Цены на рынке грузовой автотехники
В сентябре на отечественном рынке грузовых автомобилей вновь наметилось оживление. Объем продаж грузовиков российского производства продолжал расти и, по имеющимся данным, не только достиг соответствующего уровня предыдущего года (более 19 тыс. ед.), но и превысил его. Рост рыночных цен на грузовые автомобили замедлился, а по некоторым маркам, в том числе по ряду моделей «КамАЗ», «МАЗ» приостановился.
Опубликованные «АСМ-холдинг» данные по итогам работы российского автопрома в первом полугодии 2005 года свидетельствуют о том, что большинству предприятий-изготовителей грузовиков удалось преодолеть спад производства, начавшегося в конце прошлого года и продолжившегося в начале текущего. Динамика производства показывает, что автосборочные предприятия постепенно увеличивали темп, приближая показатели выпуска к уровню наиболее успешного (за последние пять лет) 2004 года. Снижение производства в январе текущего года в сравнении с январем 2004 года достигло почти 40%. В феврале и марте отставание общего выпуска грузовиков было уже значительно меньшим на 2,6% и 9,3% соответственно. Тем не менее спад производства по итогам первых трех месяцев 2005 года составил 14,6%. Поскольку большинству автосборочных предприятий не удавалось полностью реализовать готовую продукцию, снижение объема продаж за этот период в сравнении с первым кварталом 2004 года было несколько большим – 16,5%. В апреле и мае предприятия продолжали наращивать темп сборки. По результатам пяти месяцев отставание по выпуску грузовых автомобилей сократилось до 10,6%, а по объему продаж – до 10,9%. Наиболее продуктивным в первом полугодии оказался июнь: выпуск грузовиков превысил аналогичный показатель 2004 года на 13,8%, а объем продаж – на 8,9%. Однако общий итог первого полугодия был ниже, чем в прошлом году: произведено грузовых автомобилей (включая шасси) 94 149 единиц, т. е. на 7,1% меньше, и реализовано 95 302 единиц (снижение на 7,5%). Превышение объема продаж над уровнем производства (за указанный период 1,2%) – явление, характерное для отечественного автопрома, и обусловлено фактически постоянным наличием у заводов остатков своевременно не реализованной продукции.
Сокращение объемов выпуска отмечено на подавляющем большинстве российских автосборочных предприятий, за исключением «АЗ «Урал», некоторых небольших заводов и предприятий, организовавших в России производство грузовых автомобилей иностранных марок. В частности, СП «ВТС-Зеленоград» в первом полугодии изготовлено 156 автомобилей «Вольво» (вдвое больше, чем за соответствующий период 2004 года), СП ТОО «Ивеко–УралАЗ» (Челябинская обл.) – 47 автомобилей (204,3%). В ООО «ТАГАЗ» (Ростовская обл.) собраны первые 86 автомобилей «Хендэ Портер». Наибольший спад производства (на 45% от уровня 2004 года) произошел на столичном АМО «ЗИЛ». Снижение производства грузовиков в первом полугодии по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на других заводах составило в ОАО «ГАЗ» на 5,3%, в ОАО «КАМАЗ» – на 2,5%, в ОАО «УАЗ» – на 6,8%, ОАО «ИжАвто» – на 7,4%. Несколько увеличилось производство большегрузных автомобилей в ОАО «АЗ «Урал» на 2,5%, в ОАО «Брянский завод колесных тягачей» – на 42,1%. В ЗАО «Автомобили и моторы Урала» собрано 52 грузовика индийской фирмы «ТАТА» грузоподъемностью 2,8 – 3,8 т.
Спад выпуска грузовых автомобилей привел к некоторым изменениям в структуре производства в зависимости от грузоподъемности (рис.). Доля автомобилей малой грузоподъемности (от 400 до 3500 кг) сократилась с 70,47% в 2004 году до 69,5% в 2005 году, в то время как сегменты среднетоннажных автомобилей (от 3500 до 8000 кг) и большегрузов (грузоподъемностью свыше 8000 кг) несколько выросли.
Выход к июню текущего года многих предприятий отечественного автопрома на традиционные среднемесячные показатели придает оптимизма в оценке российского автомобилестроения. Так, по словам заместителя министра промышленности и энергетики Андрея Реуса, торжественно открывшего «Мотор-шоу-2005», развитие отрасли оценивается положительно, и «последний год стал менять облик автомобильной промышленности». Прогноз производства грузовых автомобилей в стране в 2005 году, рассчитанный специалистами «АСМ-холдинг», составляет 197,9 тыс. единиц, т. е. на 2,1% ниже уровня производства в 2004 году. Если этот прогноз сопоставить с первоначальным планом производства на 2005 год (по данным предприятий автопрома) – 227 466 грузовиков, то разница действительно большая (прогноз составляет лишь 87% от плана). Но не следует забывать о том, что плановые показатели – это одно, а реальные – совсем другое. Если прогноз «АСМ-холдинг» окажется верным, то годовой выпуск текущего года окажется выше выпуска 2003 года (194 551 ед.). Волнообразный процесс развития различных отраслей промышленности является одной из характерных черт рыночной экономики. Следует признать, что рыночные механизмы уже достаточно давно оказывают существенное влияние на отечественную автомобильную промышленность. И заместитель министра промышленности и энергетики, видимо, прав, когда утверждает, что перспективы развития отрасли «возможны только в том случае, если производитель начнет выпускать качественный, безопасный и по возможности дешевый автомобиль».
Что касается цен на рынке грузовой автотехники, то в сентябре их динамика была замедленной (таблица), как и в предыдущем месяце. По большинству марок (моделей) отечественных грузовых автомобилей прирост рыночных цен не превышал 1%. По-прежнему быстрее дорожали автомобили АМО «ЗИЛ». Их месячный рост находился в пределах 2...4%. Несмотря на опережающий подъем рыночных цен, столичному предприятию удается реализовать практически весь выпуск. Остаток на конец месяца составляет несколько десятков автомобилей. Заметим, что выпуск московского автозавода сократился почти вдвое, а объем продаж по итогам первого полугодия – на 46,6%. Медленнее, чем на другие грузовики, росли цены на автомобили КамАЗ (0,1...0,3%). А на самосвальную технику, включая новые большегрузы КамАЗ-65117, КамАЗ-65115, КамАЗ-65111, цены у крупных дилеров оставались постоянными. Дальнейший рост цен на челнинские автомобили сдерживает, видимо, ограниченный платежеспособный спрос. Об этом свидетельствуют значительные запасы грузовой автотехники на заводе, сопоставимые с ежемесячным производством. Прирост рыночных цен на автомобили ГАЗ в зависимости от модели составил 0,2...1,5%. При этом уровень цен на коммерческие автомобили Горьковского автозавода был неустойчивым и колебался и в сторону повышения, и в сторону снижения. Так, у нижегородских дилеров бортовой ГАЗ-3302 в комплектации 0415 (двигатель ЗМЗ-405 инжекторный) подорожал с 240 до 245 тыс. руб., в то же время ГАЗ-33023 («Фермер») с двигателем ЗМЗ-4063 подешевел с 250 до 245 тыс. руб.
Стабильными оставались цены на малотоннажный ГАЗ-3302 «Газель» в комплектации 0014 (двигатель ЗМЗ-4063), а среднетоннажник ГАЗ-3307 подорожал с 255 до 259 тыс. руб. (увеличение 1,5%). Неизменными оставались рыночные цены на цельнометаллические фургоны ГАЗ-2705 «Газель», а автофургоны ГАЗ-2752 «Соболь» стали дешевле. Отмечено снижение цены на них от 8 до 15 тыс. руб. в зависимости от комплектации автомобиля. Подешевели (на 3...5%) и микроавтобусы ГАЗ-2217 «Соболь-Баргузин». Цены на автотехнику Минского автомобильного завода оставались фактически прежними. При этом у столичных дилеров они были либо такими же, как и в прейскуранте Минского автозавода, либо на несколько тысяч рублей ниже их.
Если рост рыночных цен на грузовые автомобили замедлился, то на автобусы он ускорился. Подорожание по большинству марок автобусов составило 1,5...3,5%. На автобусы Нефтекамского автозавода цены остались фактически прежними. Незначительно (до 0,5%) подорожали микроавтобусы ГАЗ-3221 «Газель».