Опубликовано: ГП 03-2006

Внедорожник UAZ Patriot

Д. Нестеров, фото автора

Что-то давно не слышно одобрительных отзывов о российских автомобилях. Складывается впечатление, что мы заранее похоронили отечественную автомобильную промышленность. Новые модели, выпускаемые российскими автозаводами, изначально наталкиваются на плохо скрываемое пренебрежение.

По снежной целине почти как по шоссе

Конечно, наши производители в большей степени сами виноваты в сложившейся ситуации. Неумение перестроиться на рыночный лад, отсутствие талантливых руководителей и усиленный отток инженерно-конструкторских "мозгов" из-за низких зарплат отбросили и без того отсталый автопром на много-много лет назад. Это касается как легкового, так и грузового транспорта. Внутренние проблемы и бурно развивающаяся деятельность иностранных компаний, прочно обосновавшихся в нашей стране, привели к значительному сокращению (а в некоторых случаях и полной остановке) объемов выпуска отечественных автомобилей.

Но с началом нового тысячелетия российские автопроизводители, кажется, начинают оправляться от кризиса. "КАМАЗ" презентовал новые модели среднетонажников КамАЗ-4308, КамАЗ-4307 и тяжелый самосвал КамАЗ-6520. Миасский автозавод осваивает производство магистрального "Урал-6363". "АвтоВАЗ", наконец, запустил в серию многострадальный проект "Лада–Калина" (ВАЗ-1118). А в середине 2005 года Ульяновский автозавод представил широкой публике свое детище – UAZ Patriot.

А коврики где?

При принятии решения о целесообразности испытаний UAZ Patriot голоса разделились, так как наше издание специализируется на коммерческом транспорте, а новый внедорожник относится к легковым автомобилям. Решающим аргументом "за" было то, что УАЗы всех модификаций благодаря неприхотливости в обслуживании и вездеходным качествам издавна пользуются огромной популярностью у аграриев, спасателей, медиков и др.

Перед встречей с UAZ Patriot мы проштудировали материалы своих коллег по перу, уже опробовавших новинку на себе. Прочитанное весьма озадачило. Выходит, что Patriot, изменив дизайн, по сути, остался низкокачественным "козлом", который рассыпается на ходу. Но с другой стороны в Internet очень много доброжелательных отзывов хозяев новой модели. Разобраться в том, что же представляет собой новый внедорожник, предстояло нам на Дмитровском автополигоне.

И вот долгожданная встреча. Ни затянутое тучами небо, ни противный ветер со снегопадом не портят приподнятое настроение, вызванное предвкушением предстоящей поездки. На стоянке промбазы автополигона нас встречают два новеньких UAZ Patriot: тестовый и страховочный. Стоит отметить, что ульяновские дизайнеры постарались на славу – машина действительно красивая и, пожалуй, не уступает импортным внедорожникам. Мускулистый кузов, окрашенный черным металликом, большие фары с прозрачной оптикой немецкой фирмы Bosch и массивные пластиковые бампера с хромированными вставками совсем не напоминают UAZ Simbir, послуживший основой для нового внедорожника. Первая мысль от увиденного была: "Ведь могут же, если захотят!.."

Неплохо устроился

Заглянем под капот. Ясно, что моторный отсек создавался с прицелом на будущее, здесь может спокойно разместиться не только турбодизельная рядная "четверка", но и перспективный V8. Родной 4-цилиндровый ЗМЗ 409.10 с микропроцессорной системой впрыска занимает немного места, зато обслуживать его очень удобно за счет великолепного доступа ко всем основным агрегатам. Вызывает недоумение расположение АКБ. Сверху она зажата кронштейном амортизатора капота, а сбоку почти соприкасается с главным тормозным цилиндром. Для снятия батареи необходимо каждый раз демонтировать цилиндр. В принципе эта задача не из трудных, но разве нет более приемлемого варианта? Или АКБ "АкТех" никогда не подводят (например, зимой)? Зато совершенно свободный доступ к электромотору привода стеклоочистителей, расположенному прямо над гидровакуумным усилителем тормозов.

