Опубликовано: ГП 09-2006

Город Серпухов. Современное состояние и перспективы транспортной инфраструктуры

А. Рикошинский

(по материалам «Генерального плана г. Серпухова»)

Районный центр Московской области – город Серпухов (известен с 1328 г.) – расположен в 98 км к югу от Москвы на стыке Московской, Тульской и Калужской областей. В городе проживает более 130 тыс. человек. Транспортные связи населения Серпухова с Москвой и прилегающими районами Московской области обеспечиваются электропоездами Курского направления МЖД, наземным общественным автомобильным, легковым и водным транспортом. Внутрирайонные, внутригородские перевозки Серпухова и перевозки по связи с Москвой осуществляются филиалом «Мострансавто» а/к № 1790, другими частными компаниями, маршрутными и легковыми такси. Основным транспортным средством для перевозки грузов является автомобильный транспорт – он перевозит 97% всех грузов, а по железной дороге – только 3%.
Распределение суточного выезда населения по направлениями и видам транспорта имеет следующий вид (на утренние часы «пик» приходится основная нагрузка по выезду из города, а на вечерние часы «пик» – по въезду в город).

Автомобильные транспортные связи Серпухова с Москвой обеспечиваются автомагистралью федерального значения «Крым» и территориальной межрайонной автодорогой – Симферопольским шоссе.

Автодорога «Крым» начинается с транспортной развязки на пересечении Варшавского шоссе (в Москве) с МКАД. К этой развязке подходит и Симферопольское шоссе, которое до строительства автодороги «Крым» было непосредственным продолжением Варшавского шоссе.

Симферопольское шоссе обеспечивает транспортные связи южного региона Московской области с Москвой и областью. В Москве трасса выходит на Варшавское шоссе – главную магистральную улицу общегородского значения 1-го класса.

С прилегающими районами г. Серпухов связан дорогами областного значения:

– Серпухов – Гавшино – Райсеменовское,

– Борисово – Лужки,

– Серпухов – Калиново,

– Дашковка – отд. свх. «Большевик»,

– Серпухов – Глазово,

– Серпухов – Паниково.

Автодорога Серпухов–Калиново связывает г. Серпухов с городами Протвино, Обнинск, Кременки, Таруса, с Калужской областью.

Севернее города проходит бетонная кольцевая автодорога, которая связывает Серпухов с Каширским и Калужским шоссе.

Транспортные потоки по улично-дорожной сети города характеризуются следующими показателями. Максимальная интенсивность движения транспорта в утренний час «пик» приходится:

– на ул. Ленинского Комсомола (на пересечении с Пролетарской улицей) суммарно в двух направлениях – 1050 легковых, 15 грузовых, 18 автобусов (при ширине проезжей части 12...14 м);

– на Московское шоссе (по ходу от центра на пересечении с Оборонной улицей) – 1062 легковых, 132 грузовых, 50 автобусов (при ширине проезжей части 12...14 м);

– на Московское шоссе (до пересечения с Пушкинской ул.) – 955 легковых, 140 грузовых, 18 автобусов (при ширине проезжей части 12...14 м);

– на Советскую ул. (на пересечении с ул. Луначарского) – 950 легковых, 100 грузовых, 20 автобусов (при ширине проезжей части 9...10,5 м);

– на 1-ю Московскую ул. (на пересечении с ул. Володарского) – 826 легковых, 84 грузовых, 24 автобуса (при ширине проезжей части 9...10,5 м);

– на ул. Чернышевского (на пересечении с Парковой ул.) – 760 легковых, 75 грузовых, 24 автобуса (при ширине проезжей части 6...7 м);

– на Борисовское шоссе (по ходу из города за пересечением с Центральной улицей) – 730 легковых, 170 грузовых, 30 автобусов (при ширине проезжей части 12...14 м);

– на Оборонную улицу (у моста) – 575 легковых, 200 грузовых, 108 автобусов (при ширине проезжей части 9...10,5 м).

