...Где бронепоезд не пройдёт
Внедорожник КамАЗ-4326
Глядя на нижнекамский внедорожник КамАЗ-4326, невольно вспоминаешь слова этой старой песни. Вот мы и решили проверить: действительно ли "КамАЗ на брюхе проползёт и ничего с ним не случится". Оставалось лишь найти на территории Дмитровского автополигона побольше грязи и...
Естественно, мы не исключали из своих планов стандартных замеров по топливной экономичности и динамическим свойствам челнинского полноприводника. Но жизнь как всегда внесла свои коррективы, и вариант жестких "грязных" испытаний отпал сам собой: грязевая ванна не работает уже давно, тяжелый грунт оказался захламлённым какими-то отходами, а все остальные испытательные дороги были донельзя сухими.
Тем не менее, нам всё же удалось отыскать рыхлый песок (карьер автополигона) и немного глубоких луж по соседству с комплексом подъёмов большой крутизны.
Тягач многоцелевого назначения
Как правило, мы тестируем автомобили в двух "весовых категориях" – при снаряженной и полной массе. В данном случае, посоветовавшись, мы решили испытывать полноприводник только при полной массе – 11 600 кг, поскольку это его естественное рабочее состояние.
Обязательное условие военной комплектации – ПЖР |
Действительно, какой смысл эксплуатировать пустой автомобиль в условиях бездорожья. Тем более что позиционируется он как "тягач многоцелевого назначения, предназначенный для перевозки личного состава и воинских грузов общей массой не более 4 000 кг, буксировки артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов, под монтаж вооружения и военной техники". Конечно, несмотря на такое категоричное позиционирование, КамАЗ-4326 может использоваться и в мирных целях. И так уж случилось, что автомобиль был предоставлен на испытания без прицепа, специального и военного оборудования и, уж тем более, без пушки. Вместо личного состава в кузове был уложен балласт. Этот факт сильно облегчал нашу задачу: члены "личного состава" попросту замучили бы нас советами…
У челнинского внедорожника обыкновенная, всем знакомая трёхместная откидная кабина с гидравлическим подъёмником, расположенная над двигателем.
Кузов представляет из себя платформу с металлическими откидными боковыми и задним бортами, а также с каркасом и тентом. В нём устанавливаются откидные лавки для транспортирования людей. На верхней части заднего борта предусмотрена специальная жесткая скоба, которая, при закрытом борте, служит поручнем, а при открытом – ступенькой для облегчения посадки в кузов.
Защита силового агрегата на внедорожнике – вещь обязательная |
Дневная кабина стандартная, как и на всех КамАЗах, только немного аскетичней: машина всё-таки военная. Рулевая колонка регулируемая, так же, как и водительское сиденье, однако последнее без пневмоподвески. В общем, устроиться удобно за рулём можно без труда. А вот пассажирам, которых в кабине двое, повезло меньше. Их сиденья просто прикручены к полу. Так сказать, "табуреточный" вариант.
Из-за значительного клиренса кабина КамАЗ-4326 расположена высоко, но садиться в неё удобно: подножкой служит петля из стальной "косички", а в нижней торцевой части проёма двери есть поручни.
Когда дверь кабины открыта, её пол находится на уровне глаз человека, стоящего на земле. И что же он видит? Да всю ту же ножную кнопку моторного (горного) тормоза. Анахронизм! Сколько уже говорилось представителям НТЦ ОАО "КАМАЗ", что от этой кнопки давно пора отказываться и переходить, ну, если не на ретардер в КП, то уж на электропривод с клавишей на панели приборов. Стоит отметить, что от архаичной ножной кнопки отказались КрАЗ, МЗКТ и "Волат", не говоря уже об импортных грузовиках.
Садиться в кабину достаточно удобно |
Вторая "неприятная мелочь" – это бачок омывателя лобового стекла. Проводя испытания многих челнинских грузовиков, мы не раз писали о том, что его место где угодно, но только не в кабине.У нас на тесте был КамАЗ-4325, владелец которого переделал его "под себя". Одним из усовершенствований этой машины был перенос бачка омывателя под кабину. Кроме того, стандартный резервуар был заменен пластиковой 10-литровой канистрой.
Вообще, после того, как нам пришлось столкнуться с КамАЗами, находящимися в частных руках, мы по-новому стали смотреть на челнинские грузовики. Прежде всего, стало ясно, что в "конвейерном" исполнении не эксплуатируется ни один грузовик: каждый владелец добавляет в конструкцию машины что-то своё. Этот факт для автостроителей из Набережных Челнов не очень радостный. Но, в тоже время, каждый владелец переделанного КамАЗа является фанатом этой марки. Несомненно, машины пользовались бы ещё большим успехом, если бы заводчане нашли возможность внедрить ряд доработок на моделях текущего производства. А возможность такая явно есть, ведь переделывают же машины частники, у которых к тому же каждая копеечка на счету.
Ступица рулевого колеса со шрусом |
В родной стихии
Как уже говорилось выше, нам всё же удалось найти на полигоне "подходящее" бездорожье и "помучить" КамАЗ на славу. В песчаном карьере, например, автомобиль начал "зарываться" в грунт, но, как только мы включили блокировки, он медленно, но верно начал выкарабкиваться. И передом заезжали мы в этот песок, и задом, всё равно машина продолжала движение. Под конец мы и вовсе обнаглели и решили преодолеть песчаную горку. КамАЗ и тут нас не подвёл.
Затем мы направились на размытый грунт. При движении по горизонтальной поверхности включать блокировки не было нужды: автомобиль уверенно двигался на приводе заднего моста. Сначала прокатились в спокойном темпе, не спеша. Понравилось. Вернулись на исходную позицию и ещё раз направили грузовик в "грязевую ванну", но уже побыстрей и с заносами задка. Как нам показалось, для хорошей фотографии всё ещё недостаточно эффектно. Идем на третий заход, ещё быстрее. КамАЗ слушался руля по-военному чётко, неукоснительно следуя заданной траектории. Автомобиль пронёсся по грязной жиже, обдавая всё вокруг фонтанами мутной воды.
Лебёдка для вездехода – дело нужное |
Кураж, конечно, дело хорошее, но в меру. Увлекшись, мы было хотели преодолеть пару подъёмов большой крутизны. Однако такие испытания на камских машинах мы уже проводили, и повторяться не было смысла.
Резюме
В общем, КамАЗ-4326 нам понравился, что называется по всем параметрам. Но, всё-таки, к конструкторам, испытателям и руководству ОАО "КАМАЗ" остаются вопросы. Когда же наконец будут устранены мелкие недоработки, в частности нерациональное расположение бачка омывателя, отсутствие пневмоподвески водительского сиденья, устаревшая панель приборов, которую не мешало бы сменить на современную, травмобезопасную. Неплохо бы усовершенствовать систему регулировки рулевой колонки, более удобно расположить педаль газа и… Ну, хотя бы это. О современной новой кабине мы даже и не заикаемся. Все прекрасно понимают, что любая модернизация требует больших финансовых затрат. Но так хочется, чтобы российские грузовики были на уровне европейских не только по своим ходовым качествам, но и по уровню комфорта.
Редакция благодарит руководство ОАО "КАМАЗ" за предоставленный на испытания автомобиль КамАЗ-4326.