Салон Patriot поражает вместительностью и способен дать фору своим более именитым собратьям. Даже при полностью отодвинутых передних креслах не приходится говорить о тесноте для ног пассажиров сзади. Плюс просто огромное багажное отделение. Тестовый автомобиль в комплектации Classic оснащен дополнительными откидывающимися скамейками, так что может поместиться до 8 человек (почти микроавтобус). Пассажиры, разместившиеся на дополнительных местах снабжены минимальным комфортом (поручни, обогрев, мягкая спинка).

Задние фонари унаследованы от UAZ Simbir

Посадка в салон удобна благодаря широким подножкам (вместо полубутафорских на UAZ Hunter). Анатомические сидения с тканевой обивкой позволяют хорошо разместиться водителю и пассажиру. Регулировать угол наклона спинки приходится с большим усилием, так как спинка тяжелая и своей массой давит на механизм регулировки, подклинивая его.

На симпатичной передней панели иранского производства (такие устанавливались на топ-версиях UAZ Simbir) удачно расположены органы управления и отлично читаемая комбинация приборов, изготовленная латвийской фирмой RAR с использованием компонентов из Швейцарии. Панель выполнена из мягкого пластика, что подразумевает ее травмобезопасность. Слева под рулевой колонкой разместился блок управления светом и электрокорректором фар. Рулевая колонка регулируется по углу наклона. "Баранка" от сызранского "Пластика" приемлемого диаметра и приятна на ощупь. Справа находится регулятор прерывистого движения стеклоочистителей.

На центральной консоли расположены блок управления отопителем и распределителем воздуха. Чуть выше прикуриватель и гнездо под установку магнитолы (к слову, все комплектации UAZ Patriot с аудиоподготовкой и комплектом под установку электропакета). Над ним разместились клавиши включения дополнительного отопителя, "аварийки" и выдвижной подстаканник – маленькая неожиданность. А вот и неприятность: при попытке выдвинуть пепельница со свистом упала на пол. Перед передним пассажиром два небольших "бардачка", верхний из них временный. На его месте в перспективе будет устанавливаться подушка безопасности. В задней части центрального тоннеля вмонтированы дефлекторы для пассажиров второго ряда. Спинка заднего сидения может складываться в пропорции 2:3.

Новинка отечественного автопрома – подстаканник

Пора в путь. Разделившись на два экипажа мы отправляемся на спецдороги автополигона. Иногда полезно побыть в качестве пассажира. Отсутствие необходимости следить за дорогой позволило целиком сконцентрироваться на внутренних ощущениях. Первое, на что обращаешь внимание, это мягкая работа передней зависимой подвески. Спереди она пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости и телескопическими газовыми амортизаторами, задняя – на полуэллиптических малолистовых рессорах. Порожний автомобиль с водителем и одним пассажиром спокойно проглатывает небольшие неровности, однако на крупных колдобинах его заметно потряхивает. К слову, когда мы загрузили Patriot под "завязку" перед испытаниями на топливную экономичность и проехали по булыжной мостовой, тряски не оказалось. Автомобиль повадками стал похож на "американцев", и лишь лениво покачивался на искусственных неровностях как крейсер на волнах. Стоит отметить, что ульяновцам, наконец, удалось установить приличную шумоизоляцию.

Теперь можно не надрывать голос и спокойно разговаривать на скорости в 120 км/ч. Детали интерьера салона, включая панель приборов, не издают посторонних звуков. В такой тишине не грех и музыку послушать. Жаль, что ни в одной из доступных комплектаций Classic, Comfort или Limited не предусмотрено штатной магнитолы. Хотя еще в 2003 году ульяновский автозавод начал сотрудничество с российским производителем акустических систем – компанией NRG Electronics LTD.

