<<< Назад

КНР и все, все, все...

К. Ушанов, фото автора и В. Васильева

Что такое MIMS для нас, автомобильных журналистов? Это и праздник, и работа. Это возможность познакомиться с новинками автомобильной техники, автосервиса и автоаксессуарами как оте-чественного, так и импортного производства. Это удобный случай встретиться со своими коллегами, друзьями, специалистами и обсудить проблемы автопрома России и, естественно, ближнего и дальнего зарубежья. И, естественно, показать свои издания.

Самосвал КамАЗ-65201 (8х4)

Так было на предыдущих автосалонах, проводившихся в Экспоцентре на Красной Пресне. MIMS-2005 стал исключением или, точнее сказать, исключительным.

Не подумайте, что автосалон стал непопулярным или скучным. Ни в коем случае. Более 800 участников из 30 стран приняли участие в «Мотор-Шоу-2005». Отсутствовали на этой выставке Volvo (легковое и грузовое), Scania, MAN, IVECO и еще несколько крупнейших мировых автопроизводителей. Но зато появилось огромное количество фирм из Юго-Восточной Азии. Особенно много фирм было представлено Китаем и Тайванем. В одном из павильонов демонстрировались запчасти, комплектующие, светотехника и аксессуары, изготовленные в этих странах.

Надо сказать, что качество представленных китайских запчастей было не хуже, чем у фирм-производителей, а некоторые и превосходили их. Например, шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) к различным легковым и грузовым автомобилям по качеству производства были на порядок выше, чем у той же фирмы GKN, признанной неоспоримым лидером в изготовлении ШРУСов. И класс обработки поверхностей так называемой «гранаты» (15 класс), и сварка внутренних обойм, и нарезка шлицев. Все это было произведено на высшем технологическом уровне.

Полноприводник КамАЗ-6350 (8х8)

А сиденья как жестко закрепленные, так и на пневмоподвеске... Они тоже лицензионные, но выполнены на уровне европейских стандартов. Естественно, что стоимость лицензионных китайских сидений несколько ниже оригиналов.

Один павильон в Экспоцентре был полностью отдан под китайскую автомобильную промышленность, не считая открытых площадок, где российские дилеры демонстрировали и продавали автобусы и грузовики из КНР.

Участие китайских автопроизводителей в «Мотор-Шоу-2005», конечно же, не повод кричать: «Караул! Китайский автопром наступает!» Он пока не наступает, а делает робкие маркетинговые исследования нашего российского авторынка. Когда продукция китайского автопрома хлынет потоком в Россию, кричать «Караул!» будет поздно.

Но мы тоже не лыком шиты. Чего только стоит экспозиция ОАО «КАМАЗ» на открытой площадке! Челнинцы привезли на MIMS-2005 сразу четыре новейших разработки: самосвал КамАЗ-65201 (8х4), 10-метровое шасси КамАЗ-53602 (6х2), КамАЗ-6560 (8х8) и автовоз КамАЗ-43085 (4х2). На стенде был продемонстрирован также новый двигатель КамАЗ-740.60-360 мощностью 360 л.с. и соответствующий экологическим нормам Euro 3.

Тест-драйв «Патриота»

Полноприводный КамАЗ-6560 можно назвать автомобилем двойного назначения. Конструкция и компоновка грузовика-вездехода предназначена для транспортировки грузов как гражданских, так и военных. На счет перевозки личного состава сомневаюсь, поскольку сзади кузова установлен кран-манипулятор, а в качестве аварийно-технической службы – в самый раз. Этому способствует дизельный двигатель с турбонаддувом КамАЗ-740.35-400, соответствующий нормам Euro 2 и мощностью 400 л.с., КП ZF 6HP 602 и 2-ступенчатая раздаточная коробка STEYR VG 2000/300.

Следующая модель – самосвал КамАЗ-65201 (8х4) полной массой 35 000 кг; 360-сильный двигатель КамАЗ-740.38-360, соответствующий экологическим нормам Euro 2 и совмещенный с 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S 151, должен обеспечить максимальный КПД.

Десятиметровое шасси КамАЗ-53602 (6х2) – оригинальная разработка специалистов из Набережных Челнов. Причем эта модель российского грузовика единственная с подъемной осью. До этого только белорусские автостроители применяли шасси с поднимающейся осью. Добавим к этому, что КамАЗ-53602 оснащается высокой кабиной со спальным местом, т. е. считается магистральным автомобилем. На нем устанавливается дизельный двигатель с турбонаддувом КамАЗ-740.63-400, совмещенный с 16-ступенчатой КП ZF 16S 151. Поднимающаяся ось, как и коробка передач, импортного производства – BPW 20959.

«ГАЗель-кабриолет» – оригинальный проект ОАО «ГАЗ»

Стоит отметить и автовоз-автопоезд КамАЗ-43085 (4х2). На взгляд многих специалистов и автожурналистов, посетивших стенд ОАО «КАМАЗ», эта модификация среднетоннажного ряда грузовичков из Набережных Челнов одна из интереснейших. Как КамАЗ-4307 и КамАЗ-4308, тягач автопоезда оснащен дизельным двигателем Cummins ISBe 275.30 R-6 с турбонаддувом мощностью 275 л.с., соответствующим экологическим нормам Euro 3. Двигатель адаптирован с 16-ступенчатой коробкой передач ZF 16S 109.

В общем, стенд ОАО «КАМАЗ» состоял из одних новинок. Осталось только надеяться, что они хотя бы в 2006 году встанут на конвейер.

Остальные российские автопроизводители тоже не ударили в грязь лицом и продемонстрировали на стендах собственные новинки. Понятно, что разговор идет о коммерческом транспорте.

Ульяновский автозавод представил новый модельный ряд внедорожников Patriot. Мало того, специалисты завода и представители дилеров организовали тест-драйв для всех желающих с преодолением искусственных препятствий.

ОАО «ГАЗ» привезло на «Мотор-Шоу-2005» большое количество модификаций уже известных своих моделей «Соболя», «ГАЗели», «Валдая» и «Садко».

Капотный «Уральский самоцвет» – новинка ОАО «АЗ «Урал»

Уральские автостроители добавили к своему бескапотному ряду шоссейных грузовиков внушительный капотный седельный тягач. Концепцию этого автомобиля можно было бы назвать «Уральский американец». Есть в этом грузовике что-то от американских траков. Жаль, что это только концепт-кар (надеемся, пока).

Дивизион «Русские автобусы» холдинговой компании «РусПромАвто» выставил на суд посетителей выставки и специалистов новую гамму всех автобусных заводов, входящих в дивизион. Лозунг стенда «Сегодня – премьера, завтра – маршрут!» Соответствует ли это действительности? Время покажет. Конечно, новые модели интересны по своей сути. Например, ПАЗ-City, автобус малого класса капотной компоновки с колесной формулой 6х2. Вопрос: «Встанет ли эта машина на конвейер или останется единичным прототипом?» Трехосный ЛиАЗ-62ХХ большого класса? Туристический автобус большого класса ГолАЗ «Андарэ-1000»? Междугородный автобус малого класса КАвЗ-32081 «Валдай»? Вопрос по этим автобусам тот же. Газовый ЛиАЗ-5292.57 еще только проходит испытания, как и низкопольный ЛиАЗ-5292, демонстрировавшийся на «Мотор-Шоу-2004», и первый отечественный низкопольный сочлененный ЛиАЗ-6213, демонстрировавшийся в этом году.

Всё бы ничего, если бы не «наступали на хвост» китайские производители автобусов. А на выставке таковые уже были представлены – Golden Dragon нескольких модификаций и Yutong.

Самосвал «Яровит Моторс» с колесной формулой 10х8

Нельзя пройти мимо самой молодой российской автостроительной компании «Яровит Моторс», производителе тяжелых многоосных грузовиков. В текущем году была презентация автозавода этой компании в Санкт-Петербурге, в которой приняла участие губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко.

На стенде компании «Яровит Моторс» помимо уже выпускающихся самосвалов с колесной формулой 6х6 и 8х8 был представлен новый вариант тяжелого самосвала с колесной формулой 10х8 серии Gloros.

Стало традицией, что Минский автозавод каждый год демонстрирует на «Мотор-Шоу» что-то новенькое из своей продукции. В этот раз на стенде наших белорусских братьев-славян появился аэродромный автобус. А если на стенде РУП «МАЗ» появляется что-то новенькое, то это обязательно будет на конвейере. Это тоже традиция.

Более чем скромно отметились на MIMS-2005 наши украинские соседи. ХК «АвтоКрАЗ» продемонстрировала уже знакомые российской публике КрАЗ-65032 и КрАЗ-7140Н6, а ОАО «Черкасский автобус» показало несколько модификаций автобусов среднего класса «Богдан».

Новинка МАЗа – аэродромный автобус

Впервые за многие годы на Московском международном автосалоне появились польские автомобили. Причем класса «ГАЗелей» и, как утверждал один из сотрудников Московского представительства фирмы «Intrall», автомобили «чистой воды» польского производства от конструкции до производства. Надеемся, что в ближайшее время познакомимся с продукцией польского автопрома.

Еще одно наблюдение на выставке – увеличение фирм, продающих или сдающих в прокат дома на шасси, так называемых «кемперов» (camper). Сегодня путешествия на собственных автомобилях-дачах в Европе стали очень популярным видом отдыха. Вереницы дач из Европы колесят по нашей стране. Основная масса отдыхающих – пенсионеры. В нашей стране этот вид автомобильного отдыха или туризма (это направление можно называть как угодно) находится в зачаточном состоянии. Почему автокемпы еще не так популярны в нашей стране, как за рубежом? Видимо, потому, что цены на них высокие. Например, подержанные автодома стоят от 24 000 до 29 000...30 000 евро. А цена на новые доходит до 95 000...100 000 евро – в зависимости на шасси какого автомобиля он монтирован и какой комплектации. Прицепы-дачи стоят на порядок дешевле – 14 000...25 000 евро.
Автодома и прицепы-дачи рассчитаны на 2...9 человек. В них оборудованы кухни, душевые комнаты и биотуалеты. Это стандартная комплектация.

Прицеп-дача «Кемпер Центр»

На «Мотор-Шоу-2005» кемперное направление представляли три фирмы: «Авто Трэвел» из Питера и две московские – автосалон «АвтоГолд» и «Кемпер Центр». Причем все фирмы занимаются как продажей автодомов и прицепов-дач, так и их арендой.

В основном кемперы смонтированы на шасси FIAT Ducato, но фирма «Кемпер Центр» является официальным дилером компании «Hymer», которая изготовляет автодома на различных шасси Mercedes Sprinter.

К сожалению, отечественных производителей кемперов встречать не приходилось, однако автодома и прицепы-дачи различных модификаций под заказ производит минский завод «Купава» наряду с торговыми передвижными точками. Этот завод устанавливает автодома в основном на шасси «ГАЗелей», но есть белорусские кемперы и на шасси ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309 «Садко». А команде по трак-триалу «МАЗ–Яровит» на «Купаве» изготовили восьмиместный кемпер со всеми удобствами на шасси среднетоннажника МАЗ-4370.

Автокемпер фирмы «Hymer» на шасси Mercedes Sprinter

По итогам выставки можно сделать выводы: во-первых, отсутствие на автосалоне ведущих европейских автопроизводителей; во-вторых, приход на российский авторынок китайского автопрома. Пока это робкие шаги, похожие на поиски твердой почвы под ногами геодезиста, который ищет кимберлитовую трубку или золотые россыпи. Говорить о нашествии автопрома из Поднебесной пока еще рано, но главное, как бы не было в скором, очень скором времени поздно.

Третье: очень порадовало ОАО «КАМАЗ» – за последние 4...5 лет сделан большой шаг вперед. Появились новые технологии в производстве, достойные образцы отечественных грузовиков, увеличился модельный ряд. Однако этого недостаточно, чтобы продукция ОАО «КАМАЗ» вышла на европейский автомобильный рынок, как это случилось у МАЗа.

Не решена проблема новой кабины для КамАЗов, двигатель Euro 3 есть, но «на носу» уже нормы Euro 4. До сих пор существует проблема с собственными ведущими управляемыми мостами для полноприводников. И все-таки автостроители из Набережных Челнов порадовали россиян, особенно приверженцев автомобилей с эмблемой несущегося аргамака на капоте.

Пресс-конференция дивизиона «Русские автобусы» ХК «РусПромАвто»

В-четвертых, порадовало появление большего числа фирм украинского автопрома и пробные шаги автопрома из Польши. Пятое: очень огорчило то обстоятельство, что альтернатива «ГАЗелям» так и не появилась. ОАО «ГАЗ» осталось монополистом в этом классе автомобилей. Ощущается состояние какого-то застоя в производственных подразделениях холдинговой компании «РусПромАвто».

Новых моделей автомобилей и автобусов много, а на конвейерах их как не было, так и нет – либо макет, либо в стадии испытаний. Шестое: зашевелилась теоретическая наука в области автомобилестроения. Выпускники МГТУ им. Баумана создали фирму для разработок и постановки на производство отечественных автоматических коробок передач с привлечением частного капитала, в том числе и зарубежного – из Юго-Восточной Азии, Тайваня. Так что через пять лет мы будем ездить на автомобилях с отечественными КП.

Вот такие впечатления остались от MIMS-2005.

Комментировать ... >>
Loading...