Автомобильные кофеварки
Автомобильные кофеварки, как известно, бывают разные. Самые простые, капельного типа, продаются в любом магазине электротоваров по цене от 800 рублей за вполне приличный аппарат. Все, что они могут, – пропустить горячую воду через фильтр-пакет с кофе, сымитировав таким образом его варку. Другой, более «продвинутый» класс электрокофеварок называется «эспрессо», эти аппараты продуктивнее за счет пропускания через молотый кофе пара под давлением. Более совершенные модели умеют кроме обычного кофе делать капуччино и латте, изменять вкус напитка путем регулирования режимов варки (давление пара, количество открытых форсунок и т. п.), готовить одновременно разные типы кофе... Но это уже хай-энд, для которого придумано отдельное наименование – кофейные автоматы. Они дороги, непросты в обслуживании и предназначены для больших ценителей древнего арабского напитка.
Автомобильная кофеварка PerfectCoffee MC-01-24 (1410 руб.) Объем: 1 чашка (150 мл) Мощность: 360 Вт Размеры: 135x190x110 мм Длина кабеля: 1,0 м Вес: 0,75 кг. Особенности: автоматическое выключение в случае отсутствия воды в резервуаре
PerfectCoffee MC-05-24 (1840 руб.) Объем: 5 чашек (680 мл) Мощность: 360 Вт Размеры: 210x260x140 мм Длина кабеля: 1,0 м Вес: 1,34 кг. Особенности: использование обычных бумажных фильтров, прозрачный резервуар для воды со шкалой, встроенное устройство безопасности для стеклянной колбы, нагревательный элемент с термостатом, жесткая система реле, защита от перегрева
Штекеры и силовые провода сделаны с хорошим запасом по мощности, но сама конструкция разъема прикуривателя не оптимальна для передачи больших токов
PerfectCoffee MC-08-24 (3030 руб.) Объем: 8 чашек (750 мл) Мощность: 360 Вт Цвет: черный Размеры: 285x320x100 мм Вес: 1,8 кг Особенности: использование обычных бумажных фильтров, прозрачный резервуар для воды со шкалой, встроенное устройство безопасности для стеклянной колбы, нагревательный элемент с термостатом, жесткая система реле, защита от перегрева
Электрические автомобильные кофеварки появились не так давно, можно сказать, этот рынок только начинает развиваться. Предложений немного, да и спрос, по отзывам продавцов, пока небольшой. Популярностью автомобильные коферварки пользуются в США и Западной Европе, где развит автомобильный туризм, и, конечно, там, где значительный процент междугородных перевозок отдан дальнобойщикам, – в тех же США, Европе, Австралии. И в России, между прочим. У нас автомобильные кофеварки покупают владельцы кемперов, фанаты джиперских покатушек и путешествий, таксисты. И, конечно, водители грузовиков. Для них предлагаются специальные модели на 24 В. Напомним, что при прочих равных условиях (номиналы предохранителей, сечение проводов) «высоковольтные» автомобильные кофеварки могут «принять» из сети бо’льшую мощность, следовательно, КПД их будет выше. Поэтому даже при наличии в машине розетки на 12 В, лучше отдать предпочтение агрегату на 24 В. Вкуснее кофе не будет, но приготовится он значительно быстрее! Автомобильные кофеварки делаются исключительно капельными, иначе – фильтрационными. Если считать настоящим тот кофе, что готовится в турке на огне или раскаленном песке, а ненастоящим обычный растворимый, то кофе из капельной кофеварки будет примерно посередине. Работают такие автомобильные кофеварки следующим образом. Вода, наливаемая в специальную емкость, поступает по тонкой трубочке на нагревательный элемент и, нагреваясь до 87–95°C (но не до кипения!), естественным образом выталкивается наружу, проходя через порошок кофе. Скорость прохождения воды невелика, так как мощность нагревательного элемента ограничена. И вот тут слабость простых автомобильных кофеварок оборачивается преимуществом: чем меньше мощность, тем медленнее будет орошаться кофе и успеет отдать максимум своего аромата. Получается, что наиболее крепкий и вкусный напиток следует готовить медленно! И это действительно так. При прочих равных слабая кофеварка дает более насыщенный вкус и позволяет использовать порошок кофе с максимальной эффективностью. И по поводу температуры: стоградусный кипяток не лучший вариант для приготовления этого напитка. В эспрессо-кофеварках используют пар, но он тоже успевает немного охладиться и сконденсироваться до контакта с молотым кофе. Да и при традиционном способе приготовления мы отнюдь не кипятим кофе, а лишь заставляем едва-едва «подняться». А кипяток, говорят, убивает вкус. Но следует помнить, что воду лучше приготовить заранее – вскипятить