Видео невидимо!
История передвижных телевизионных видеозаписывающих станций (ПВС, ПТВС, РТВС)
В июльском номере журнала мы рассказали о передвижных телевизионных станциях (ПТС), которые позволили выйти телевизионным камерам из студий на улицы, стадионы и концертные залы – к непосредственным местам событий. Но у телевизионных станций в чистом виде есть один существенный недостаток – они привязаны к своему телецентру ограниченным радиусом действия радиоканалов, по которым программы передаются на телецентр. Чуть больше расстояние передачи или городские улицы с плотной высотной застройкой, и ПТС оказываются беспомощными.
ПВС
С введением в эксплуатацию видеомагнитофонов появилась возможность создания передвижной станции магнитной видеозаписи (ПВС). Такая станция, приданная к ПТС, неограниченно расширяет зону действия последней, так как сформированная на ПТС телепрограмма передается на ПВС по кабелю, а не через радиолинию. Такие пары могли работать не только автономно на большом удалении от телецентра, но и рядом с ним, если не было необходимости прямой трансляции передачи в эфир. Это позволяло разгрузить приемные студии в центре и повысить качество записываемого сигнала, так как исключались неизбежные помехи при радиопередаче сигнала.
Первая в стране передвижная станция магнитной видеозаписи ПТМЗ была разработана в 1962 году на базе автобуса ЗИЛ-158 Всесоюзным научно-исследовательским институтом телевидения и радиовещания (ВНИИТР) в Ленинграде. Станция была оснащена студийным видеомагнитофоном «Кадр-1», позволяющим вести запись как черно-белых, так и цветных изображений, и необходимым контрольно-измерительным оборудованием.
К концу 60-х годов видеомагнитофоны «Кадр-1» на студиях были заменены более совершенными ВМ «Кадр-3», поэтому в 1970 году ВНИИТР разработал и изготовил опытный образец передвижной видеозаписывающей станции ПВС-1 с применением нового видеомагнитофона на базе автобуса ЛиАЗ-158В. Вся основная аппаратура этой станции уже была выполнена на полупроводниковых приборах, что значительно повышало ее надежность, срок службы и уменьшило потребление электроэнергии. ПВС-1 была значительным шагом вперед в развитии внестудийного вещания, но имела ряд недостатков, в том числе большие габариты, что снижало область ее применения.
С развитием технических средств телевидения вскоре возникла необходимость в создании новой станции видеозаписи (ПВС-3), работы по которой были проведены в 1972–1974 гг. ВНИИТР совместно с СКБ Кировоградского завода радиоизделий (КЗР), в результате чего появился опытный образец ПВС-3. Новая станция была выполнена на базе автобуса ПАЗ-672, у которого значительно меньше габаритные размеры. При проектировании станции особое внимание уделили простоте управления аппаратурой и условиям работы персонала – ПВС-3 комплектовалась кондиционером и мощным отопителем.
В оборудование новой станции входил специально разработанный для передвижных видеозаписывающих ТВ средств видеомагнитофон «Кадр-3П». От студийного собрата «Кадр-3» отличался меньшими размерами и системой амортизации. Для записи особо ответственных передач или передач продолжительностью более 90 минут две видеозаписывающие станции ПВС-3 могли работать в паре. При этом одна из них считалась основной, а другая резервной, главная станция получала сигнал непосредственно от ПТС, а резервная – от главной ПВС. Серийное производство ПВС-3 началось на КЗР в 1974 году, где в год в среднем изготовляли по шесть ПВС.