Верхний "бардачок" – временно. На его месте будет SRS

Оказавшись за рулем UAZ Patriot, регулирую под себя рулевую колонку, водительское кресло и боковые зеркала заднего вида. После своего ВАЗ-2114 уазовские зеркала кажутся огромными. Обзор замечательный. Включаю вторую передачу и автомобиль неспешно трогается с места. Заволжский 16-клапанник несмотря на 128 "лошадок" не поражает взрывным характером. Подхват ощущается с 2000...2500 об/мин и продолжается до 5000 об/мин. Дальше нельзя – красная зона. Третья, четвертая и, наконец, пятая передача. Новое сцепление Luc из Германии и КП Dymos корейского производства работают безупречно, обеспечивая плавное и четкое включение передач. Поневоле вспоминается КП из Арзамаса на UAZ Hunter (ГП №6, 2005) и UAZ Simbir с ее мудреной невнятной схемой и излишне длинными ходами рычага. Здесь все просто и без затей – схема как у "вазовской" классики, а усилие при переключении не превышает 6 кг. Заявленный ресурс составляет 350 000 км, а периодичность смены масла 25 000 км. При применении "синтетики" межсервисный интервал увеличивается до 40 000 км. Жаль, что из-за гололеда нам не удалось провести испытания на ускорение с места до 100 км/ч. Интересно сравнить различия динамических свойств Patriot и Simbir. Ведь кроме коробок передач начинка автомобилей идентична (двигатель ЗМЗ 409.10 и неразрезные мосты "Спайсер").

Рулевое управление много лучше и точнее, чем у предшественника, благодаря новому гидроусилителю ZF. Однако все еще наблюдается слабая реакция рулевого колеса в "нулевой" зоне.

Фары от Bosch

Тормоза нового внедорожника, несмотря на отсутствие AБС, радуют информативностью. При торможении "в пол" на обледенелой дороге автомобиль не шарахается из стороны в сторону, а держит заданную траекторию до полной остановки. Кстати, задние барабанные тормоза теперь с автоматической регулировкой.

После появления UAZ Patriot на российском рынке в автомобильной прессе появилось много материалов, освещавших его внедорожные качества. Разойдясь во мнении по поводу потребительских свойств, пишущая братия единогласно признала, что Patriot отличается отменной проходимостью. Полностью присоединяюсь к общему мнению. То, что творила эта машина на снежной целине полигона, описать невозможно. Конечно, перед поездкой мы сменили штатную дорожную резину на более "зубастую" и подключили передний мост. На UAZ Patriot установлены неразрезные мосты "Спайсер" с шарнирами равных угловых скоростей типа "Бирфильд". Основное преимущество новых мостов перед старыми с вертикальным разъемом картера заключается в облегченном обслуживании главной передачи без снятия с автомобиля и увеличении жесткости конструкции. А замена шкворней на ШРУСы избавила от необходимости шприцевания узлов через каждые 500 км. Включение переднего моста происходит через колесные муфты.

Блок управления светом

Метровые ледяные брустверы мы проскакивали "на раз". Спасибо рамной конструкции. Катание по полю с высотой снежного покрова до 70 см не доставило особых проблем. Главное не снимать ногу с педали акселератора. Движение "в натяг" нашему подопытному явно не по душе. Возможно, установка более тяговитого дизельного мотора исправит ситуацию с откровенно вялыми "низами". Работы по подбору такого двигателя ведутся на ульяновском автозаводе. В настоящее время известно, что это будет не ЗМЗ-514 и не польский Andoria. Скорее всего, Patriot унаследует силовой агрегат от корейского внедорожника SsangYoung. Время покажет.

В завершение мы провели традиционные испытания на топливную экономичность. Для этого автомобиль загрузили до полной массы в 2700 кг. Поскольку динамометрическая дорога была покрыта ледяной коркой (естественное состояние для конца декабря), заезды проводили только с полным приводом. Средний расход топлива при скорости 115 км/ч (стрелка спидометра застыла на отметке 120 км/ч) не превысил 20 л на "сотню". Много это или мало – вопрос спорный. Но не стоит забывать о балласте в 600 кг и полном приводе. К тому же на дворе зима, а в это время года расходы всегда заметно выше.