и охладить. Ведь капельные кофеварки не кипятят воду, а использовать сырую не совсем правильно с точки зрения гигиены. Бог знает, что там... Важнейшим элементом любой автомобильной кофеварки является фильтр, в который насыпается молотый кофе. Фильтры бывают бумажными, нейлоновыми и «золотыми». Бумажный фильтр – одноразовый, после приготовления одной порции его придется выбросить. Это не совсем удобно – приходится всегда держать какое-то количество фильтров про запас. Но все сходятся во мнении, что бумажный фильтр нейтрален к вкусу напитка. Нейлоновый фильтр более удобный, ибо многоразовый. После употребления его можно промыть и использовать вновь. Один фильтр выдерживает 60–70 заварок, а если пользоваться аккуратно, то и больше. Правда, со временем он покрывается коричневым налетом и немного «искажает» вкус напитка. Не так, чтобы радикально, но гурманы замечают. «Золотой» фильтр скроен из волокон, покрытых нитридом титана. Он долговечен, легко моется, никак не влияет на вкус, но дорог. И в продаже бывает нечасто, нужный размер придется поискать. Впрочем, это не совсем актуальная информация: автомобильных кофеварок с «золотым» фильтром в продаже нет. Если не брать в расчет обычные автомобильные кипятильники и аппараты на 12 В, то получается, что на российском рынке присутствуют всего три модели «грузовых» автомобильных кофеварок. Все они производятся немецкой фирмой WAECO. Впрочем, нетрудно догадаться, что производятся они в Китае по заказу этой фирмы, так что при должном усердии эти модели можно найти в продаже и под другими торговыми марками. Для удобства будем их называть «маленькая», «средняя» и «большая», сообразно размерам и объему. И начнем описание конечно же с «маленькой». Автомобильная кофеварка PerfectCoffee MC-01-24Это модель автомобильной кофеварки рассчитана на приготовление одной чашки кофе (150 мл). Соответственно нет нужды использовать чайники или какие-то другие емкости – напиток стекает прямо в чашку, входящую в комплект. Эдакий вариант для эгоистов. Чашка, кстати, настоящая, из керамики, причем с толстыми стенками, что способствует теплосбережению и позволит напитку дольше оставаться горячим. Подставка для чашки – из рифленой резины, не боящейся неизбежных капелек влаги. Модель автомобильной кофеварки MC-01-24 сделана аккуратно, добротно, из хорошей пластмассы. Но немного портит ощущение крашеная «серебрянкой» передняя панель – она «облезет» уже через пару недель, это свойство крашеного пластика. Непонятно, что мешало производителю использовать пусть менее яркий, но более практичный пластик, крашенный в массе. MC-01-24 – простейшая автомобильная кофеварка, у которой под одной крышкой находится емкость для воды и фильтр для кофе. Это, кстати, единственная модель автомобильной кофеварки, комплектуемая многоразовым нейлоновым фильтром. Здесь нет индикатора уровня воды, поэтому процесс приготовления нужно контролировать, подняв крышку, – это неудобно. Нет и многих иных удобств, к коим мы привыкли, эксплуатируя домашние кофеварки. По сути, маленькая модель предназначена для совсем невзыскательных людей или для тех, кто будет возить кофеварку просто на всякий случай. Для регулярного использования она вряд ли годится – мала, неудобна. Имеются отверстия для крепления на стене, но вряд ли ими удастся воспользоваться – они расположены на гнутой задней стенке и находятся не в одной плоскости. Да и странно было бы подвешивать эту малютку. Подвесишь – неудобно будет заливать воду и менять фильтр. Нет отсека и для сетевого шнура. А вот на выключателе с подсветкой не сэкономили, и пользователю необязательно всякий раз выдергивать шнур из прикуривателя. Заявленная мощность автомобильной кофеварки MC-01-24 составляет 360 Вт (ее двенадцативольтовый аналог слабее – всего 200 Вт), чашку кофе она варит примерно 7–10 минут. PerfectCoffee MC-05-24Это уже совсем другое дело! Средняя по размерам PerfectCoffee MC-05-24 имеет все атрибуты настоящей кофеварки – стеклянный кофейник, плиту подогрева, прозрачную емкость для воды со шкалой уровня. Эта автомобильная кофеварка полуразбирающаяся – кроме основной «водяной» крышки есть еще сдвигающаяся емкость для кофе, в которую закладывается бумажный фильтр. Не знаю, кому как, а мне вариант с бумажным фильтром кажется лучшим – кофе получается «живым», без «пластмассового» привкуса. К качеству изготовления этой модели трудно предъявить какие-то претензии, все выглядит очень достойно, пластик ровный, крашенный в массе, крышка и сдвижной отсек не