Однако применение при записи и воспроизведении одного видеомагнитофона по ряду причин неудобно. Функция объединения двух станций ПВС при совместной работе, заложенная в ПВС-3, себя не оправдала, и на практике режим объединения двух станций почти не использовался, так как видеомагнитофоны находились в разных автобусах и управлять ими было крайне неудобно. Поэтому в 1976 году была начата разработка передвижной видеомагнитофонной аппаратной ПВМА «Плато» на базе аппаратуры третьего поколения, в состав которой входило два видеомагнитофона «Кадр-3П». Все оборудование станции предполагалось разместить в специальном полуприцепе-фургоне, тягачом для которого могли использоваться седельные тягачи ЗИЛ-130В1 или КАЗ-608В. Чуть позже, к 1980 году, аппаратную решили разместить в кузове специального автобуса, аналогичного ПТС (ЛиАЗ-5292), но из-за сложности и громоздкости оборудования передвижные аппаратные не получили широкого распространения.
Зато к Олимпиаде-80 требовалось создать более совершенную передвижную видеозаписывающую станцию с широким применением интегральных микросхем, ведь качество сигнала, передаваемого ПВС, должно было строго соответствовать международным нормам. Такая станция – ПВС-4, созданная в 1978 году, стала полноценной телевизионной студией – два видеомагнитофона, пульты звуко- и видеорежиссера. Стоила такая машина около 250 тыс. рублей и аналогов в Союзе у нее не было.
В жизни всегда есть место юмору
При создании первых ПВС на Кировоградском заводе радиоизделий не обошлось без интересных, иногда даже забавных ситуаций. Вот некоторые, особо запомнившиеся Валерию Новикову (в прошлом инженеру-конструктору I категории сектора № 2 СКБ радиозавода): «Эта история связана с одним из первых опытных образцов «передвижек». В автобусе кроме людей должна была находиться дорогостоящая аппаратура, поэтому серийный «пазик» нужно было основательно утеплить. Привезли пенополистирол (т. е. пенопласт), аккуратно порезали, уложили между обшивкой и корпусом автобуса. И когда сварщик принялся обваривать обшивку, пенопласт загорелся. Тушили автобус, заливая водой, всем экспериментальным цехом». Вот так, опытным путем инженер-конструктор, выбиравший по сортаменту марку пенополистирола, узнал, что кроме негорючего пенопласта есть еще и горючий…
«Еще один случай. Готовим мы «передвижку» на выставку в Москву – собрали, покрасили автобус, а краска почему-то не сохнет. День стоит, два – не сохнет, три, четыре... Уже время ехать на выставку, а краска все еще берется. Оказывается, девочки из КБ выбрали тип краски, которая высыхает только в термокамерах. Естественно, автобус на резиновом ходу, да еще к тому же полностью нашпигованный серьезной аппаратурой, в условиях высокой температуры сушить нельзя. Так что им пришлось лично смывать всю краску растворителем. Но самое главное – на выставку мы успели.
А однажды завод подготовил ПТВС-3ЦТ с одесским прицепом для международной выставки «Телеком-76», проходившей в Женеве. Когда машина была готова, принимать ее прибыла высокая комиссия. Члены делегации, как обычно, осмотрели технику, выписали ряд замечаний и среди прочего предложили «для улучшения внешнего вида» все заклепки с прицепа ОдАЗ... срезать! Буквально в последний момент удалось спасти прицеп и остановить рабочего с «болгаркой», всерьез намеревавшегося зачистить заклепки Потом, по приезде с выставки, ребята рассказали, какой была реакция западной прессы на нашу ПТВСку: «. . .русские прислали чудовище, похожее на броненосец, но самое удивительное, что эта штука работает, и работает неплохо».
ПТВС
В связи с тем, что обычно телевизионные и видеозаписывающие станции размещаются в двух разных автобусах, их совместная эксплуатация вызывает определенные трудности, которые обусловливаются длительным временем развертывания и свертывания станций из-за наличия кабельных соединений и плохой маневренности, особенно огромных ПТС в сельской местности. Поэтому дальнейшим шагом развития внестудийных средств вещания стали передвижные телевизионные станции, совмещенные с функцией магнитной записи – ПТВС.
