Опубликовано: ГП 07-2009

Естественный отбор в российском автопроме

Александр Еремцов, по данным ФАС, «АСМ-Холдинг», «Интерфакс», РИА «РОССБИЗНЕС» и автопроизводителей

В любом экономическом секторе действуют скрытые и явные механизмы, порождающие свои закономерности. Если проанализировать российский автопром за последние 15 лет, то можно заметить цикличность – два-три года рост, затем спад и снова рост. Очередное падение производства автомобилей конца 2008 – начала 2009 гг., как ни странно, абсолютно четко вписывается в эту цикличность.

Квартальный вал
Первые признаки спада мирового автопроизводства наметились еще в конце 2007-го, но были малозаметны. 2007 год характерен классическим распределением продаж по кварталам: минимум за первый квартал и стабилизация во II–IV кварталах. Совсем иная ситуация в 2008 году, по крайней мере в российском производстве. Неожиданный всплеск продаж в марте и апреле определялся проблемами на рынке российского жилья. Граждане были не в состоянии справиться с галопирующими ценами на квартиры, и чтобы как-то сохранить наличность, активно приобретали автомобили. Высокий спрос наблюдался до сентября. Несоответствие доходов и расходов населения страны проявилось в III квартале 2008 г., но частично, а в полной мере в IV квартале в виде существенного падения спроса. Факт наличия кризисных явлений наши аналитики подтвердили в конце III квартала 2008 г., когда и без анализа всем стало все понятно. Несмотря на экономические преференции (например, стабильно высокие цены на нефть и металл) ситуация в российском автопроме, к сожалению, мало отличалась от мировой.По данным профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, только в первой половине 2009 г. на предприятиях отечественного автопрома может быть сокращено около 50 тыс. сотрудников, а зарплата сократится на 30–40%.Стагнация автомобильного рынка в России в текущем году, несмотря на господдержку, может достигнуть 50%, в частности спад рынка грузовых автомобилей в этом году прогнозируется на уровне 80%, автобусов — 72%.