По остальным единицам города автотранспортные потоки следующие (суммарно в оба направления):

– на ул. Пролетарской – 380 легковых, 185 грузовых, 25 автобусов (при ширине проезжей части 7...7,5 м);

– на ул. Пионерской – 150 легковых, 20 грузовых, 12 автобусов (при ширине проезжей части 5...6 м);

– на ул. Парковой – 313 легковых, 140 грузовых, 12 автобусов (при ширине проезжей части 7,5 м);

– на ул. Химиков – 100 легковых, 20 грузовых, 10 автобусов (при ширине проезжей части 9,0 м);

– на ул. Пушкина – 290 легковых, 20 грузовых, 10 автобусов (при ширине проезжей части 18,0 м);

– на Северном шоссе – у переезда через ж.-д. ветку на Протвино – 590 легковых, 120 грузовых, 12 легковых (при ширине проезжей части 7,5 м);

– на ул. Октябрьской – 270 легковых, 10 грузовых, 24 автобуса (при ширине проезжей части 6...7 м);

– на Окском шоссе – 520 легковых, 180 грузовых (при ширине проезжей части 5...6 м).

Максимальные потоки грузовых автомобилей отмечены:

– на Оборонной улице – 200,

– на Пролетарской улице – 185,

– на Борисовском шоссе – 170,

– на Московской шоссе – 140,

– на Парковой ул. – 140 единиц.

Таким образом, концентрация грузовых автотранспортных потоков отмечается на въезде в Серпухов и на въездах в производственно-коммунальные зоны.

Развитие транспортной инфраструктуры

Пассажирский транспорт по связи г. Серпухов с Москвой и областью. Первая очередь (2010 год). На первую очередь (2010 год) предполагается увеличение населения города до 135,0 тыс. человек, рост мест приложения труда до 55 тыс. и трудовых ресурсов – до 83 тыс. человек.

В соответствии с приведенными цифрами сводный трудовой баланс на 2010 год имеет следующий вид.

В соответствии с этими данными распределение выезда и въезда со всеми целями поездок по видам транспорта и направлениям на 2010 год будет следующее:

К 2020 году (расчетный срок) население г. Серпухова увеличится до 145 тыс. человек, количество мест приложения труда составит 65 тыс., численность трудовых ресурсов, занятых в народном хозяйстве, увеличится до 93,5 тыс. человек. Предполагается, что выезд из города будет меньше, чем въезд; выезд с трудовыми целями составит 6,0 тыс. человек, а въезд – 7,0 тыс.

Распределение суточных потоков пассажиров по выезду и въезду в г. Серпухов на 2020 год со всеми целями поездок по направлению и видам транспорта, с учетом дальнейшего роста уровня автомобилизации и закономерности пользования различными видами транспорта при поездках, представлено в таблице.

При планировании улично-дорожной сети города Серпухова предусматривается единая система транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой исторической части города и прилегающей к нему территории, обеспечивая удобные транспортные связи со всеми функциональными зонами, другими поселениями системы расселения, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. При этом учитываются особенности города как объекта проектирования, а основная идея – это создание такой организации движения транспорта, при которой автотранспортные потоки не проходят через исторический центр города; движение грузового автотранспорта следует по магистралям за пределами жилых районов; обеспечивается безопасность движения транспорта на пересечении автодорог с железнодорожными путями; система улично-дорожной сети обеспечивает оптимальную транспортную доступность всех районов города.

Для реализации этих целей предусмотрено:

– создание радиально-кольцевой структуры магистралей общегородского значения, формируемой на базе существующих городских магистральных улиц: Оборонной, Мишина, Ворошилова, участок ул. Пролетарской. По общегородским магистральным улицам, минуя исторический центр города, осуществляется перераспределение транспортных нагрузок за счет их переориентации на систему улиц районного значения, а также обеспечивается выход на внешние транспортные магистрали – автодороги федерального значения «Крым» и Московское Большое Бетонное Кольцо (МББК);

– формирование городской магистрали в обход Серпухова, которая обеспечит пропуск транзитного потока автотранспорта, минуя городскую среду с учетом сложившейся градостроительной ситуации на прилегающей к городу территории района;

– строительство новых улиц и проездов с преимущественным движением грузового транспорта по территориям производственно-коммунальных зон и вдоль железнодорожных путей;

– строительство участков автомобильных дорог в обход существующих деревень Ивановское и Паниково для исключения прохождения транзитного автотранспорта по усадебной застройке.