Еще в 1974–1975 гг. СКБ КЗР приступило к разработке и изготовлению опытных образцов передвижных ТВ-станций с функцией магнитной видеозаписи – ПТВС-1 и ПТВС-2ЦТ. Вся аппаратура этих станций размещалась в одном автобусе ПАЗ-672, у которого была достаточная проходимость по проселочным и грунтовым дорогам. ПТВС-1 мог работать с двумя камерами КТ-87 чернобелого телевидения, ее комплектовали видеомагнитофоном «Кадр-3П». ПТВС-2ЦТ работала с двумя камерами цветного телевидения КТ-116М и видеомагнитофоном «Кадр-3П». В таких автобусах располагался пульт видеоинженера, звуко- и видеорежиссера, как в обычных ПТС, и дополнительно пульт оператора видеомагнитофона. Опытный образец ПТВС-2ЦТ демонстрировался в маеиюне 1975 года на Международной выставке «Связь-75», проходившей в Москве, где был удостоен почетного диплома Торгово-промышленной палаты СССР. Серийный выпуск ПТВС-2ЦТ был начат на Кировоградском заводе радиоизделий в 1976 году.
К Олимпиаде-80 на базе ПТВС-2ЦТ разработана специальная коммутационная станция ПКС-1. В отличие от ПТВС такая станция позволяла осуществлять коммутацию трех каналов, а не двух, как у ПТВС. На третьем канале ПКС-1 использовал камеру ТК-760. В остальном коммутационная станция полностью соответствовала ПТВС-2ЦТ. Сделано это было для того, чтобы после Олимпиады все дополнительное оборудование с ПКС-1 было легко демонтировать и использовать их как обычные телевизионные видеозаписывающие станции.
В преддверии Олимпиады-80 Гостелерадио СССР придавало большое значение улучшению качества ТВ-вещания, что потребовало создания разветвленной службы контроля системы вещания. Для оперативного контроля и измерений параметров ТВ-сигналов, принятых из эфира, предназначалась передвижная телевизионная контрольная станция ПТКС-1, разработанная СКБ Кировоградского завода радиоизделий. Станция могла проводить видео и слуховой контроль качества передаваемого ТВ-изображения и записывать видео и звуковые сигналы на видеомагнитофон. Она могла обеспечивать измерение полей напряженности ТВ и РВ передающих станций, а также помех в диапазоне частот 0,1–1000 МГц. В 1982–1983 годах модернизированную контрольную станцию ПКТС-2 на Кировоградском заводе разработали на базе микроавтобуса УАЗ-452, которая выполняла те же функции, что и ПКТС-1, но была намного меньше. В ней использовались малогабаритный видеомагнитофон и портативные телевизоры.
Освоенные в серийном производстве ПТВС-2ЦТ изготовлялись на базе аппаратуры второго поколения, а к Олимпиаде-80 требовались станции на уровне блоков, унифицированные с телевизионной аппаратурой «Перспектива-ЦТ». Поэтому на Кировоградском заводе разработали новую ПТВС-3ЦТ, которая размещалась в специальном полуприцепе-фургоне ОдАЗ-9961, буксируемом автомобилем КамАЗ-5410. В состав станции входил видеомагнитофон «Кадр-3П» и три камеры КТ-132. Станция ПТВС-3ЦТ могла быть использована для совместной работы с ПТС «Магнолия», так как в ней тоже применялись ТВ-блоки и звуковое оборудование «Перспектива-ЦТ». Всего к Олимпиаде в 1978–1979 годах изготовили 18 штук ПТВС-3ЦТ, и она стала основной видеозаписывающей станцией этих соревнований. Всего же на конец 1981 года в РСФСР в эксплуатации находилась 101 видеозаписывающая станция, из которых только три – черно-белые.