Уровень падения производства автотранспорта в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Всего, %Отечественные, %Импортные, %
Легковые автомобили-62,8-71,6-49,3
Грузовые автомобили-75,7-76,7-54,6
Автобусы-69,1-73,3+107,1
Теперь промышленников обвиняют в том, что они не учитывали явные кризисные факторы и принимали неправильные решения. Например, ссылаясь на рост в течение последних трех лет, некоторые руководители автозаводов продолжали наращивать производство, несмотря на то, что объемы продаж значительно снизились. В результате у заводов росли долги, они не всегда расплачивались с должниками комплектующих изделий и, таким образом, снежный ком рос, порождая новые экономические проблемы, которые в ту пору отождествляли только с особенностями российского менталитета. А оказалось – проблема всемирная.Некоторые политизированные экономисты полагают, что еще одним фактором, серьезно повлиявшим на сегодняшнюю ситуацию в автомобильной промышленности России, является прошлогодняя смена правительства. Мол, нам обещали, что передача эстафеты пройдет быстро и без задержек, в полную силу правительство начало работать только к осени. А промышленность ждать не может.Главным показателем кризисных явлений, охвативших финансовую сферу и реальную экономику России в конце 2008 г., в I квартале 2009 г. является четко выраженный провал производства и потребления промышленной продукции. Лидером падения стала обрабатывающая промышленность – объем ее производства сократился в сравнении с январем–мартом 2008 г. на 20%. Согласно данным Росстата, в годовом выражении к I кварталу 2009 г. падение составило в целом 14,3%.Автомобильная промышленность на сложившиеся кризисные обстоятельства отреагировала наиболее болезненно. При этом сравнимые величины падения выпуска продукции зафиксированы во всех секторах автомобилестроения России. Суммарно в I квартале 2009 г. в России было произведено 144,5 тыс. автотранспортных средств (автобусов, грузовых и легковых автомобилей) или на 65,2% меньше, чем за тот же период 2008 г. В основном, по признаниям автодилеров, это уцененные модели прошлого года. При этом в январе по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажи упали на 33%, а в феврале уже на 38%. В марте россияне купили лишь 135,5 тыс. новых автомобилей – в 1,5 раза меньше, чем годом раньше. Вместо традиционного весеннего роста спроса на машины мы вынуждены констатировать очередной провал.При этом, обратите внимание, – темпы выпуска автомобилей иностранных моделей в России в этот период были примерно вдвое выше, чем отечественных.Негативная динамика свидетельствует о нарастании проблем. С учетом многочисленных межотраслевых связей автопрома это означает эффект цепной реакции: кризисная ситуация в автопроме серьезно отразилась на смежниках – производителях автокомпонентов, которых в отличие от автозаводов господдержка пока обходит стороной.Подсчитано, что одно рабочее место на автозаводе обеспечивает занятость десяти рабочих мест в смежных и сопутствующих отраслях. Поэтому вполне логично, что государство в первую очередь озаботилось помощью автомобильным гигантам. Грузовые автомобили
В секторе грузовых автомобилей отечественные модели потеряли в объеме более 20%-ных пунктов по сравнению с импортными автомобилями, а в секторе легковых автомобилей – 23%. В автобусостроении наблюдается удвоение производства. Уверенно можно говорить о том, что рост объемов производства иностранных моделей на территории России по отношению к отечественным автобусам приобрел устойчивый характер. Это ведет к трансформации российского авторынка и российского парка автотранспортных средств в пользу импортных моделей, а в конечном счете к увеличению зависимости экономики страны от внешних условий.В I квартале 2009 г. по данным АСМ-Холдинга в России произведено 16,18 тыс. грузовых автомобилей, это на 75,7% меньше, чем за первые три месяца 2008 г. В денежном выражении автопром из-за падения конъюнктуры потерял продукции на сумму около 30 млрд. руб. (это соответствует 50 тыс. грузовых автомобилей). По усредненным данным, в 2008 г. ежемесячно выпускалось 21 563 автомобиля. 2009 год производители грузовых автомобилей начали в четверть своих возможностей: в январе с конвейеров страны сошло 4141 ед., в феврале – 4544 ед., в марте – 7282 ед. автотехники. Ни одному из предприятий-производителей грузовиков не удалось сохранить уровень их выпуска в I квартале 2008 г. В частности, на АМО ЗИЛ выпущено всего 511 единиц; ОАО «КАМАЗ» выпустил 4895 большегрузных автомобилей.Всего производители грузовых автомобилей по итогам I квартала 2009 г. отгрузили потребителям 15 732 машины, или 23,4% к уровню отгрузки в I квартале 2008 г. Заводы отгрузили практически всю изготовленную с начала года продукцию – 97,2%, однако складские остатки все еще велики: они превысили 9,6 тыс. единиц, что на 30% больше объемов производства в марте! Около трети складских остатков приходится на предприятия группы «Соллерс».

Производство грузовых автомобилей за январь-март 2009 г. в сравнении с соответствующим периодом 2008 г., %

ПредприятиеПроцент к прошлому году
ЗИЛ33,1
ГАЗ15,4
КАМАЗ36,3
Урал34,7
Соллерс42,5
Амур43,1
ИжАвто30,8
БАЗ14,7
САЗ2,9
Бецема6,8
Ивеко-УралАЗ20,6
Вазинтерсервис59,1
Зеленоград ВТС27,8
ТагАЗ20,6
Машзавод ФЛ39,1
Метровагонмаш42,0
Чайка-НН7,7
СААЗ16,8
Россия24,3
Между тем падение производства грузовых автомобилей иностранных моделей, сборка которых организована на территории России происходило не столь стремительно. В первые три месяца 2009 г. (к уровню I квартала 2008 г.) производство составило 45,4%, в то время как отечественных моделей было выпущено 24,3%. При этом доля иностранных моделей в общем объеме производства грузовых автомобилей в России выросла и составила в I квартале 2009 г. 8,4% против 4,5% в 2008 г. То есть в то время, когда наше правительство заверяет нас, что кризисные явления могут положительно сказаться в целом на оздоровлении промышленности России и поднимут наш автопром на новую высоту, западные компании продолжают победное наступление на всех фронтах, и еще стремительнее, чем это было ранее.

