Воровство топлива – организованный «бизнес»!
Когда вы едете по городу на своей легковой машине, открывается масса возможностей: как провести время и потратить свои сбережения, где и как получить прибыль. Каждая улочка вам знакома и приглашает поучаствовать в ее жизни. Когда же едешь на легковушке по трассе, иногда ощущаешь дискомфорт. От количества коммерческого транспорта кажется, что все здесь предназначено для «владельцев» тягачей. Некоторых вещей, проезжая, мы не замечаем, но дальнобойщик знает, что здесь он может поесть, там поспать, заправиться, а где и подзаработать.
Речь идет о пунктах незаконной скупки топлива, которые расположены вдоль всей трассы. Представьте размах этого бизнеса, когда, проводя анализ одной из трасс, на расстоянии 70 км было обнаружено 11 таких пунктов! Однако привлечь к ответственности хозяев этих предприятий практически невозможно. Что возьмешь с «неместного», который говорит, что пункт не его и хозяина он не знает. Да и сообщению между такими пунктами могут позавидовать и наши правоохранительные органы – одного поймали, а остальных ищи-свищи в чистом поле!
Что такое незаконный пункт приема топлива?
Конечно, вывесок «Скупаем топливо!» не встретишь на трассе. Обычно это неприметные на первый взгляд вагоны или будки, но выдают их бочки, емкости, куда сливается скупленное топливо. Размер такой емкости на пункте может достигать 30, а иногда и 50 м3! А еще различного рода канистры, емкости для забора небольшого объема топлива. Для скромных продавцов-водителей имеются ведра, для VIP-клиентов, которые продают не 20 литров и не 50, а 500 и 1000, сервис по высшему классу – насосы.
Интересно, что такие пункты незаконны по своей сути, земля не частная, предприятие не зарегистрировано, налоги явно не платит, работники – незваные гости нашего государства без регистрации, да при этом они еще электричество воруют, незаконно подключаясь. Такая деятельность приводит к загрязнению земли около трассы. Примерно известно, что скажут экологи и какие штрафные санкции могут применить к таким вот предприятиям. А пожарники... У них, наверное, волосы дыбом встанут от увиденного. Черканул спичечкой или коротнуло и..!
Сколько можно заработать, создав такой пункт? Заранее оговорюсь – то не реклама нелегального бизнеса! Оборот такого милого для водителей пунктика в сутки может составлять и 10, и 15, и 20 т топлива, а может, и больше. Объемы установить очень сложно – только поймав с поличным. Да, стоит учесть тот факт, что скупаемое топливо еще и разбавляется, например, газолином. О последствиях заправки таким топливом автомашины сведущим людям можно не рассказывать.
На что водитель только не идет, чтобы получить дополнительный заработок. Об их хитростях можно писать лекции: и погода не та, и сломался, и в пробке простоял, машина плохая, старая, и с топливной системой нелады, и на заправке обсчитывают, и спидометр «глючит»... В итоге страдает предприятие, которое предоставляет работу, за топливо платит в двойном размере и за техническое содержание тягача отвечает.
В итоге, объединив эти пункты приема топлива и водителей, которые хотят больше заработать, можно с уверенностью сказать, что воровство топлива – хорошо организованный «бизнес».
Водители сговариваются с заправщиками АЗС и даже играют на разнице в стоимости топлива в зарубежных странах и в России.
Конкретный пример
С проблемой махинаций с топливом столкнулось предприятие ООО «Трансмороз», занимающееся международными перевозками. В основном перевозки осуществляются по маршруту Центральная Россия – страны Центральной Европы. Предприятие эксплуатирует тягачи МАN и специализируется на перевозке скоропортящихся и опасных грузов. Одна машина в год проходит в среднем 120–140 тыс. км. Основной объем заправок на территории России и в Белоруссии – 70%; в Польше, Германии, Чехии, Австрии – 30%.
Чтобы исключить махинации с топливом, руководство установило нормы после проверки расхода каждой а/м на протяжении всего рейса. Была проведена трудоемкая работа, были установлены усредненные нормы – 29 л на 100 км при пустом пробеге +0,45 л на каждую тонну груза. Из этого расчета и велся учет.