Опыт эксплуатации ПТВС-3ЦТ на телецентрах и Олимпиаде-80 позволил определить пути дальнейшего развития телевизионных станций с функцией видеозаписи, в частности оптимизации состава, конструкции аппаратуры и улучшения компоновки спецавтомобиля. Предполагалось, что новая ПТВС-3ЦТМ «Этюд» будет располагаться в двух автобусах – основном, разработанном на базе ЛАЗ-699Р, и вспомогательном – на базе ПАЗ-672. В составе станции было три камеры КТ-132 и видеомагнитофон «Кадр-3ПМ». По параметрам ПТВС «Этюд» соответствовал ПТС «Магнолия-83». В начале 80-х годов на КРЗ был построен опытный образец «Этюда», который прошел испытания, но в серийное производство пошел совсем в другом виде. К 1984 году были изготовлены первые ПТС «Магнолия-83А» в финском кузове Ajokki на базе КамАЗ-53213, видимо, тогда и было решено, что новый ПТВС будет размещаться в аналогичном, но более коротком кузове. Кстати, эти станции были унифицированы по аппаратуре, а теперь стали унифицированными и по базовому автомобильному шасси, что облегчило эксплуатацию машин в телецентрах.
У передвижных видеозаписывающих станций ПТВС-3ЦТ и ПТВС-3ЦТМ «Этюд» были большие возможности, что позволяло создавать сложные ТВ-программы на телецентрах союзного и республиканского значения. Для областных телецентров на КЗР была разработана двухкамерная ПТВС «Октава» на базе автобуса ПАЗ-672. Эту станцию оборудовали комплексом аппаратуры «Перспектива-ЦТ». ПТВС «Октава» заметно проще больших ПТС (ПТВС) в эксплуатации и управлении, что в условиях небольших телецентров было достоинством. Станция могла работать как самостоятельно, так и в паре с другой такой станцией, что позволяло создавать более сложные программы с использованием четырех ТВ-камер КТ-132. К ней можно было подключить две небольшие репортажные камеры, формирующие полный цветовой ТВ-сигнал. Запись звука и изображения осуществлялась видеомагнитофоном «Кадр-3ПМ». Малую станцию обслуживало шесть человек, включая водителя, а время ее развертывания не превышало двух часов.
РТВС
В свое время станции типа ПТВС были задуманы как более оперативные телевизионные комплексы по сравнению с парами ПТС+ПВС, но новые видеозаписывающие станции, особенно автопоезд ПТВС-3ЦТ, уже плохо подходили на роль оперативного транспортного средства. С развитием микроэлектроники стало возможным создать действительно небольшие, так называемые репортажные телевизионные станции (РТВС, позже их стали называть ПРТС или ПРСЦТ). И первую такую машину создали на КЗР в 1976 году на базе полноприводного автобуса ПАЗ-3201. В состав РТВС-1 входил видеомагнитофон «Кадр-3П» или «Кадр-5» и две студийные камеры КТ-132. Ее достоинством является то, что она не требовала внешних кабельных соединений. По прибытии на место одна из камер выдвигалась через переднюю дверь на специальном устройстве, другая через люк в крыше на подъемнике. Это позволяло оперативно проводить репортажи без выноса камер из машины, но при необходимости камеры могли быть удалены от станции на расстояние до 600 метров.
К московской Олимпиаде в 1978 году во ВНИИ телевидения и радиовещания совместно с Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО) разработали еще более компактную репортажную станцию ПРТС на базе микроавтобуса УАЗ-452А. Она отличалась настоящей мобильностью. В ее состав входили две репортажные ТВ-камеры КТ-302Р и малогабаритный одноголовочный видеомагнитофон «Кадр-103». Продолжительность непрерывной записи программы составляла до 45 минут.
Но пользоваться такой малой репортажной станцией было не очень удобно из-за недостаточного внутреннего объема, а во второй половине 80-х годов многие телецентры страны уже смогли оценить качество и удобство передвижных телецентров финского производства Ajokki, поэтому, когда стал вопрос о создании новой репортажной станции «Гранат-2», телевизионное оборудование Шяуляйского телевизионного завода разместили в финском кузове-фургоне на полноприводном шасси УАЗ-452Д. Станцию комплектовали двумя репортажными камерами КТ-320 и отечественным видеомагнитофоном формата «В» ВМ-4101, который мог обеспечить непрерывную запись в течение одного часа. При необходимости «Гранат-2» мог работать вместе с большими ПТС и ПТВС.