«Мотор Шоу-2004» – крупнейшая российская автомобильная выставка года
«Мотор Шоу-2004» (MIMS-2004) пройдет в столице России уже в восьмой раз. Время и место ее проведения стали традиционными – конец августа и Экспоцентр на Красной Пресне. Накануне открытия экспозиции мы встретились с руководителем департамента выставочной деятельности ОАО «АСМ-Холдинг» Михаилом Максимовичем Емелиным и взяли у него интервью.
– Михаил Максимович, прежде чем мы поговорим о «Мотор Шоу-2004» уточните, пожалуйста, в чем разница между проводимыми в августе поочередно выставками «Российский автосалон» и MIMS?
– Действительно, хотя эти выставки проводятся в течение многих лет, читателям журнала необходимо дать некоторое разъяснение. Схожие по наполнению, они имеют совершенно разные статусы, что очень важно для международных организаций и автопроизводителей. Благодаря тому, что в 1993 г. ОАО «АСМ-Холдинг» вошло в Мировую ассоциацию автопроизводителей (OICA) удалось впервые в истории нашей страны добиться внесения проводимой в Москве автомобильной выставки в официальный календарь этой организации. В этот календарь входят самые авторитетные в мировом автомобильном сообществе выставки, причем все они, за исключением Женевского и Детройтского автосалонов, открывают свои двери перед посетителями только один раз в 2 года.
С 1993 г. по нечётным годам подобная выставка проходит под названием «Российский автомобильный салон». Однако сама жизнь подсказала, что для такого города, как Москва, насыщенного разного рода событиями, связанными с автомобильным рынком, крупной выставки, проходящей только раз в 2 года, мало. И это несмотря на то, что ежегодно в столице проводится более 20 специализированных выставок, в той или иной мере затрагивающих интересы автопроизводителей и автотранспортников («Автосервис», «Шины», «Лаки и краски» и т.д.). Потребность в обобщающей крупной выставке, по своей тематике ни в чем не уступающей «Российскому автосалону», была реализована в проекте «Московская международная автомобильная выставка» (MIMS) или «Мотор Шоу» которая до сих пор проводилась только по чётным годам. Итак, «Мотор Шоу» имеет ту же тематическую направленность, что и «Российский автосалон», но в силу того, что она не входит в официальный календарь OICA, ее статус в мировом автомобильном сообществе ниже, чем у «Автосалона». К чему это реально приводит?
Иностранные производители автомобильной техники ориентируются в вопросах официального участия только на «Российские автосалоны». Надо сказать, что сегодня в мировом календаре OICA около 30 официально зарегистрированных автосалонов. Их число значительно возросло в связи с появлением множества независимых государств в начале 90-х годов, каждое из которых стремится развивать свою экономику, автомобильную промышленность и транспорт. Каждое государство, имеющее автозаводы, может претендовать на вхождение в OICA, а значит и на внесение своей автомобильной выставки в официальный календарь OICA. Официальные автосалоны теперь проходят, к примеру, в Украине, Латвии, Словении, Словакии и т.д. Однако это совсем не означает, что крупные автомобильные компании обязательно принимают участие во всех этих выставках. Например, такой крупный концерн как DaimlerChrysler из 30 выставок выбирает для участия менее десятка, а на остальных продукцию концерна представляют его официальные дилеры. Именно они вкладывают основные средства в участие в выставках, но их действия все равно контролируются и всячески поддерживаются из центрального офиса компании. Аналогичная ситуация складывается на «Мотор Шоу», где непосредственно участвуют только те производители, для которых это необходимо по конъюнктуре рынка и проводимой на нем политике, а «основную скрипку» в показе иностранной автомобильной техники призваны играть официальные дилеры.
Тем не менее, учитывая размах экспозиции, «Мотор Шоу» остается самой крупной российской автомобильной выставкой года и для огромного числа ее посетителей разницы между «Автосалоном» и «Мотор Шоу» практически не существует. Следует отметить, что все, что мы говорили, касается автопроизводителей, однако, на обеих выставках более половины площадей занимают автоаксессуары, автокомпоненты и различные предметы, необходимые автомобилисту. Их производители в равной доле присутствуют как на «Автосалонах», так и на «Мотор Шоу».
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об организаторах «Мотор Шоу-2004» и о крупных экспозициях, подготовленных в различных странах мира.
– Выставка организована ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» (Москва) и компанией ITE Group Plc. (Лондон) при поддержке Министерства промышленности и энергетики РФ, Правительства Москвы и содействии ЗАО «Экспоцентр».
