Опубликовано: ГП 09-2008

Нарушая традиции
Грузовик КрАЗ-7238С4

Максим Шелепенков, фото автора



На снимке хорошо просматривается мощная фирменная рама

Переднее расположение цилиндра подъема платформы – новинка для автомобилей КрАЗ

В кабине по отношению к Shaanxi ничего не изменилось, разве только на рулевом колесе появилась эмблема «КрАЗ»

На платформе хорошо виден силовой пояс, проходящий через ось опрокидывания

Задние мосты Shaanxi китайского производства c планетарными колесными передачами

Тормозные пневмокамеры подняты высоко над дорогой и спрятаны картером главной передачи моста, подальше от возможных повреждений

Место для запасного колеса нашлось на раме автомобиля, а не на переднем борту самосвальной платформы – так безопаснее для пользователей

Бескапотный КрАЗ – нонсенс? Нет, реальность! Правда, пока только в виде макетного образца, не предназначенного для серийного производства, но прекрасно демонстрирующего вектор конструкторских работ в данном направлении.

Разговоры о том, что Кременчугский автозавод возьмется за производство бескапотных дорожных грузовиков, в первую очередь для строительной отрасли, велись давно. И вот первый результат, воплощенный в металле. Его можно посмотреть и пощупать. Сами «кразовцы» очень волновались, выкатывая свое дитя на публику – ведь это результат почти трехлетних поисков, сомнений, решений и ошибок, а от того, какая будет реакция, зависит очень многое. И они всячески (видимо, от волнения) пытались смягчить первую встречу журналистов с машиной, мол, не судите строго, это лишь поисковый вариант, опытный образец и многое в нем еще изменится... Да, мы это и сами понимаем!
Поэтому рассмотрим концепцию дальнейшего развития модельного ряда КрАЗов. Заметим, что о координальной смене модельного ряда на заводе никто не говорит, и новые машины создаются в дополнение к уже существующим капотным. Ведь рынок грузовиков для тяжелых условий эксплуатации не так велик, как это кажется, а доля капотных машин в нем и вовсе мизерная. Да, КрАЗ уже основательно прописался в нише тяжелых капотных грузовиков, особенно в полноприводных вариантах – эти машины знают во всем мире, и расти дальше в этом сегменте уже тяжело. А мощности завода, доставшиеся с советских времен, не исчерпаны даже наполовину: чего стоит простаивающая последние 15 лет вторая нить сборочного конвейера. И выход только один – освоение новых рынков!
Исходя из специфики выпускаемых грузовиков логичнее всего освоить производство тяжелых дорожных машин с кабиной над двигателем, в первую очередь для строительной индустрии. Такие машины выпускают почти все гранды мирового автопрома, да и отечественные производители не обошли этот сегмент стороной (МАЗ, КамАЗ, УралАЗ, ЯРОВИТ), не говоря уже о китайских производителях, которые просто лавиной высыпали в Россию именно в этом классе грузовиков. Несмотря на жесткую конкуренцию, ощущается нехватка автомобилей, максимально приспособленных к отечественным условиям эксплуатации. Ведь основные требования нашего потребителя к «идеальному» автомобилю остались без изменений: надежность, прочность, высокая ремонтопригодность и доступная цена.
Что в этих условиях может предложить КрАЗ? Прежде всего мощную основу для всего автомобиля – раму. О прочных рамах КрАЗа давно слагают легенды! Далее, у КрАЗа есть собственное в отличие от других автозаводов (отечественных и мировых) производство самосвальных платформ. Правда, последнее время в моду вошли платформы овального сечения, которых пока КрАЗ не выпускает, поэтому для новой машины пришлось создавать новый кузов – с пристрелом на перспективу.
Заодно опробовали новый для себя подъемный механизм с передним расположением гидроцилиндра – ранее у всех самосвалов КрАЗ гидроцилиндры размещались под платформой.