Главный вывод после всего увиденного можно сформулировать одной фразой: UAZ Patriot стоит тех денег, что за него просят, хотя сумма немаленькая (400 000 руб. за базовую комплектацию Classic). С начала производства прошло менее полугода, но качество сходящих с конвейера автомобилей заметно возросло. Не подтекают и не шумят мосты, улучшилась работа тормозов и рулевого управления. Использование косозубой раздаточной коробки позволило снизить уровень шума на 10 дБ по сравнению с традиционной РК. Но дорабатывать еще есть что. К примеру, крепление запасного колеса. Многие хозяева UAZ Simbir и UAZ Hunter возят "запаску" в багажнике, так как тяжелое колесо, навешенное на дверь, просто ломает ее.

Очень удобная широкая подножка

Интересно, будет ли новый внедорожник пользоваться спросом у организаций, эксплуатирующих предыдущие модели УАЗ. Армии, скорее всего, Patriot будет не по карману. С селом та же ситуация, да и не приспособлен он для села. А вот в качестве инкассаторского или милицейского автомобиля UAZ Patriot смотрится очень даже привлекательно.

Ясно одно, вопреки опасениям, продажи ульяновской новинки растут постоянно. В автосалонах Москвы уже ощущается дефицит машин, и срок между оплатой и получением покупки может растянуться на 2...3 недели. Кроме этого несколько внедорожников в комплектациях Classic и Comfort отправили в Колумбию. В 2006 году ульяновский автозавод планирует начать сборку UAZ Patriot в Египте. Дай бог...

Редакция благодарит ОАО "Ульяновский автомобильный завод" за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.


Кое-что о патриотизме

В просторный моторный отсек поместится и V8

"Патриот", как ни парадоксально, – первый автомобиль Ульяновского завода, предназначенный для личного пользования. В былое время иметь УАЗ в частной собственности было практически невозможно, на это мог рассчитывать минимум председатель колхоза и то по особому разрешению. Но запретный плод сладок, а желание иметь ульяновский полноприводник превращалось в вожделенную мечту многих. С началом перестройки мечта стала реальностью, но к этому времени стало очевидным, что автомобиль превратился в музейный экспонат. Геройские попытки автозавода по его реанимации на примерах "Симбира" и "Хантера" показали, что одним жестким верхом проблемы производства и комплектующих решить невозможно.

Как в песне Высоцкого, первым делом "Патриот" вырвался из собственной колеи, определенной специфическими требованиями военного заказчика (1600 мм вместо прежних 1445 мм – это значительное изменение), а во-вторых, сменил форму одежды на парадную (прежнюю окраску автомобиля иначе, как лакокрасочным покрытием назвать было нельзя). Для этого на заводе пришлось внедрить современный технологический комплекс по окраске кузова "Патриота" и антикоррозионной обработке днища битумной мастикой. Претерпели масштабную реконструкцию сварочное, литейное и сборочное производства.

Насос гидроусилителя ZF

Особое значение стали уделять качеству сборки, что мы отметили в процессе работы с автомобилем. Наличие всех необходимых шайб и шплинтов, а главное, что они загнуты именно так, как должны, наводит на мысль, что о протяжке за воротами завода можно забыть. Вся реконструкция была рассчитана именно на производство "Патриота". Завод умер, да здравствует завод!

Что отличает настоящий внедорожник от полноприводного "паркетника"? Конечно, наличие рамы и раздаточной коробки с понижающей передачей, и у "Патриота" они есть. Его вполне можно считать нашим вызовом "джиповской крутизне" и экспансии китайских автопроизводителей. При всей утонченности внешнего облика по техническим условиям полуметровый брод и 350 мм снега для "Патриота" остались стандартными препятствиями.

Справедливости ради следует отметить, что раздаточная коробка претерпела некоторые изменения, для снижения шума и повышения надежности в ней стали применяться шестерни с косозубым зацеплением.

На этом патриотизм заканчивается, и вступает в силу закон футбола: не умеешь забивать сам, начинают забивать тебе. Гидроусилитель, сцепление, стартер и генератор поставляют из Германии, коробка передач – из Кореи, передняя панель – из Ирана, панель приборов изготовляют в Латвии по швейцарской лицензии и только фары хотя и BOSCH, но нашего рязанского производства. Несомненно, все эти комплектующие обладают отличными техническими характеристиками...