перекашиваются, не скрипят. MC-05-24 вполне приспособлена к «походным» условиям: кофейник удерживается пружинящей скобой, а способ крепления на стену не вызывает никаких вопросов. Эту автомобильную кофеварку вполне можно пристроить где-нибудь в «спальнике». Ее и выключать необязательно – имеется автоматический контроль. После окончания варки аппарат переходит в режим поддержания температуры, расходуя минимум энергии, но сохраняя кофе горячим. Мы испробовали эту модель в деле, сварив пару чашек. Кофе получился хорошим: терпким, насыщенным, неожиданно очень крепким. Эта модель рассчитана на 5 чашек напитка (680 мл), которые будут готовиться примерно 17 минут. PerfectCoffee MC-08-24Это самая дорогая и самая объемная автомобильная кофеварка, рассчитанная на восемь чашек. Она полностью разборная – снимается резервуар для воды, вынимается крышка фильтровального отсека и сам отсек. В транспортном положении «большая» автомобильна якофеварка имеет минимальную толщину, примерно 6 см. А чтобы привести ее в рабочее положение, достаточно откинуть столик и водрузить на него кофейник. Получается, что это самая приспособленная к настенной эксплуатации модель. Конструктивно MC-08-24 – самый сложный аппарат. Так, в съемный резервуар очень удобно заливать воду, но он потребовал дополнительных уплотнений. Модель автомобильной кофеварки оснащена противокапельным механизмом – простейшим затвором, открываемым носиком кофейника. Он позволяет кратковременно вынимать кофейник, не прерывая процесса приготовления напитка, затвор удержит оставшийся. Но злоупотреблять его возможностями не стоит, пара минут – это максимум, потом пружина ослабнет, и кофе начнет капать. Резервуар снабжен шкалой с плавающим желтым шариком, но, к сожалению, узкое прозрачное окошко почти сливается с черным пластиком. Здесь не помешала бы подсветка воды изнутри. При всех конструктивных достоинствах «большой», я смотрел на нее с грустью. Дело в том, что качество пластика (ABS) здесь посредственное, если не сказать плохое. Соответственно большие зазоры, поверхности неровные, да и в целом визуальное впечатление так себе. Пластиковая колба-кофейник смотрится совсем дешево, к тому же у нее оказался сколот кончик носика (у совершенно нового экземпляра!). В общем, по качеству исполнения конкуренции со «средней» она явно не выдерживает. «Большая» имеет такой же нагревательный элемент, как и предыдущая модель, но из-за большего объема готовит кофе несколько дольше, примерно 20–25 минут.Очевидно, что из рассматриваемых моделей лучшей покупкой будет «средняя» автомобильна якофеварка, PerfectCoffee MC-05-24. По каким-то параметрам она уступает «большой», но качество изготовления последней существенно хуже. К тому же «средняя» – единственная модель с подогревом и гигиенически безупречной стеклянной колбой. Теперь несколько замечаний общего характера. Все описанные автомобильные кофеварки снабжаются очень плохими инструкциями. Это даже не инструкции, а просто листочки с набором обязательных, но малозначимых фраз вроде «промойте чашку после использования». Причем для всех моделей инструкция одна, только заменены названия и мощность. Но ведь различия между моделями очень существенны, и одного универсального и поверхностного руководства явно мало, хочется чувствовать больше заботы о себе как о потребителе. Штекеры и силовые провода сделаны с хорошим запасом по мощности, но сама конструкция разъема прикуривателя не оптимальна для передачи больших токов. Контакты здесь обычно плохие, площадь их недостаточна, хорошего прижима контактных пластин нет. Поэтому рискну дать рекомендацию по небольшому электротехническому усовершенствованию. Совсем необязательно использовать розетку прикуривателя, с которой рано или поздно возникнут проблемы. Лучше сделать в машине еще один сетевой разъем, но другого типа, лучше военный, с винтовым зажимом, какие используются в радиостанциях. Пусть даже площадь контакта будет меньше. Зато сам он будет стопроцентным, защищенным от пыли и влаги, долговечным, «неискрящим». Конечно, в проводку нужно поставить предохранитель, расположив его в удобном для контроля и замены месте. Разъем силовой, поэтому предохранитель можно взять номиналом 25–30 А. Естественно, штекер на кофеварке и других актуальных электроприборах тоже придется поменять. И последнее. Автомобильные кофеварки – приборы очень энергоемкие. Конечно, пара чашек кофе аккумулятор не посадит, но если приходится готовить напиток на несколько человек, то лучше, от греха, завести мотор. |