Силовые агрегаты и коробки передач для своих машин КрАЗ всегда приобретал на стороне, не стала исключением и новая машина, с той лишь разницей, что предпочтение в этот раз отдали не ярославцам, а китайцам. Расчет очень простой. Сегодня китайцы выпускают недорогие лицензионные копии двигателей и коробок мировых брендов, которые поддерживаются сервисной сетью практически в любом уголке земного шара. Действительно, кто сегодня не знает двигатели Cummins или коробки Eaton? Значит, даже при прочих равных условиях среднестатистический потребитель скорее выберет Cummins, чем ЯМЗ, поэтому в базовую комплектацию лучше включить Cummins, хотя и китайского производства. Тем более в перспективе использование двигателей Euro 4 и Euro 5, а у двигателей Cummins уже есть готовые решения для этого.
Отдельный разговор о мостах. Их в Кременчуге всегда делали сами, но сегодня они устарели морально, а модернизировать производство под выпуск новых мостов нет смысла, так как мировая практика грузового автомобилестроения показывает, что их проще закупать на стороне. В том же Китае. Тем более что для нового автомобиля требовались мосты грузоподъемностью не менее 16 т, которые КрАЗ не делает. Главное – соблюден принцип использования в конструкции нового грузовика комплектующих, освоенных только в серийном производстве, что является залогом быстрого освоения машины в целом.
Остается кабина… Это и есть камень преткновения Кременчугского автозавода. Использовать чужую кабину негоже по многим причинам. Например, велико сходство с другими машинами, а у КрАЗа должно быть свое лицо! Но процесс создания своей кабины долгий и хлопотный. Именно поэтому на макетный образец временно установили кабину Shaanxi, в прошлом MAN F2000. Кабина сама по себе неплохая, может быть, лучшая из всех китайских, но уже устаревшая, а значит, бесперспективная. Поэтому речь о ее применении на серийных машинах не идет. Кабина точно будет другая. Какая? Нам бы и самим это хотелось узнать.
Анонсированные проекты кабины КрАЗ на трубчатом каркасе с пластмассовыми панелями, нас не очень радуют. Уже есть отечественные примеры. На грузовиках «Яровит» применяется похожая по конструкции кабина – проблемы с ее доводкой преследуют питерцев до сих пор! А новоиспеченный русский автомобиль «Русак» до сих пор не вышел из опытных образцов опять же по причине «сырости» конструкции кабины на металлическом каркасе с пластиковыми панелями. Не затянет ли это болото и КрАЗ? Ведь у них новая кабина пока лишь на бумаге, и большинство проблем еще впереди.
Теперь о выбранных характеристиках. Пожелания большинства владельцев самосвалов сводятся к следующему – максимальная грузоподъемность при максимальном объеме платформы. С грузоподъемностью все просто: максимально разрешенный и соответственно единственно возможный вариант – 25 т (для специально подготовленных дорог), а вот с объемом стоило поэкспериментировать. У нас встречаются 20-тонные самосвалы с кузовом вместимостью 18 м3 и более, но если исходить, что большинство навалочных грузов имеет плотность 1,7–1,8 т/м3 , то 15-кубового кузова должно хватать на 25 т без перегрузки. Именно на такой платформе и остановили свой выбор на КрАЗе.
Практически идеальному по задумке самосвалу предстоит ряд испытаний и доводочных работ для устранения «детских» болезней. Не исключено, что после этого некоторые агрегаты и узлы заменят другими, поэтому сегодня трудно рассуждать о том, каким будет самосвал в законченном виде. Но он точно будет!

Техническая характеристика КрАЗ-7238С4 (6х4)

Снаряженная масса, кг 12350
Грузоподъемность, кг 25000
Вместимость кузова, м3 15
Двигатель Cummins ISMe 385 30 (Euro 3), I-6, турбодизель
Рабочий обьем, см3 10824
Мощность, л.с. 380 при 1800 мин–1
Коробка передач Shaanxi 9JS150TA-B (Китай)
Сцепление MFZ 430
Вместимость топливного бака, л 400
Максимальная скорость, км/ч 100
Комментировать ... >>