ОАО «АСМ-Холдинг» и ITE Group Plc. основаны в 1991 г., и за прошедший период зарекомендовали себя как крупные выставочные центры, действующие на рынке России и других стран. ITE Group Plc., опираясь на широкую сеть представительств и партнеров, проводит более 200 выставочных мероприятий ежегодно в 20 странах мира. ОАО «АСМ-Холдинг», являясь членом Международной организации производителей автомобилей OICA, Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI и Международного Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии (МСВЯ), уверенно лидирует в области организации представительных автомобильных выставок «Автосалон» и «Мотор Шоу».
«Мотор Шоу-2004» одобрена Всемирной Ассоциацией выставочной индустрии UFI (Париж).
В этом году выставка собрала рекордное за ее историю число участников: 918 экспонентов, представляющих 38 стран мира. Российскую Федерацию представляет 584 участника из 65 городов страны. Впервые представлены фирмы из Дании, Израиля, Кореи, Люксембурга, Малайзии, Филиппин, Таиланда и ОАЭ.
Национальными стендами представлены Финляндия, Италия, Иран, Венгрия, Польша, Испания, Китай и Тайвань, экспозиции которых объединяют 188 компаний.
Большинство автомобильных фирм демонстрируют не только уже известные модели, но и те, которым еще только предстоит выходить на российский рынок.
– Насколько широко представлены коммерческие автомобили?
– Раздел коммерческого автотранспорта представлен на открытых площадках грузовыми автомобилями, автобусами и спецавтомобилями, в том числе: КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КрАЗ, МАЗ, 111-й военный завод, ЯРОВИТ Моторс, Львовский автобусный завод, Ликинский автобусный завод, Павловский автобусный завод, Голицынский автобусный завод, Тушинский машзавод, Мичуринский автобусный завод, Скания, Волжанин, Черкасский автобус, Бориспольский автозавод, Обус, Отокар, Тата, Татра, МБЛ Моторс и др.
Среди дебютантов выставки хочу отметить нового российского производителя грузовиков – ЗАО «ЯРОВИТ Моторс» (Санкт-Петербург), который со второй половины 2004 г. начинает производство тяжелых грузовиков с колесной формулой 6х6, 8х8, 10х8 с использованием большого числа зарубежных компонентов.
Посетители выставки смогут оценить новые конструкции автобусов разных производителей. Компания «Русские Автобусы» в этом году представит на выставке четыре новые машины, из которых две – низкопольные: ПАЗ-3227 – перспективный образец малого класса длиной около 8 м с задним расположением силового агрегата, а также первый российский сочлененный городской автобус длиной 18 м с высотой пола 325 мм и двигателем Caterpillar-3126 Еuro-3.
В Москве демонстрируется трехосный автобус (город-пригород) фирмы ЛиАЗ длиной 15 м и с двигателем Euro-3, а также обновленная версия автобуса ЛиАЗ-5256.23 с двигателем Euro-2.
Компания «АвтоЛАЗ» на выставке представляет три автобуса: серийный полутороэтажный туристический ЛАЗ-52081 «НеоЛАЗ», низкопольный городской СитиЛАЗ А-183 и низкопольный аэропортовый ЛАЗ АХ-183 SkyBus.
«Богдан-Сервис», официальный представитель АО «Черкасский автобус», производителя популярных в Украине автобусов малого и среднего классов. Визитная карточка предприятия – малый городской автобус. Для перевозчиков он интересен в первую очередь своей быстрой окупаемостью и надежностью. Комплектация агрегатами ведущих мировых производителей, их качественная сборка, позволили добиться высокого уровня надежности автобусов и минимизировать аварийные сходы с маршрутов. Благодаря агрегатам ISUZU, автобус может пройти 1 млн. км без капремонта. На выставке «Богдан-Сервис» демонстрирует целое семейство своих новых разработок.
– Насколько интересной обещает быть экспозиция производителей автоаксессуаров и комплектующих?
– Более половины выставочной площади будет занято самыми разнообразными автокомпонентами, автоаксессуарами, материалами, запасными частями, двигателями, шинами, изделиями автомобильной электрики и электроники, охранными системами, АКБ, ремонтным и диагностическим оборудованием для автосервиса, лакокрасочными материалами, банковскими и страховыми услугами, средствами связи и т.п.
Наряду с такими известными в мире иностранными производителями как TurleWax, WD-40, Pioneer, Sony, Bosch, JVC, Kenwood, Brembo, Yokohama, Michelin, Gates, Intra Oil, Waxoyl, Airtex, Valeo, Osram, Philips, AC Delco, Caterpillar, Continental, Lukoil, Mann+Hummel, Narva, в этом секторе активно участвуют многие отечественные предприятия и фирмы стран СНГ.
