Давнишний разговор
Приятель спросил меня: «Что означает дорожный знак перед перекрестком с круговым движением? Вот он. Толстый круг, тонкие усики в разные стороны». Вопрос удивил: приятель ездит на собственном автомобиле с десяток лет, в ДТП не попадал, а таких вещей не знает!
– Этот знак говорит, что автомобили, въехавшие на перекресток, едут по главной дороге, стало быть, имеют преимущество перед теми, кто подъезжает к кругу.
– Надо же, – в свою очередь изумился он, – а я по этому и другим таким же перекресткам езжу по правилу правой руки.
Разговор этот давнишний. Лет десять ему. Приятель перестал подставлять левый борт своего автомобиля под удар. Но если присмотреться к соседям на дороге, нетрудно убедиться, что подобные «знатоки» правил поведения за рулем не только не перевелись, но их, к сожалению, стало заметно больше, чем в начале 90-х. Люди в милицейских мундирах и при должностях легко обвиняют автошколу, мол, там плохо учат. Еще один расхожий довод: водители наши плохо воспитаны. Плохое воспитание проявляется не только в быту, но и за рулем. Вот и царит анархия на дороге. Особенно в «часы пик», когда несусветная толкотня заставляет водителей действовать по обстановке, а не в соответствии с ПДД.
Что касается анархии, они совершенно правы. Наверное, есть доля истины и в том, что названные причины стали в последнее время главными. Существует, правда, еще одно обстоятельство, о котором люди при погонах предпочитают не вспоминать. Дело в том, что любой процесс развивается беспорядочно, если нет целенаправленного управляющего воздействия. В термодинамике, которую нам немного преподавали в МАДИ, применяли термин «энтропия» как меру упорядоченности. Так вот эта самая энтропия растет, если процесс пустить на самотек. Думаю, в наше время энтропия в дорожном движении растет очень быстро. Потому что службы, призванные контролировать, регулировать, управлять, заняты чем-то другим, а на основную работу им не хватает ни сил, ни средств, ни времени, ни ума.
Вот и приходится действовать по принципу Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!». В общем, если позволяют обстоятельства, я стараюсь объехать стороной пересечение Севастопольского и Балаклавского проспектов Москвы (тот самый перекресток), да и другие, с круговым движением. Писаные правила на них выполняют далеко не все. Кто не согласен с этим утверждением, посмотрите, из какого ряда поворачивают автомобили направо, когда выезжают с круга (ПДД обязывают заранее перестроиться и поворачивать с правой крайней полосы движения). Водители начинают этот маневр, находясь во втором, третьем ряду, да так решительно, что соседу справа может весьма не поздоровиться, если вздумает ехать прямо.
Рост количества сопровождается рождением нового качества. По моим оценкам, на московских дорогах еще сохраняется относительный порядок. Осмотрительный водитель чувствует себя уверенно. Но в последнее время все чаще возникают сцены, когда он становится помехой для «безбашенных».
На въезде в московский микрорайон Южное Бутово есть регулируемый пешеходный переход. Людей на нем не бывает почти никогда. Местные водители проезжают это место, не обращая внимания на сигнал светофора. Заставить себя нажать на тормозную педаль, находясь среди таких водителей, очень непросто. Если все-таки остановишься, нередко стоишь один, а слева и справа едут. Белая ворона, да и только. На днях нас было пятеро. Сзади сигналили, требовали освободить проезд. Кто поможет удержать позиции?
Первая полная неделя апреля объявлена IV Неделей безопасности дорожного движения. Будем надеяться, что она не пройдет бесследно ни для участников дорожного движения, ни для тех представителей власти, которые обязаны активно работать на нашу с вами безопасность, но до сих пор ограничиваются лишь призывами.