Опубликовано: ГП 04-2004

Цены на рынке грузовой автотехники (анализ цен на рынке – февраль 2004 года)

В. Салыгин

В феврале текущего года вслед за ростом производства в стране несколько вырос и объем продаж грузовых автомобилей, несмотря на их заметное подорожание. Если оживление спроса связано преимущественно с выходом из традиционного январского спада, то рост рыночных цен явился, по-видимому, следствием ряда причин. Подорожанию отечественных грузовиков способствовал прежде всего всплеск инфляции в январе (до 2%), а также подъем заводских (отпускных) цен большинством предприятий-производителей автотранспортных средств. Кроме того, закончились наличные запасы, в том числе автомобилей выпуска прошлого года, реализуемых с небольшой скидкой. Дилеры начали поставки новых партий автотехники по новым, более высоким ценам.

В целом в течение февраля текущего года рыночные цены на грузовые автомобили по большинству марок выросли на 2–3%. Быстрее росли цены на автомобили ОАО «КАМАЗ», в среднем на 3–4%, а по новым большегрузам – до 6–7%. Так, если в начале января новинку челнинского автозавода – седельный тягач КамАЗ-5460 (Euro-2, 360 л.с.) можно было приобрести у московских дилеров за 865 тыс. руб., то в феврале его цена выросла до 895 тыс. руб. После успешного зарубежного рейса нового магистрального тягача (до французского Марселя) и проведения соответствующих маркетинговых мероприятий, «Торгово-финансовая компания КАМАЗ» предлагает его за 949,9 тыс. руб.

Несколько медленнее росли цены на автотранспортные средства ОАО «ГАЗ» (2–4%). После значительного повышения отпускных цен в конце прошлого года (на 18–20%), приведшего к снижению продаж, ведущая сбытовая фирма «Центр-ГАЗ» (Нижний Новгород) несколько снизила цены как на малотоннажники (в том числе на бортовые ГАЗ-3302-0014 и ГАЗ-33023 «Фермер» – на 5 000, а на полноприводный ГАЗ-33027-0020 – на 10 000 руб.), так и на среднетоннажник ГАЗ-3307.

Увеличение рыночных цен на больше-грузы Уральского автомобильного завода в феврале составило 1–2%, на среднетоннажники московского АМО ЗИЛ – 0,5–1,0%. Цены на грузовики РУП «МАЗ» подросли на 1–2%, а на автотранспортные средства Кременчугского автозавода остались практически прежними.

Росту объема продаж отечественных грузовых автомобилей, по мнению специалистов, должны способствовать новые цивилизованные формы продажи и оплаты приобретаемых грузовиков. Действительно, за рубежом крупные автомобильные компании давно и успешно используют и финансовый лизинг, и продажу в рассрочку. Российские производители намерены перенять зарубежный опыт. По словам директора департамента лизинга ОАО «КАМАЗ», с начала 2004 г. стартовала новая программа реализации автомобилей КамАЗ не только в лизинг, но и в рассрочку, рассчитанную на год. Авансовый платеж составляет 30% при обязательном обеспечении оставшейся стоимости автомобиля в виде гарантии ликвидного залога со стороны банка инвестора. Успех новых форм продаж, видимо, во многом будет зависеть от условий кредитования. Если на Западе процентная ставка не превышает 6–8% годовых, то в России она в 3–4 раза выше.

Для закрепления своего сегмента покупателей ОАО «КАМАЗ», наряду с совершенствованием системы сбыта готовой продукции, постоянно модернизирует и расширяет гамму производимых грузовиков. В частности, московские дилеры начали продажу новых большегрузов: седельного тягача КамАЗ-65116 (нагрузка на седло 15 т) и бортового (пусть читателя не удивляют «5» в цифровом обозначении моделей – так заявлено) КамАЗ-65117 (снаряженная масса 8 825 кг, грузоподъемность 14 т, полная масса автопоезда 37 050 кг, двигатель КамАЗ-740.30 Euro-2, 260 л.с., кабина со спальным местом и высокой крышей). Рыночная цена седельного тягача – 630 тыс., бортового автомобиля – 730 тыс. руб.