К примеру, в работе выставки принимают участие ОАО «Автодизель», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры», ОАО «Ярославский завод дизельной аппаратуры», входящие в автомобильный холдинг «РусПромАвто». Их новинка – 6-цилиндровый рядный дизель ЯМЗ-536.10 является частью нового семейства ЯМЗ-530 малой размерности (DxS=102х122 мм), разрабатываемого ОАО «Автодизель». В состав семейства входят 4- и 6-цилиндровые двигатели рабочим объемом цилиндра 1 л. Мощностной ряд семейства составляет 80–270 л.с.
Для 6-цилиндровой базовой модели, в частности, предусматривается несколько вариантов форсировки: 180–270 л.с. – для автомобилей и автобусов «Урал», МАЗ, ЗИЛ, ЛиАЗ и 160–200 л.с. – для тракторов и дорожно-строительной техники.
Применение двигателя ЯМЗ-536 (масса 580 кг) позволяет значительно снизить массу силового агрегата по сравнению с эксплуатируемыми сегодня двигателями аналогичной мощности ЯМЗ-236/238, КамАЗ-740 и т.п.
Конструкция двигателей данного семейства предусматривает применение топливной аппаратуры с электронным управлением, что позволит выйти по токсичности на нормативы Euro-3, а в перспективе на Euro-4.
Двигатели ЯМЗ-530 найдут широкое применение в различной автотракторной технике производства России и стран СНГ, включая автобусы малой и средней вместимости ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, «Волжанин»; автомобили ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, «Урал»; тракторы Владимирского, Волгоградского, Липецкого, Алтайского заводов; комбайны ОАО «Ростсельмаш», Красноярского, Таганрогского заводов; легкую колесную и гусеничную технику МО РФ; стационарные установки и другие изделия.
Впрочем, даже самое краткое перечисление всех интересных новинок займет массу времени. Всем интересующимся целесообразно увидеть их собственными глазами, или позднее познакомиться с их описанием в отчетах, которые с первых дней выставки будут появляться в СМИ.
– Несколько слов о дополнительных мероприятиях, которые вошли в планы «Мотор Шоу-2004». Есть ли новые разделы в экспозиции, которых не было в предыдущие годы?
– С 21 и 22 августа на базе ФГУП 21 НИИИ Министерства обороны Российской Федерации в Бронницах проходит выставка-конференция «Автомобильная техника двойного применения-2004» и соревнования по трак-триалу.
Тематика выставки-конференции – показ автомобилей специального назначения, внедорожников, автомобильных компонентов узлов, агрегатов для военной техники, ремонтно-восстановительное оборудование, специальные материалы и т.п.
В рамках «Мотор Шоу» впервые выделены два новых раздела. В павильоне № 7 (зал 5) на площади более чем в 1 000 м2 будет показана новейшая аудиоаппаратура для автомобилей. Здесь свои возможности продемонстрируют такие фирмы, как: Дельта Групп, ДжиВиСИ, Кенвуд, Панасоник, Рашн Гейм, Сони, ТриаИнтернейшнл и др.
В павильоне № 5 впервые разместится экспозиция классических и ретро автомобилей, посвященная истории отечественного и мирового автостроения. Этот раздел, организованный Фондом изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный Двигатель» в сотрудничестве с организаторами «Мотор Шоу-2004», несомненно, вызовет интерес у посетителей всех возрастов и предпочтений.
В павильоне № 6 будет работать 2-я специализированная выставка «Автомобильные технологии и материалы «АТиМ-2004», отражающая современное состояние технологических переделов и оснащения автомобильных производств.
– Какие изменения в проведении «Мотор Шоу» можно ожидать в будущем?
– Организаторы российских выставок приняли решение о том, чтобы поменять местами «Автосалон» и «Мотор Шоу», и проводить первые по чётным годам, а вторые – по нечётным. Связано это с тем, что сразу же после завершения работы Московского автосалона начинает свою работу Международный автосалон во Франкфурте, что крайне неудобно для иностранных производителей автомобильной техники. Переход российского автосалона с нечётных годов на чётные внесет изменения во время проведения и ряда других выставок в календаре OICA, т.е. является совсем непростым делом. В настоящее время, тем не менее, принципиально этот вопрос решен. Таким образом, в будущем году вновь состоится «Мотор Шоу» и только в 2006 г. распахнет свои двери очередной Российский автосалон. Подчеркиваю, что это делается по просьбе иностранных участников нашей выставки.
– Мне осталось только поблагодарить Вас за интересную беседу и пожелать, чтобы выставка «Мотор Шоу-2004» вызвала горячий интерес к ней со стороны российских автомобилистов.
Беседу вел В. Мамедов.