Производство грузовых автомобилей иностранных моделей в России

ПредприятияI квартал 2009 г., ед.I квартал 2008 г., ед.Соотношение,%
ЗАО «Северстальавто-Исудзу»837353237,1
ЗАО «Автомобили и моторы Урала»324669,6
ГП «Автотор», г. Калининград-77-
ЗАО «ВТС Зеленоград»-126-
ООО «Ивеко Уралаз», Челябинская обл.2210720,6
ООО «ТагАЗ», Ростовская обл.474229920,6
Всего1365300845,4

Ежемесячное производство и продажа грузовых
автомобилей за 2005–2008 гг.


Ежемесячное производство и продажа
автобусов за 2005–2008 гг.



Автобусы
Первые кризисные проявления в секторе автобусостроения обозначились намного раньше, чем в сфере грузового и легкового транспорта. В 2008 г. автобусов было выпущено почти на 25% меньше, чем в 2007 г. Эта тенденция усугубилась и в I квартале 2009 г., в течение которого с конвейера сошло всего 5277 автобусов, что составило 30,9% к уровню того же периода 2008 г.Если в 2008 г. среднемесячный выпуск автобусов составлял 5596 шт., то в январе 2009 г. их производство составило 719 ед., в феврале – 1702 ед., в марте 2009 г. – 2856 ед. Работа заводов по производству автобусов в I квартале 2009 г. практически была парализована. В АМО «ЗИЛ» автобусы не выпускались вовсе, в ООО «ГАЗ» было произведено только 34,7% автобусов к уровню I квартала 2008 г., а надежда завода – микроавтобус Maxus – выпущен в количестве 154 ед. за квартал. В группе «Соллерс» выпущено 27% автобусов к уровню I квартала 2008 г., в т. ч. 213 автобусов Fiat Dukato, в ООО «ПАЗ» – 21,6%, в ООО «ЛиАЗ» – 24,3%, в ОАО «ГолАЗ» – 20,4%, в ООО «КАвЗ» – 12,6%, в ВАП «Волжанин» – 12,4%, в ОАО «НефАЗ» – 19,1%, в ЗАО «Мичуринский автобус» – 8,0%.Среднемесячный выпуск автобусов в 2008 г. составлял 5596 ед., в январе 2009 г. их производство составило лишь 719 ед., в феврале – 1702, в марте – 2856 ед. А тем временем в секторе производства иностранных автобусов на территории России царило оживление – резко увеличилось количество выпускаемых единиц техники. В I квартале 2009 г. их производство составило 818 ед., т. е. в 2 раза больше, чем за первые три месяца 2008 года. На ООО «ТАГАЗ» освоена сборка автобусов Hyundai County и Aero Town, а в ООО СТ «Нижегородец» на 13,9% увеличен выпуск автобуса этого же класса Ford Transit. А тем временем уровень производства автобусов отечественных моделей снизился до 26,7% к соответствующему периоду 2008 г. И неудивительно, что если в I квартале 2008 г. в общем производстве автобусов в России доля иностранных моделей находилась на уровне 2,3%, то к концу третьего месяца 2009 г. она составила уже 15,5%.