В целях обеспечения безопасности условий движения по магистральным общегородским улицам в соответствии с действующими нормативными требованиями по планировке и застройке городов (СНиП 2.07.01-89), на пересечении с железнодорожными путями Курского направления МЖД и ветки на Протвино, обеспечивающей также и грузовую работу по обслуживанию производственно-складских территорий в северной части города, предусмотрено строительство и реконструкция пересечений в разных уровнях на основных магистральных улицах города, по которым организовано или предполагается в развитие транспортного обеспечения населения организация наземного общественного пассажирского транспорта:

– на пересечениях Московского и Северного шоссе с железнодорожной веткой на Протвино предусмотрено строительство транспортных развязок в двух уровнях (тоннелей);

– на пересечениях Борисовского шоссе и Звездной улицы с железнодорожными путями Московско-Курского направления предусмотрена реконструкция существующих транспортных сооружений с обеспечением выезда на предлагаемые транспортные развязки проектируемых проездов (с преимущественным движением грузового транспорта), проходящих вдоль железнодорожных путей.

В южной части города, для обеспечения выезда автотранспорта с территорий очистных сооружений и литейно-механического завода не по селитебной территории, а вдоль железнодорожных путей – создать прокол в насыпи под 2-й Московской улицей.

В центральной части города, где формируется транспортный узел пересечения городских магистралей (улицы Мишина и Оборонная, новый участок городской магистрали с прямым выходом на Московское шоссе, минуя жилые кварталы) с подключением выходов на улицы районного значения (улицы Весенняя и Володарского) предлагается строительство транспортной развязки в разных уровнях с организацией протяженной эстакады в створе ул. Мишина с учетом сложившегося рельефа местности, обеспечивая выход на ул. Оборонную и на Московское шоссе со строительством нового участка городской магистрали.

Предлагается также создать паромную связь города через р. Ока с территориями, расположенными на левом берегу реки, а на расчетный срок восстановить существующий (либо построить новый) автомобильный мост, который обеспечит утраченную транспортную связь с прилегающими к городу населенными пунктами с юга.

В проекте принята следующая структура магистралей.

Магистральные улицы общегородского значения связывают жилые, общественные и производственные территории города между собой и обеспечивают транспортные связи с другими магистральными улицами и выход на внешние автомобильные дороги.

К магистральным улицам общегородского значения относятся:

– Борисовское шоссе и Звездная ул. – по ним осуществляется транспортная связь города с внешней федеральной автодорогой «Крым», обеспечивающей выход транспорта в Москву и в южные районы России (вплоть до Симферополя);

– Московское шоссе на территории города является продолжением Симферопольского шоссе – территориальной межрайонной автодороги 1-го класса. В Москве трасса выходит на Варшавское шоссе – главную магистральную улицу 1-го класса. Симферопольское шоссе проходит через г. Чехов, Климовск, Подольск. Кроме этого Симферопольское шоссе пересекается трассой МББК, которое в свою очередь осуществляет перераспределение транспортных потоков по пересекающим радиальным магистралям на подходах к городу. На подходе к ул. Оборонной предусматривается строительство нового участка городской магистрали в дополнение к Московскому шоссе (путепровод по ул. Мишина);

– улица Чернышевского (на участке от ул. Захаркина, в сторону Протвино) – за границами города обеспечивает транспортную связь города с населенными пунктами, расположенными на территории Московской области с юго-западной стороны от г. Серпухова – Протвино, Кременки, а через населенный пункт Калиново в Обнинск, за границы Московской области;

– улица Ворошилова (от Борисовского шоссе в сторону ст. Серпухов) обеспечивает транспортную связь Вокзальной площади, где предполагается развитие городского пересадочного узла, с историческим центром города и выход на Северное шоссе посредством строительства путепровода на пересечении с железнодорожной веткой. Далее магистраль выйдет на проектируемую трассу обхода Серпухова, обеспечивая выход автотранспорта за пределы города, минуя центральные жилые районы;