О структуре спроса на грузовые автомобили в Москве, а на столицу приходится более 10% всех продаж в стране, можно судить по данным о ежегодной регистрации новых грузовиков. Первое место в продажах в настоящее время занимают автотранспортные средства Горьковского автозавода. Фактически каждый второй проданный в Москве грузовик произведен в Нижнем Новгороде. Подавляющее большинство – это малотоннажный автомобиль ГАЗ-3302 «Газель» и его модификации. При этом около 50% проданных в столице «Газелей» приходится на бортовые грузовики и шасси. До 30% продаж составляет семейство цельнометаллических грузопассажирских фургонов ГАЗ-2705 «Газель» и до10% – ГАЗ-2752 «Соболь». Среднетоннажников ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308 в Москве ежегодно продается всего лишь несколько сотен.

В сегменте среднетоннажников в столице традиционно преобладают ЗИЛы. Они составляют почти пятую часть продаж грузовиков в столице, в то время как их доля в общих продажах отечественных грузовых автомобилей в стране не превышает 8%. Из большегрузов наиболее успешно в Москве реализуются МАЗы (более 12% продаж) и КамАЗы (более 8%). При этом из предлагаемых Минским автозаводом моделей большим спросом пользуются двухосные седельные тягачи (в том числе МАЗ-543203) и самосвалы двух- и трехосные (в том числе МАЗ-555102 и МАЗ-551605). Среди КамАЗов преобладают самосвалы, в том числе новый КамАЗ-65115. По типу кузова в столичных продажах лидируют фургоны, включая цельнометаллические. На их долю приходится более 30%. Несколько уступают фургонам бортовые машины (около 25% продаж). Каждый десятый проданный грузовик – самосвал и лишь каждый пятнадцатый – седельный тягач.

В последние годы ускорился прирост парка грузовиков за счет импортируемых автомобилей ведущих зарубежных фирм. Согласно имеющейся статистике, более 60% ввозимых в страну грузовиков регистрируются в Москве (помимо белорусских МАЗов и украинских КрАЗов). Их закупают преимущественно транспортно-экспедиторские компании, как отечественные, так и зарубежные, имеющие свои представительства и пункты в России, крупные прибыльные столичные организации, в том числе строительные (гражданское и дорожное строительство), ряд отраслевых предприятий, в первую очередь, пищевой промышленности, а также торговые фирмы.

С началом года российский парк легких развозных грузовиков начал пополняться новым фургоном «Фольксваген Т5 Транспортер», получившим титул «Фургон 2004 года». Семейство пятого поколения германских грузовичков «Транспортер» включает в себя шасси (длиннобазное со стандартной или сдвоенной кабиной), бортовой грузовик (также длиннобазный со стандартной или сдвоенной кабиной), цельнометаллические фургоны и универсалы (стандартной и увеличенной высоты).

В российскую продажу начал поступать грузовой фургон с короткой (3 000 мм) и длинной (3 400 мм) базой, допустимой полной массой 2 600, 2 800 и 3 000 кг. Двигатель на нем может устанавливаться как дизельный с турбонаддувом (объем 1,9 и 3,2 л, мощность от 85 до 174 л.с.), так и бензиновый (объем 3,2 л, мощность 235 л.с.). Коробка передач может быть ручной (5- и 6-ступенчатая) и автоматической (6-АКП TipTronic). Цены на фургон на условиях поставки DDP-Москва и полной таможенной очистки колеблются от 22 тыс. евро (база 3000 мм, дизель 1,9 л., 85 л.с., пятиступенчатая МКП-5) до 34 тыс. евро (база 3 400 мм, бензиновый двигатель 3,2 л, 235 л.с., КПП автоматическая или ручная МКП-6).


Комментировать ... >>