Производство автобусов иностранных моделей в России

ПредприятияI квартал 2009 г., ед.I квартал 2008 г., ед.Соотношение,%
Автомобильный завод ГАЗ (LDV Maxus)15427700
ООО «Скания-Питер» (Scania Omnilink, Omniline)203557,1
EvoBus Russland, ООО (Mercedes-Benz Sprinter)-25-
Павловский автозавод (микроавтобусы VW LT-46, Ford 3030)-88-
Соллерс-Елабуга (Fiat Ducato)213131638,5
СП «Русские автобусы-Марко» (Marcopolo Real, Andare)-1-
СТ «Нижегородец» (Ford Transit)263231113,9
ТагАЗ (Hyundai Country)168--
Всего818395207,1
В целом же за 3 месяца текущего года в России изготовлено автобусов на 11,8 тыс. единиц меньше, чем за соответствующий период 2008-го. Как следствие, для сектора автобусостроения потери товарной продукции за этот период составили более 7 млрд. руб. По итогам I квартала 2009 г. производители автобусов отгрузили потребителям 4,6 тыс. машин, или всего 28,1% к уровню отгрузки за тот же период прошлого года. Было отгружено только 86,4% изготовленной за 3 месяца 2009 г. продукции, т. е. часть ее ушла на пополнение складских остатков, около 60% которых опять же осело на складах Группы «Соллерс».Оценивая прогноз производства автобусов в целом за 2009 г., нужно принять во внимание выделение государством и местными органами власти 750 млн. евро бюджетных средств на обновление парка автотранспортных средств. С учетом этого фактора, а также ожидаемого снижения кредитных ставок, в качестве прогноза может быть принята цифра в 40–45 тыс. автобусов, или 60–70% от уровня производства автобусов в 2008 г.

Производство автобусов за январь–март 2009 в процентах к соответствующему периоду прошлого года

ПредприятиеПроцент к прошлому году
ЗИЛ-
ГАЗ34,7
Урал19,8
Соллерс-Елабуга27,0
Волжанин12,4
НефАЗ19,1
Русские автобусы21,1
ПАЗ21,6
ЛиАЗ24,3
ГолАЗ20,4
КАВЗ12,6
Тушино-Авто14,3
Скания-Питер57,1
МАРЗ8,0
Нижегородец113,9
Самотлор-НН60,1
Россия30,9
Легковые автомобили
Кризисные явления в автомобилестроении РФ привели к абсолютному снижению производства легковых автомобилей в I квартале 2009 г. более чем на 200 тыс. единиц, что в пересчете на товарную продукцию составляет более 100 млрд. руб., а общее снижение объема производства в секторах грузовых, легковых автомобилей и автобусов можно оценить в 140–150 млрд. руб.За три месяца 2009 г. с конвейеров российских автозаводов сошло 123 013 легковых автомобилей, это на 62,8% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Среднемесячный выпуск легковушек в 2008 г. составлял 122,4 тыс., в январе 2009 г. их было произведено только 18 208 ед., в феврале 45 781 ед., в марте 58 021 ед., что составило соответственно 20,2%, 39,2%, 47,0% к январю, февралю и марту 2008 г.Автомобильный завод «ГАЗ» на этот период полностью прекратил производство автомобилей «Волга», ограничившись выпуском 187 автомобилей модели Volga Siber. В ОАО «АВТОВАЗ» изготовлено всего 52 878 автомобилей «Лада», что составляет 28,8% к уровню их производства в I квартале 2008 г. ОАО «Соллерс-Набережные Челны» снизило выпуск легковых автомобилей на 60,7%, ОАО «УАЗ» – на 79,1%, ОАО «ИжАвто» – на 44,3%, Группа компаний «Автотор» – на 71,2%, ЗАО «GM-АВТОВАЗ» – на 88,1%, ОАО «Автофрамос» – на 36,9%, ЗАО «Форд Мотор Компани» – на 19,4%, ООО «Дженерал Моторз Авто» – на 14,2%. Прекращено производство автомобилей «Ока».Только двум производителям легковых автомобилей в стране удалось достичь положительного индекса роста производства в I квартале 2009 г.: ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» увеличило выпуск автомобиля Toyota Camry почти в 4,5 раза и ООО «Фольксваген РУС» увеличило выпуск своих автомобилей в 1,92 раза.В целом падение выпуска легковых автомобилей иностранных моделей, производимых на территории нашей страны составило 49,3%, в то время как отечественные автомобили потеряли в I квартале 2009 г. 71,6% своего объема по сравнению с I кварталом 2008 г. При этом доля иностранных моделей в общем выпуске легковых автомобилей в России к концу марта составила 53,5% (в 2008 г. – 39,3%). Неуклонное усиление позиций иностранных моделей в последние годы существенно сказывается на распределении долей российского рынка автотранспортных средств.Затоваривание легковых автомобилей на предприятиях несколько снизились, так как объемы отгрузки превысили объемы производства более чем на 20%, но все же они превышают 112 тыс. машин, что вдвое больше произведенных в I квартале 2009 г. легковушек. Всего в I квартале отгружено более 148,4 тыс. машин, что составляет лишь 46,1% к уровню отгрузки за тот же период 2008-го.Существенные складские остатки накоплены в ОАО «АВТОВАЗ», группе «Соллерс», ЗАО «GM-АВТОВАЗ», ООО «ТАГАЗ», ОАО «Автофрамос», ЗАО «Форд Мотор Компани», что сдержит объемы производства легковых автомобилей в апреле–июне.Прогноз на 2009 год
Главными аргументами в пользу стабилизации производства многие считают антикризисные меры российского правительства. Они реализуются главным образом в банковской и производственной сферах. Однако их положительное воздействие на стабилизацию российской экономики в I квартале 2009 г. в существенной степени еще не проявилось. Некоторые аналитики призывают не возлагать особых надежд на данные правительственные мероприятия, так как кризис коснулся многих отраслей, а меры затрагивают только отдельные направления деятельности. Действительно, если исходить из результатов I квартала текущего года, то можно говорить, что меры, предпринимаемые нашим правительством по улучшению ситуации в автомобилестроении России, пока проявляются слабо. Будем надеяться, что они имеют отложенный характер и в нужное время выстрелят.Прогнозные оценки экспертов относительно работы сектора грузового автомобилестроения России в целом за 2009 г. колеблются в очень широких пределах и постоянно пересматриваются по мере получения реальных результатов за первые месяцы года. Очевидно, что производителям грузовых автомобилей в оставшееся до конца года время вполне реально выйти на ежемесячный уровень выпуска в 15–18 тыс. единиц и выйти на итоговый результат в 160–180 тыс. единиц в год, или на уровень 65–75% от показателя 2008 г.