Для АКБ лучшего места, видно, не нашлось

Интересная функция есть у панели приборов: на жидкокристаллический экран нажатием кнопки можно поочередно вывести с точностью до десятой значения напряжения и давления масла. Для обычного водителя есть стандартные лампочки аварийной сигнализации, а для более продвинутого эта информация может оказаться весьма полезной, в частности, для контроля минимального значения давления масла, необходимого для работы гидрокомпенсаторов, которыми оснащен механизм газораспределения двигателя ЗМЗ-409.10. Поэтому регулировка клапанов, которых по четыре на каждый цилиндр, в процессе эксплуатации не требуется.Четкость и легкость переключения передач на корейской коробке Dymos не вызывают нареканий.

Модернизировать раздаточную коробку заводчанам пришлось самим, вероятно, потому что ее аналогов в мире не существует.

Раздутые размеры передней панели создают неудобства при управлении педалями; наличие на ней вещевых ящиков затейливой конфигурации наводит на мысль, что она не разрабатывалась специально, а была отобрана из продукции, производимой в Иране для какого-то другого автомобиля, и с некоторыми изменениями использована на "Патриоте".

В подлокотнике спрятан вместительный бокс для мелочей

Доказательством может служить наличие выдвижного лифта для пользования стаканом, по-видимому, он уже был в конструкции и его оставили. Если такая проблема существовала бы для нашего человека, и была поставлена задача ее реализовать, то наши конструкторы решили бы ее скорее всего выштамповкой горизонтального участка где-нибудь на капоте или крыле автомобиля, так как по инструкции пользоваться им во время движения не рекомендуется.

Каплей бальзама на рану оказался электробензонасос, он погружного типа; из топливного бака выступает только его верхняя часть с присоединительными штуцерами. В процессе установки измерительной аппаратуры замечаем наклейку со знаком сертификации и странным названием "Утес", что не BOSCH очевидно. Это ответственное изделие с ресурсом 80 тыс. км производства какого-то ульяновского предприятия, возможно, бывшего "ящика"...

Прошло чуть больше полугода с начала конвейерной сборки "Патриота", но очевидно, что автомобиль пока остается пробным шаром в боулинге конкурентной борьбы, и если он запестрит на дорогах Отечества, как подержанные иномарки, то тогда законы экономики заставят развивать и дальше собственное производство, а название автомобиля гордо писать на русском языке.

UAZ Patriot – дебютант 2005 года

Дефлекторы дополнительного отопителя для задних пассажиров

UAZ Patriot был признан лучшим дебютантом на российском рынке внедорожников в 2005 году. В соответствующей номинации конкурса "Внедорожник года" этот автомобиль занял первое место.

Конкурс "Внедорожник года" проводился в этом году впервые. В качестве жюри в нем выступали журналисты автомобильных изданий. Они выбирали лучшие полноприводные автомобили в разных номинациях: от утилитарных покорителей внедорожного пространства до спортивных универсалов. Согласно правилам конкурса UAZ Patriot, запущенный в производство 17 августа 2005 года, смог номинироваться только в категории "Дебют года". Во всех остальных номинациях принимали участие полноприводные автомобили, которые начали продаваться на российском рынке ранее 15 августа. Победа в этом конкурсе поставила UAZ Patriot в один ряд с признанными лидерами мирового рынка, победившими в других номинациях: Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 100, Suzuki Grand Vitara и др.

"В победе "Патриота" я не вижу ничего удивительного, – сказал директор ООО ПП "УАЗ Автотехобслуживание" Евгений Шаталов, – это качественный современный автомобиль, который очень нравится посетителям нашего салона. Они отмечают внешний вид этой машины, а после проведения тест-драйва высказывают свое удовлетворение его хорошей управляемостью, работой коробки передач и внедорожными качествами. Отклики посетителей об этой машине – самые положительные" (по материалам сайта www.racing.i-dezign.ru).

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию