Опции заказывали?
Транспортные компании, приобретающие пассажирские лайнеры, нередко стоят перед альтернативой: взять дешево и сердито или выбрать автобус с максимумом удобств. Найти золотую середину нередко помогает обыкновенный перечень возможных опций с указанием цены. Имея на руках развернутую информацию, можно без суеты и спешки выбрать именно то, что вам нужно.
Отечественный опыт
Люди старшего поколения помнят, как приходилось мучиться в городских и пригородных автобусах, не имевших эффективной системы вентиляции и отопления, не говоря уже о кондиционерах. Путешествуя ребенком по Кавказу и Крыму в далекие 60-е, я не раз был свидетелем, как людям становилось плохо от духоты в салоне, недостатка кислорода в горах и палящих лучей. Одни пассажиры боялись сквозняка и требовали наглухо закрыть все люки и форточки, другие умоляли водителя открыть дверь для притока свежего воздуха. Об удобствах – санузеле или бортовой кухне – не было и речи: туалет был там, где останавливался автобус, а бортовой холодильник и мини-кухню заменяли купленные на станциях пирожки.
Российские заводы и производители стран СНГ научились реагировать на запросы рынка, хотя до полного удовлетворения спроса еще далеко. Современные лайнеры дальнего следования уже имеют на борту уборную, бар, гардероб и спутниковое телевидение. Благодаря тонированным стеклам и эффективному кондиционеру переносить жару стало легче, а комфортабельная подвеска сводит тряску и утомляемость к минимуму. Но тем не менее уровень изготовления дополнительного оборудования подчас оставляет желать лучшего. Это особенно справедливо в отношении «кустарей», чудаковатости которых я не перестаю удивляться.
На маршрутах в Иваново, Тулу, Калугу, Рязань доводилось видеть такие «ноу-хау»: в одном из «Икарусов» установлен потолок из цветного стекла, уместного лишь в дверях на даче и в квартире, в другом пол выстлан линолеумом, который к тому же еще пахнет химикалиями. После поездки на корейском лайнере впору было идти к окулисту: тонированная пленка на стеклах стала мутной, под воздействием солнца и влаги приобрела цветные разводы по всей поверхности. Кто-то из пассажиров даже пытался ее снять, но тщетно – удалось оторвать только маленький кусочек, открыв себе тем самым маленькое окно в большой мир. В китайском автобусе я чуть было не заработал остеохондроз: намертво приваренные спинки кресел заставили всю дорогу сидеть буквой «Г». На претензии пассажиров к таким «удобствам» водитель справедливо заметил, что китайские кресла рассчитаны на меньший вес и габариты пассажиров. Как выяснилось, стандартными у них считаются 60 кг, тогда как наши соотечественники могут весить и вдвое больше. Но может ли эксплуатант сам внести изменения в конструкцию?
Для решения вопросов оснащения автобусов опциями лучше всего напрямую обращаться к производителю или в специализированные компании: там и качество, и гарантии. А выбор на рынке огромный. Правда, у каждого производителя свой перечень дополнительного оборудования.
Например, автобус на 21 посадочное место «Волжанин-3290» на заказ можно оборудовать багажным отсеком вместимостью 1,5 м3 или выбрать вариант комплектации салона. И если стоимость таких опций невелика, продавец предпочитает получить деньги сразу. Иное дело, если речь идет о лайнерах большого класса и дорогостоящем оборудовании вроде кондиционера. Для подобных случаев у большинства фирм есть лизинг или рассрочка платежа.
Часто востребованной опцией на российском рынке является установка другого, более мощного двигателя. Например, на продукцию Бориспольского автозавода, в частности 35-местный (с 15 сиденьями) БАЗ-3201 «Подснежник» малого класса, вместо индийского мотора Tata-697 на заказ устанавливается турбодизель IVECO 8040.45 (Euro 2). То же практикуется на пассажирских машинах большого класса. Так, «Волжанин-5270» вместо штатного ЯМЗ-236НЕ можно комплектовать опционным венгерским дизелем Raba D10TTL. И таких прецедентов по различным маркам и моделям российских автобусов существует сколько угодно.
Одна из наиболее востребованных опций на внутреннем рынке – так называемое северное исполнение или утепленный вариант. Например, для «Волжанина» северное исполнение подразумевает двойное остекление боковых и заднего оконных проемов, плюс утепленный кузов. Для КАвЗ утепленный вариант включает двойное остекление и двойной настил пола, улучшенную термоизоляцию по всему периметру кузова, утеплительный чехол облицовки радиатора и капота. Сюда же входят дополнительный топливный бак, АКБ повышенной емкости и даже фара-прожектор.
Желая выделиться среди конкурентов, некоторые производители называют утепленные пакеты собственным именем. Например, Мичуринский завод по производству автобусов в свое время для всех моделей МАРЗ заявил возможность установки специального пакета «Арктика». В него входит перечень усовершенствований для эксплуатации в суровых климатических условиях: сплошная перегородка рабочего места водителя, ограждение оконных проемов поручнями, котлы подогрева и отопители (2 в кабине водителя и 4 в пассажирском салоне). Прямо в кабину водителя выведена заправочная горловина системы сцепления. По всему периметру кузова проложена дополнительная теплоизоляция. Утеплены аккумуляторный отсек и радиатор системы охлаждения двигателя. Для лучшего обогрева трубопроводы гидроусилителя руля и сцепления проложены в изолированной магистрали в салоне. Картер двигателя дополнительно защищен снизу, а тормозная система оборудована вспомогательным масловлагоотделителем. Вдобавок ко всему обычный стальной тросик управления коробкой передач заменен более надежной и долговечной трубчатой тягой. Поэтому когда речь идет о пакетных опциях, всегда требуйте расшифровку – чтобы понять, за что приходится платить.
Зарубежная практика
У иностранных производителей свой подход к формированию предложений для клиентов, который в чем-то перекликается с российским. Например, по городским и пригородным автобусам упор делается на планировку салона, подбор силовой линии и ведущих мостов, максимально соответствующих условиям перевозок. По междугородным и туристским лайнерам обсуждается то же самое, плюс акцентируется внимание заказчика на новейших системах безопасности. Конечно, это не панацея, но от беды в пути они реально могут спасти в ряде случаев.
А вот на рынке микроавтобусов ситуация иная. Здесь европейские производители практикуют пакетные предложения.
Например, у компании DaimlerChrysler есть программа специальных версий микроавтобусов Mercedes-Benz для российского рынка – «Особая серия». Суть ее в том, что в Россию поступают машины, укомплектованные наиболее популярным набором опций для комфортной эксплуатации. Дополнительное оборудование подобрано по результатам опроса специалистов дилерских центров. Фиксированная спецификация позволяет экономить до 8% от стоимости тех же опций, установленных при обычном заказе дополнительно к базовой комплектации. Такая практика ранее применялась при продаже легковых автомобилей, и за пять лет вполне оправдалась: реализация техники Mercedes-Benz заметно выросла.
Еще один пример экономии средств заказчика – предложение пакетов опций. Даже суммирование двух пакетов в ряде случаев дает реальную экономию. Так, при покупке Viano 2.2 Travel или Viano 2.0 Classic и заказе набора опций Travel+ перевозчик экономит 300 евро. При покупке пакета Luxury+ для Viano 3.5 Luxury заказчик сберегает 190 евро против раздельного приобретения опций Car TV и «6+1». Такая же выгода и от выбора дополнительного оборудования Business+ в сравнении с «автономным» заказом оборудования, предусмотренного вариантами Sun и «6+1». Конечно, на фоне стоимости всей машины это капля в море, но деньги, как известно, лишними не бывают.
С китайскими автобусами ситуация, пожалуй, самая любопытная. На первый взгляд, список опций для большинства из них небогат. Но в своем стремлении понравиться покупателям и продать свой товар наши восточные соседи буквально на ходу подметки рвут. Достаточно сделать замечание о плохой функциональности какой-то детали или попросить установить дополнительную мелочовку, как в течение двух-трех недель завод вносит усовершенствование. То же справедливо и в отношении серьезной доработки пассажирских машин, только за более длительный срок. Легкость и скорость, с какой китайские фирмы выполняют пожелания российских заказчиков, откровенно подкупают. И я не удивлюсь, если в один прекрасный день автобусов «Made in China» на наших дорогах окажется больше, чем техники со штампом «Сделано в России».