– улицы Мишина, Оборонная, Захаркина, Красный Текстильщик и участок Пролетарской ул. (от ул. Оборонной до ул. Красный Текстильщик) являются составляющими общегородской магистрали, освобождая центральное историческое ядро города от транзитных транспортных потоков. С учетом сложившейся градостроительной ситуации участок общегородской магистрали на участке прохождения по ул. Красный Текстильщик и ул. Буденного предлагается организовать одностороннее движение легкового и грузового автотранспорта. При этом общественный транспорт по ул. Красный Текстильщик сохранит существующую структуру организации маршрутов.

Ширина проезжей части по всем магистральным улицам общегородского значения составит от 15,0 до 22, 5 м (4...6 полос движения).

Протяженность магистральных улиц общегородского значения составит в границах города порядка 16,5 км. По всем улицам будет организовано движение наземного общественного пассажирского транспорта.

Формируется также система магистральных улиц районного значения на базе существующих улиц: Весенняя, Советская, Горького, Центральная, Крупской, Селецкая, Пионерская, Октябрьская, Захаркина (на участке от ул. Чернышевского до ул. Ленинского Комсомола), Ленинского Комсомола, Межевая, Пушкина, Новая, Дальняя, Буденного, Береговая и Химиков, Северное шоссе, участок Московского шоссе (от ул. Оборонной до нового участка в обход жилого микрорайона), Старослободская, Дзержинского и Окское шоссе.

В центральной части города, насыщенной сохраняемыми памятниками истории, культуры и архитектуры, предусматривается проведение локальных мероприятий по ремонту и благоустройству сложившейся улично-дорожной сети в условиях сохранения исторической планировки и застройки. При этом статус улиц районного значения присваивается улицам: 1-й и 2-й Московским, Володарского и Ворошилова (на участке от ул. Мишина до Пролетарской), Пролетарская (исключая участок от ул. Оборонной до ул. Красный Текстильщик), Народного Ополчения.

Пролетарская улица – улица районного значения – выходит на автодорогу Серпухов – Райсеменовское, по которой обеспечивается выезд на МББК в районе населенного пункта Тверитино.

Реконструкция ул. Ленинского Комсомола предусмотрена настоящим проектом с доведением ширины проезжей части на всем протяжении в соответствии с принятой структурой магистралей до четырех полос движения в обоих направлениях (на участке от ул. Пролетарской до ул. Чернышевского), обеспечивая возможность беспрепятственного и безопасного пропуска перспективного потока автотранспорта.

Реконструкция ул. Горького предусмотрена по параметрам магистральной улицы районного значения на участке от ул. Ворошилова до ул. Весенней до четырех полос движения в обоих направлениях. На участке прохождения вдоль территории малоэтажной застройки ул. Горького приобретает статус местной улично-дорожной сети без расширения проезжей части со строительством нового участка с выходом на проектируемую улицу с преимущественным движением грузового транспорта, трассируемую вдоль полосы отвода существующей железнодорожной ветки на Протвино. На участке прохождения по территории высокоплотной застройки ул. Горького является внутриквартальным проездом и не требует расширения проезжей части, необходимо проведение локальных мероприятий по косметическому ремонту полотна дороги.

Реконструкция ул. Тяговой от ул. Весенняя до Северного шоссе предусмотрена с учетом прохождения по территории высокоплотной жилой застройки до трех полос движения в обоих направлениях с организацией площади кругового движения на примыкании ул. Тяговой к Северному шоссе. Реконструкция ул. Весенней предусмотрена в соответствии с принятой классификацией магистралей города в целях упорядочения территории со сносом самостоятельно выстроенных гаражей.

Ширина проезжей части основных магистральных улиц районного значения должна составлять 11,25...15,0 м – на магистралях, проходящих по территории реконструируемых жилых районов, а на магистралях, проходящих в условиях сложившейся и развивающейся многоэтажной и усадебной застройки, ширина проезжей части может быть снижена до 6,0...7,0 м. Однако значение магистрали при этом сохраняется как магистральной улицы районного значения.

