимальную безопасность и комфорт, порой так увлекались, что многие пункты в нормативном документе порой противоречили друг другу. Но эта задача ставилась на государственном уровне, и ее нужно было выполнять. В результате в конце декабря 2006 года в НАМИ в рабочем порядке был показан готовый концепт школьного автобуса.

В качестве базы для школьного автобуса выбрали отечественное шасси – ГАЗ-3310 «Валдай» – с дизелем ММЗ. Причем в шасси не было внесено принципиальных изменений, лишь небольшие компоновочные, связанные с установкой нового автобусного кузова, поэтому у автомобиля сохранились полукапотная компоновка и стандартная кабина от «Валдая». В эскизных проектах существовали варианты школьного автобуса вагонной компоновки и полукапотные варианты с новой кабиной собственной разработки, но, учитывая небольшие сроки, отпущенные на постройку, от этих вариантов пришлось отказаться в пользу самого простого, требующего наименьшего количества переделок. Но эта внешне простая задача интеграции кабины «Валдая» в общий объем автобусного кузова очень сложна с эстетической точки зрения. Кроме того, инженерам НАМИ требовалось адаптировать обходные технологии к базовой машине, изготавливаемой массово.

Кузову, выполненному на каркасе из труб прямоугольного сечения различной толщины, придали бочкообразную форму, которая зрительно сочетается с «пухленькой» «газелевской» кабиной. При этом стайлинг не выглядит тяжеловесным, так как форма зрительно уравновешивается единой, без стоек, полосой бокового остекления. На самом деле многочисленные стойки кузова прячутся за вклеенными стеклами и снаружи их просто не видно, хотя можно заметить, что шаг оконных проемов очень маленький, и именно это придает кузову необходимую прочность.

За обшивкой кузова школьного автобуса невозможно разглядеть усиленные борта ниже опорной линии окон. Под каждым окном спрятано сплетение из труб, по рисунку напоминающее, как выразились сами создатели автомобиля, британский флаг. При таком строении силового каркаса школьного автобуса ожидать, что при аварии разорвет боковину кузова, просто не приходится. Правда, усиленный каркас дает заметную прибавку к массе самого школьного автобуса, но для школьного автомобиля, рассчитанного на перевозку небольшого количества учеников, это не критично, тем более что скорость таких ТС ограничена 60 км/ч.

При первом знакомстве с школьным автобусом вызывает некоторое недоумение застекленная надстройка над кабиной водителя, но, попав внутрь, сразу понимаешь, зачем это было сделано. Во-первых, с места, которое находится рядом с водителем, можно встать в полный рост и, не сгибаясь, пройти в салон. Во-вторых, это усиливает внутреннее освещение, а через окна надстройки открывается хороший обзор вперед, поскольку через ветровое стекло «Валдая» дорожная перспектива просматривается только с переднего ряда пассажирского отсека.

К сожалению, один, даже прекрасно выполненный проект полностью проблему создания специального транспорта для детей не решит. Не понятен выбор чиновников: почему они дали задание на разработку школьного автобуса категории М2 и явно городского применения? Ведь если рассуждать здраво, такие автомобили по своему прямому назначению (перевозка учеников в школу и обратно) наиболее востребованы в сельской и пригородной местности, где до образовательных учреждений детям приходится преодолевать километры пути. А в весенне-осенний период на селе дороги часто представляют собой не лучшее зрелище и здесь нужен хороший полноприводник, а не «Валдай». А в городе? Как используются в городе школьные автобусы? Чаще всего для поездок всем классом на экскурсии или другие совместные мероприятия.

Получается, что для перевозки одного класса необходимо минимум три машины типа «Валдай». Вывод напрашивается сам собой – необходимо разработать не один, а целое семейство специальных школьных автобусов для различных условий эксплуатации. А изготовленный в НАМИ опытный образец лишь показывает, что создание детского транспорта, полностью удовлетворяющего ГОСТ Р 51160–98, – не утопия, а осуществимая задача.

Комментировать ... >>
Loading...