И на старуху бывает проруха
Седельный тягач КрАЗ-64431 (6х4)
У редакционной тест-группы договоренность с российским дилером Кременчугского автозавода фирмой «СпецАвтоТехника» об испытаниях седельного тягача КрАЗ-64431 (6х4) вызвала весьма положительные эмоции. Даже заранее припасли название к статье о работе с украинским тягачом: «Американец» из Кременчуга. Ведь если судить по фотографии автопоезда, то ни дать, ни взять – «американец»... издали.
Именно издали. При ближайшем «рассмотрении» весь американизм куда-то пропал... Впрочем, все по порядку.
Когда украинский тягач прибыл на Дмитровский автополигон, где и происходила передача машины, наше внимание привлек какой-то странный шипящий звук, раздававшийся из-под капота. Звук негромкий, поэтому решили сначала состыковать машину с минским полуприцепом, а затем уже разбираться с этим шипением.
На тягаче стояло седло знаменитой немецкой фирмы JOST-Werke GmbH. Как нам тогда казалось, это обстоятельство подтверждало солидность попавшего в наши руки продукта Кременчугского автозавода. Так что и процесс сцепки, и небольшие подвижки автопоезда оставили только приятные ощущения. Пришло время заглянуть и под капот, выяснить, какая «змея» там завелась. Представьте себе наше удивление, когда мы обнаружили отсоединенные резиновые переходники патрубков, ведущих от турбокомпрессора к интеркулеру. Интересно, как же машина от Москвы до полигона доехала?
Интеркуллер и слетевший патрубок |
Естественно, пришлось исправлять этот казус. Однако при первой же попытке разогнать машину до нормальной скорости резиновые переходники вновь соскочили со своих мест. Чтобы снять проблему заменили штатные хомуты винтовыми. Ну, теперь-то проблемы кончились. Как бы не так: во время прогревочных кругов выяснилось, что у автомобиля врёт спидометр и не работает датчик топлива, а шток привода моторного (горного) тормоза вообще лежит в развале цилиндров.
Шины днепропетровского завода, установленные на тягаче, оказались кривыми и никакой балансировке не поддавались. Езду на них вполне можно сравнить со скачками на коне с норовом, на котором после трапезы ездить запрещается во избежание неприличных последствий.
В конце концов, сделать замеры по динамике и расходу топлива автопоезда в снаряженном состоянии нам удалось. Естественно, что с такими шинами и расход получился повышенным, а выбег очень маленьким.
Но самое неприятное, как оказалось, ждало впереди, во время испытаний автопоезда с полной массой. Нам не удалось сделать даже прогревочных кругов, не говоря уж о каких-то там замерах. Резиновый переходник турбокомпрессора вообще разорвался, а в качестве финального аккорда – на ходу открылся капот. Конечно, дороги автополигона – не трасса с интенсивным движением, но и здесь подобное происшествие нельзя назвать безопасным. Слава Богу, дело обошлось только разбитыми лобовыми стеклами.
Шток горного тормоза изъят из развала двигателя |
На этом тягач КрАЗ-64431 был снабжен внушительным списком дефектов и отправлен «на лечение» к дилеру. С фирмой «СпецАвтоТехника» наша тест-группа сотрудничает давно. В частности, в прошлом году для журнала «Основные средства» испытывали полно- и неполноприводные трехосные кременчугские самосвалы. И они нормально работали. А вот седельный тягач оказался «инвалидом детства», ярчайшим примером того, как не надо делать автомобили.
Пока машина была на доводке в фирме, мы, зная, что она вернется к нам для завершения испытаний, поинтересовались на нескольких предприятиях, где эксплуатируются КрАЗы, мнением об этом автомобиле. Выяснилось, что украинские тяжеловозы, несмотря на некоторую аскетичность и недостаток комфорта, зарекомендовали себя надежными машинами для тяжелых работ. А в 21 НИИИ АТ МО РФ в отделе, который проводил испытания военных КрАЗов, нам прямо сказали: «Ребята, плюньте на комфорт. КрАЗ – неубиваемый автомобиль».
То, что КрАЗ вообще – «неубиваемый автомобиль», нам известно. Военные автомобили и должны быть такими. Только КрАЗ-64431 предназначается для перевозки мирных грузов на дальние расстояния. А у нашего экземпляра мало того, что с комфортом беда, так еще и сборка из ряда вон плохая. Даже по сравнению с его же братьями-самосвалами. Гей, братья славяне с Полтавщины, за что ж вы его так? Хорошо, если это единичный случай. Можно себе представить, как намучился бы водитель такого украинского «американца».
Опять слетел с турбины |
После того, как неисправности были ликвидированы, а разбитые стекла заменены, украинский тягач снова прибыл на автополигон.
Мы опять прицепили к нему забалластированный мазовский полуприцеп и отправились на динамометрическую дорогу завершать испытания этого многострадального автопоезда.
Но судьба снова повернулась к нам спиной: вторичный разрыв патрубка турбокомпрессора. Это уже рецидив и мы пошли искать этому резиновому чуду армированную альтернативу. Естественно, перед поисками нам пришлось еще раз просмотреть несколько двигателей, как ярославского производства, так и камазовского и импортного. Благо на автополигоне НИЦИАМТ такого добра, находящегося на испытаниях, хватает.
В конце концов, удалось отыскать нужный армированный патрубок и, с некоторыми сложностями (доступ к турбине затруднителен) установить его на место.
Какова была наша радость, когда испытания «многострадальца» КрАЗ-64431 были завершены! Для тех наших читателей, которые будут внимательно изучать результаты испытаний, сразу оговоримся. Эти результаты могли быть гораздо лучше, если бы не «подпрыгивающая» резина на колесах, не шумная коробка передач и нормальное, без задержек, включение тех же самых передач.
Бортовая розетка: «старушка», а сколько живёт! |
Самое смешное, так это то, что после расстыковки полуприцепа и тягача у КрАЗа на двигателе опять слетел все тот же самый патрубок. Но, слава Богу, слетел, а не разорвался, как предыдущих случаях. Так мы его и сдали представителю «СпецАвтоТехники». Честно сказать, просто не было у нас уже сил бороться с этим дефектом.
Немного поразмыслив над произошедшим, мы пришли к выводу: это не глобальные неисправности, а просто нам достался такой автомобиль. Ведь у нас на тестах были и другие автомобили Кременчугского автозавода, да и с заводскими испытателями приходилось совместно работать. И самосвалы, упомянутые ранее, и автомобили испытательного подразделения КрАЗа были абсолютно без тех неисправностей, с которыми нам пришлось столкнуться на седельном тягаче КрАЗ-64431.
Что касается непосредственно конструкции украинских машин, то ничего принципиально нового мы не обнаружили.
Дизайн кабины нам нравится. Действительно, если к этой кабине прибавить надстройку в виде обтекателя, добавить спальный отсек, то издали КрАЗ-64431 будет отлично смотреться, не хуже американских дальнобоев. Но, повторимся, издали. При ближайшем рассмотрении появляется куча негатива.
Панель приборов - прошлый век |
Например, отсутствие панорамного лобового стекла. На КрАЗе оно по старинке состоит из нескольких секций, что явно ухудшает обзорность. В темноте в боковых секциях изнутри отражается панель приборов. В солнечный день комбинация приборов оказывается подсвеченной солнцем, и потому плохо читаются приборы и световая индикация.
Педаль горного тормоза... Притча во языцех, да и только. Она настолько неудачно расположена, что любой водитель, сняв ногу со сцепления, сразу наступает на педаль горного тормоза, хотя места для ее более удачного размещения вполне достаточно.
Сиденье водителя... Потрясающая конструкция! Никакой анатомии ни подушка, ни спинка даже не подразумевают. На хороших неровностях водитель если не выпадет, то лишь потому, что за руль держится. А теперь цитата из заводской инструкции: «Сиденье водителя имеет рычажно-пружинную подвеску и гидравлический амортизатор для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля». На современных тракторах уже устанавливаются сиденья с пневмоподвеской, не говоря уж о некоторых моделях МАЗов, КамАЗов и «Уралов».
Рычаг регулировки наклона подушки сиденья есть, но пользоваться им неудобно |
Далее читаем: «Сиденье по высоте регулируется в зависимости от антропометрических данных водителя с помощью регулировочного винта и контрится специальной гайкой». И тому подобное. Инструкцию мы читали прямо на том сиденье, о котором идет речь. И можем авторитетно заявить: да, имеются все виды регулировок, но пользоваться можно только одной – продольной.
Господа заводчане, автомобиль КрАЗ-64431 на российском рынке стоит 1 120– 1 210 тыс. руб. Это самая высокая цена в этом сегменте рынка, но конкурентов вашему детищу, кроме МЗКТ, в России нет. Полная масса автопоезда с вашим тягачом может достигать 58 т. Исходя из этого, а также надежности конструкции, КрАЗ покупали и покупают. Но существование общества обеспечиваете не вы, а водители, которые работают на ваших машинах. И о водителях надо заботиться. Они по 12 ч за рулем сидят, да еще и посменно. Их рабочее место комфортным должно быть, а у вас сиденье с велосипедными цепями, болтиком и контргаечкой.
Есть, конечно, и положительные вещи. Например, удобный вход в кабину. Хорошо открывается и фиксируется дверь. Дверной проем тоже свободный. Поручни удобно расположены и подножки на нужной высоте и большие. Зато наружный замок водительской двери отсутствует. Ее надо запирать изнутри и выходить через пассажирскую дверь. Весьма удачный способ.
Поручень посередине потолка вещь, как оказалось, очень нужная |
Довольно удобно открывать капот, но его упор очень опасно фиксируется: случайно задел, и «аллигатор» захлопнет свою тяжелую пасть, покалечив водителя или слесаря. Лучше бы от него отказаться и установить пневмопружины, или как на «Урале», просто до конца отбрасывать капот, прислоняя его к кабине.
Мы понимаем, что Кременчугским автозавод – заслуженный, но «и на старуху бывает проруха». Хочется верить, что седельный тягач КрАЗ-64431, попавший на редакционные испытания – именно та самая «проруха». Ее, кстати, «СпецАвтоТехника» продавать не стала, а оставила в качестве собственного транспорта. И еще мы ожидаем конструктивного диалога с КрАЗом.
Редакция благодарит компанию «СпецАвтоТехника» за предоставленный на испытания седельный тягач КрАЗ-64431. Тел.: (095) 916-7755; 916-7557; 917-1117. E-mail: vvsat@aha.ru