Для обеспечения дополнительных транспортных связей города с внешней магистральной сетью предложены следующие территориальные межрайонные дороги II класса:

– проектируемая автодорога, которая начинается от Северной производственно-коммунальной зоны и идет до существующей дороги Бутурлино–Выдвиженка, обеспечит выход грузового транспорта и транзита на внешнюю дорожную сеть, минуя городские территории. Ширина проезжей части принята 11,25 м;

– проектируемая дорога, обеспечивающая дополнительную поперечную транспортную связь между п. Ногина и Борисовским шоссе (с шириной проезжей части 7,5 м).

Улицы и проезды с преимущественным движением грузового транспорта запроектированы вдоль ж.-д. путей по промышленно-коммунальным территориям города:

– Северное шоссе в границах города проходит по территории Северной производственно-коммунальной зоне. Начинается оно от Вокзальной площади и заканчивается примыканием к Московскому шоссе. Шоссе подлежит реконструкции с расширением проезжей части до 15,0 м с тротуарами 2х3,0 м и полосами зелени 2х3,0 м;

– улица Береговая проходит по территории Центральной производственно-коммунальной зоны. Начинается она от Оборонной улицы и заканчивается примыканием к ул. Пушкина. Улица подлежит реконструкции с расширением проезжей части до 11,25 м с устройством тротуаров 2х3,0 м и полос зелени 2х3,0 м;

– проектируемый проезд, проходящий от 2-й Московской улицы, вдоль ж.-д. путей Курского направления МЖД до Борисовского шоссе с шириной проезжей части 11,25 м, тротуарами 3,0 и 1,5 м и полосой зелени 3,0 м вдоль застройки;

– проектируемый проезд от Борисовского шоссе до Звездной ул. проходит вдоль ж.-д. путей Курского направления МЖД, с шириной проезжей части 11,25, тротуарами 3,0 и 1,5 м и полосой зелени 3,0 м вдоль застройки;

– проектируемый проезд, проходящий (вдоль ж.-д. ветки Серпухов–Протвино) от Северного шоссе до 1-й Московской улицы с шириной проезжей части 11,25 м, тротуарами 2,25 и 1,5 м;

– проектируемый проезд, проходящий вдоль существующих гаражей и проектируемой жилой застройки с шириной проезжей части 11,25 м, тротуаров – 2,25 и 3,0 м, полосой зелени (со стороны проектируемой жилой застройки) – 5,0 м. Предлагается установить вдоль проезда линию застройки, как минимум, 10,0 м;

– проектируемый проезд, проходящий между забором воинской части и боксовыми гаражами с шириной проезжей части 7,5 м и тротуаров – 1,5 и 2,25 м;

– проектируемый проезд, проходящий по границе Северной производственно-коммунальной зоны с шириной проезжей части 11,25 м, тротуарами – 2,25 и 1,5 м.

Улицы исторической части города и центрального ядра:

– 2-я Московская улица – магистральная улица центра;

– улица Театральная, Залоги, Селецкая, Чеховский пер., М. Высоцкий, Б. Высоцкий.

В проекте предлагается всю существующую уличную сеть в центральном ядре и в исторической части города сохранить в существующих габаритах, проведя только мероприятия по восстановлению и благоустройству, сохраняя исторические градостроительные планировочные традиции старинного русского города.

Местная уличная сеть, включающая основные жилые улицы и проезды в производственно-коммунальных зонах, обеспечивает транспортное обслуживание внутри жилых кварталов и производственно-коммунальных зонах с выходом на улично-дорожную сеть города. Ширина проезжей части на этих улицах 6,0...7,0...9,0 м, тротуаров 1,5; 2,25 и 3,0 м с полосами зелени различной ширины.

Общая протяженность улично-дорожной сети на расчетный срок составит 145,2 км. Средняя плотность по городу – 4 км/ км2.

В заключение приведем сводную ведомость ориентировочных капитальных вложений на реализацию развития транспортной инфраструктуры г. Серпухова (в ценах 2004 года).




Комментировать ... >>