Производство грузовых автомобилей предприятиями России в 2003–2009 гг., ед.

2003194 551
2004202 356
2005206 997
2006248 741
2007290 442
2008258 743 (–10,9%)
2009 (Прогноз)160 000–180 000 (–25%...–35%)
При прогнозировании производства автобусов в 2009 г., нужно принять во внимание выделение государством и местными органами власти 750 млн. евро бюджетных средств на обновление парка автотранспортных средств. С учетом этого фактора и ожидаемого снижения кредитных ставок в качестве прогноза может быть принята цифра в 40–45 тыс. автобусов, или 60–70% от уровня производства автобусов в 2008 г.

Производство автобусов предприятиями России в 2003–2009 гг., ед.

200376 578
200476 193
200578 738
200681 7641
200788 560
200867 253 (–24,2%)
2009 (Прогноз)40 000 – 45 000 (–30%...–40%)
Экономисты, зорко следящие за ситуацией, сейчас наблюдают в автомобильной промышленности России большой абсолютный рост. В 2009 г. разница в производстве автомобилей между январем и мартом составила 40 тыс. автомобилей. Таких показателей в последние годы не было. Можно ли считать, что российский автопром уже в 2009 г. сработает нормально? Если динамика сохранится, то – да. А есть ли основания для такой динамики? Легче поверить в то, что одними внутригосударственными мерами обойтись не удастся. Пока существует дефицит инвестиционных ресурсов ситуация может оставаться очень сложной.

Производство легковых автомобилей предприятиями России в 2003–2009 гг., ед

20031 010 028
20041 110 079
20051 069 146
20061 176 337
20071 293 694
20081 468 579
2009 (Прогноз)1 000 000 (–30%)
Комментировать ... >>