Наступление на сезонные грабли
Дважды в год автомобилисты сталкиваются с процедурой под названием «Сезонное обслуживание». Предполагается, что с наступлением отрицательных температур и прилетом белых мух автомобиль подготовлен к наступившему сезону. С установлением стабильного тепла – аналогично. Что же необходимо сделать и как все происходит на деле?
Первое, о чем помнит большинство – смена резины. Скоростную шоссейную меняют на шипованную, с зимним рисунком протектора. Модели грузовых шин, пригодные к шипованию, есть уже давно, грузовые шипы тоже. В северных регионах применяют цепи противоскольжения, которые в ряде случаев представляют более надежный вариант, нежели шипы (особенно на заснеженных участках дорог). Поэтому цепи используют даже европейские водители-дальнобойщики, маршруты которых лежат вглубь России, на Урал и дальше.
Второе по значимости – проверка аккумулятора. Смотрят внешнее состояние корпуса, чтобы не было трещин и сколов, состояние пластин и банок, плотность доводят до необходимой в конкретных климатических условиях, заряжают на стенде. Если есть сомнения, целесообразнее поменять АКБ. Очищают и смазывают клеммы и на самом аккумуляторе, и на автомобиле, необходимо утеплить и аккумуляторный ящик.
Обязательно проверяется состояние свечей на бензиновых двигателях, а также на факельных обогревательных устройствах. Состояние топливных форсунок, фильтров и топливопроводов напрямую влияет на безопасную работу двигателя.
Необходимо учесть зимой двойное возрастание нагрузки на электрооборудование – постоянно включенные фары, свет в салоне, постоянно работающие «печки», обогрев стекол. По логике неплохо бы провести ревизию всей электропроводки. Грязевая жижа, летящая с дороги, образует ледяные рукава на болтающихся проводах или шлангах, и в один момент под тяжестью налипшего льда провод может оборваться. В лучшем случае можно остаться с неработающей магнитолой, в худшем – в кювете. Прежде всего надо избавиться от скруток под изолентой, а коварные места контактов кабелей с корпусом автомобиля проверить.
Проверка системы охлаждения – процедура нескорая, но, безусловно, необходимая. Если автомобиль работает более 12 часов в сутки, антифриз нужно заливать свежий, с зимними свойствами. В автобусах проверяется и отопление салона. Работа «печек» в холода – критерий отношения со стороны пассажира. Кроме того, подвох в автобусном отоплении заключается в трудности нормальной прокачки системы. Действительно, протяженность и сложность салонных калориферов допускают «завоздушивание» при формальном подходе. А если доверите действо малознакомым или непорядочным слесарям, преподнесете им роскошный подарок в виде нескольких ведер сэкономленного антифриза, в обмен на ваши последующие немалые проблемы с системой охлаждения. Не забывайте, что ГМП (гидромоторная передача) тоже омывается системой и более чувствительна к перегреву, чем двигатель.
Масло в двигателе, коробке передач и остальных элементах рулевого управления и трансмиссии меняется на морозостойкое. Почему при этом забывают обслужить тросы Морзе в приводе кулисы КП – вопрос. С наступлением хороших морозов тросы просто порвутся, не выдержав возросшего усилия при включении передачи. Для тяжелых условий Заполярья используются специальные, арктические, сорта масла. Из практики могу сказать, что наибольшим доверием там пользуются смазочные материалы, предназначенные для авиации.
Пневмосистема имеет неприятное свойство иногда замерзать. Сливать конденсат часто ленятся, поставить силиконовый осушитель воздуха тоже вроде бы не первое дело, потом оказывается, что тормоза пропали, двери в автобусах не закрываются... Залитый спирт помогает не всегда (он «связывает» воду, но против льда беспомощен), поэтому для ликвидации конденсата лучше применять специально разработанные жидкости.
На современных машинах есть специальный стакан, совмещенный с фильтром-осушителем, на более старых конструкциях – непосредственно за выходом нагнетания компрессора. Вообще, на северных предприятиях автомобили обязательно заезжают на отстой в теплые боксы согласно графику. Там они сначала подвергаются мойке, потом попадают под обдув тепловых пушек. Время отстоя зависит от погодных условий, но не менее одного часа.
При подготовке к зимней эксплуатации рекомендуется проверить работу многих узлов и агрегатов автомобиля: генератор, компрессор, датчики уровня и температуры охлаждающей жидкости, отсутствие трещин на стеклах (при подаче струи горячего воздуха из дефлектора «печки» во время морозов стекла лопаются от перепада температур), состояние приводных ремней, их натяжение, работу дверных замков. Если есть возможность, поставьте автономный подогреватель двигателя (а если он уже есть, то проверьте и его работу), установку подогрева топлива, автономные подогреватели кабины и салона. Понятно, что затраты не маленькие, но не забывайте, что от этого зависит не только рабочее состояние автомобиля, но и иногда здоровье и жизнь людей.
ДРУГИЕ СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:
- Аккумулятор на «Газели»
- Правильный выбор аккумуляторной батареи
- Покупай, но проверяй!
- Аппараты для очистки деталей
- Устанавливаем сигнализацию на грузовик
- «Свои» и «Чужие» генераторы
- Автопарк на ладони
- Как правильно проектировать участок по обслуживанию барабанных тормозных систем
- Проблемы с тормозами решены
- Защищаем «Газель» от грабежа
- Живая и мертвая вода в радиаторе
- Карбюраторы малых грузовиков и грузопассажирских автомобилей
- Экскурсия внутрь УАЗа
- Аппараты для очистки деталей
- Наступление на сезонные грабли
- Покупай, но проверяй!
- Проблемы с тормозами решены
- Изучаем агрегаты «Бычка»
- Импортный дизель в России
- «Свои» и «Чужие» генераторы
- Где болит «голова» у «Газели»
- Экскурсия внутрь УАЗа
- Вкус «буханки»