В итоге был исключен лишний пробег а/м, были поставлены тахографы, время и километраж контролировались. Заправки производились исключительно по пластиковым картам. Оборот наличных был исключен, однако водители нашли выход и в этой ситуации – играли на разнице цен на топливо в России и в Европе, т.е. покупали топливо за свои деньги в России на границе с Польшей, сами оплачивали пошлину польским таможенникам, а на ближайшей АЗС в Польше у оператора брали чек о заправке и определенную сумму за незаправленное топливо. Невозможно было исключить сговор с операторами заправок и в Белоруссии, и в России или продажи излишков.
Наверное, у каждого руководителя, занимающегося перевозками, найдется масса примеров, когда водитель, пользуясь тем, что у руководства нет информации для опровержения его объяснений перерасхода топлива, выигрывал споры, хотя было видно, что это воровство! Однако не пойман – не вор. Да и ловили водителей, но разве поймаешь каждого, когда у тебя в парке 100 машин, поэтому глаза на воровство просто закрывают!
Что можно сделать в этой ситуации?
Есть два пути – дарить свое топливо «ценным» работникам или попробовать решить эту проблему. К такому выводу пришло и предприятие «Трансмороз», о котором уже говорилось.
Закрывать незаконные пункты приема топлива – работа не руководителя транспортной компании, а вот проконтролировать машину без ущерба для своего драгоценного времени можно. Чтобы у руководства транспортных предприятий появилась возможность контроля своих «рабочих авто», компания «Омникомм Технологии» на протяжении 9 лет производит систему контроля расхода топлива FMS.
Примечательно, что нашу российскую систему покупают и страны дальнего зарубежья (Аргентина, США, ЮАР, Турция, Бразилия и др.) – проблема воровства топлива актуальна не только для России.
«Омникомм Технологии» на сегодняшний день – лидер в России по производству профессиональных систем, позволяющих контролировать расход топлива, и успешно осваивает зарубежные рынки. Интересна еще одна разработка компании – высокоточный емкостный датчик уровня топлива. Он может устанавливаться на топливные баки любых размеров и даже на большие емкости с топливом. Этот датчик пользуется большим спросом среди компаний, предлагающих различные навигационные системы, хотя его использование оптимально только в комплексе с установкой системы FMS, так как создавался он под нее. Только в таком сочетании возможно получение объективной информации о расходе топлива транспортным средством.
Мы уже рассказывали о системе контроля расхода топлива FMS в прошлых номерах ( «ГП» № 10, 2006 г., № 1, 2007 г.), в этой статье приведем опыт эксплуатации системы.
Рассказывает генеральный директор компании «Трансмороз» Железова Светлана:
«О системе контроля FMS мы слышали давно, присматривались года два. Резкий рост цен на ДТ подтолкнул нас к установке системы контроля расхода топлива. На сервисной станции OmniCOMM установили системы на два автомобиля в декабре 2006 года, а окупилась она за два зимних месяца эксплуатации. Сегодня у нас оснащен весь автопарк. В количественном выражении за период окупаемости экономия топлива составила 3–4 л на 100 км пробега (около 10–15% от общего расхода), экономия средств по сравнению с прошлым годом – до 20%. Теперь появилась возможность отслеживать недобросовестных заправщиков на АЗС. Правда, бороться с этим оперативно нельзя, недолив выявляется только после снятия показаний прибора. Мы информируем нашего держателя карт и просто игнорируем недобросовестную АЗС.
Водителей известили об установке FMS и предложили несогласным во избежание недоразумений и попыток влезть в систему поискать другое место работы. Благодаря системе FMS мы пресекли не только махинации с топливом, мы можем анализировать стиль езды, использование технических возможностей автомобиля (например, темпомат), правдивость информации от водителей о времени простоя на границе, скоростной режим и пр.
Установка таких систем целесообразна на любом виде транспорта и в любых организациях (кроме тех владельцев, которые сами сидят за рулем автомобиля). Для нас кроме экономической выгоды очень важно, что мы исключили «человеческий фактор» на одном из этапов рабочего процесса».
Это заключение руководства одной транспортной компании. У нас таких примеров масса. Среди наших клиентов много строительных, железнодорожных компаний, карьеров и др. Везде проблема перерасхода топлива актуальна. Cмириться с этим положением дел или нет, решает руководитель...